наталья ионова
Конспект урока по родному языку русскому «Дело мастера боится» в 3 классе
▼ Скачать
Конспект урока по родному языку русскому на тему «Дело мастера боится». (слайд 1)
Цель: Создать условия для формирования представлений детей о словах, называющих необычные и интересные профессии старой России.
Задачи:
образовательные:
- создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом некоторых профессий;
- познакомить детей с устаревшими и забытыми словами;
- познакомить с прототипами современных профессий;
Публикация «Конспект урока по родному языку русскому „Дело мастера боится“ в 3 классе» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- формировать представления о труде людей прошлого;
развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, побуждать к творчеству и самостоятельности;
- расширять кругозор, познавательный интерес;
- развивать речь детей, обогащать словарь по данной теме;
воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к труду взрослых;
- воспитывать уважительное отношение к жизни наших предков.
Тип урока : открытие новых знаний.
Оборудование: проектор, мультимедийная доска.
Ход урока:
I Организационный момент. (слайд 2)
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
II Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания. (Тест.) Выберите правильный ответ, запишите его в тетрадь. (слайд 3)
1. Укажи, как называется небольшой, близкий к жилью лиственный лес:
А. чаща
Б. роща
В. тайга
Г. бор
2. Укажи, как называется дикий малопроходимый, преимущественно хвойный лес
А. чаща
Б. роща
В. тайга
Г. бор
3. Мшара – это … (слайд 4)
А. густой хвойный лес
Б. замшелый лес
В. сухое лесное болото
Г. пень, поросший мхом
4. Укажи лишнее слово
А. желтовник
Б. синецвет
В. душица
Г. Белозор
5. Укажи лишнее слово (слайд 5)
А. чистотел
Б. горлянка
В. сердечник
Г. Подснежник
6. Полоса в лесу, очищенная от деревьев, служащая границей участка, дорогой
А. опушка
Б. пустошь
В. просека
Г. мелколесье
7. Вязкая смолистая жидкость, выделяющаяся из ствола хвойного дерева в месте повреждения (слайд 6)
А. гарь
Б. живица
В. корьё
Г. бор
8. Укажи, какой лес не лиственный
А. осинник
Б. дубрава
В. ельник
Г. березняк
Работа в парах.
Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения теста по ключу, представленном на экране. При необходимости исправьте ошибки.
Ответы к тесту: (слайд 7)
1. тайга
2. роща
3. сухое лесное болото
4. душица
5. подснежник
6. просека
7. живица
8. ельник
III Самоопределение к деятельности.
(слайд 8) На странице 50 учебника записаны пословицы. Прочитайте их. О чем они? (о труде). Придумайте синонимы к слову – труд (работа, профессия, дело). Как вы понимаете эти пословицы? (ответы детей) Запишите в тетрадь одну пословицу на выбор.
Назовите профессии ваших родителей. (ответы детей) Как называют людей, хорошо знающих и выполняющих своё дело? (мастер).
Вы уже догадались, о чем сегодня пойдет речь? (ответы детей). Посмотрите на экран (слайд 9) и расшифруйте головоломку, в которой спрятано название темы нашего урока (Дело мастера боится). (слайд 10) Мы с вами будем говорить о профессиях, которые «исчезли» из нашей современной жизни.
Давайте подумаем и определим цель урока. (Узнать, какие профессии были распространены в древней Руси, что они означают).
IV. Работа по теме урока
Профессия может исчезнуть, а слово остаётся в песнях, книгах, живет в других словах. Встречали ли вы ямщиков? А слово ямщик могли слышать: «Ямщик, не гони лошадей…», «В той степи глухой замерзал ямщик…», и человека по имени Ямщиков могли встретить. Появляются новые профессии – а вместе с ними и новые слова. Человек полетел в космос – появилось слово космонавт. А сейчас в университетах уже готовят космогеологов – тех, кото будет исследовать полезные ископаемые на других планетах.
Запишите в тетрадь одну «исчезнувшую» профессию и одну, появившуюся недавно.
(слайд 11) Выполните упр. 1 с. 50-51 Рассмотрите репродукцию картин, к каждой подберите подходящую подпись. Значение незнакомых слов уточните по толковому словарю.
Какие профессии есть у всех народов? (врачи, учителя, продавцы, пекари, строители)
Какие профессии были распространены на Руси? (земледельцы, хлеборобы, рыболовы, лесорубы, столяры, плотники, ямщики)
Знаете ли вы, чем занимается плотник? столяр? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитай текст упр. №2 с. 52-53.
Иногда по фамилии человека можно узнать, кем по профессии были его далёкие предки, потому что некоторые фамилии указывают на род занятий. Выполните задание к упр. №3 с. 53.
V. Физкультминутка (слайд 12)
Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет. (Махи руками)
Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует. (Хлопки)
Дровосеки рубят. (Махи с наклонами)
Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет, (Поднимание плеч)
Наша детвора?
VI. Продолжение работы по теме урока
А мы с вами продолжим наш урок
Прочитайте информацию «Из истории языка и культуры» с. 54 Кто такой извозчик и ямщик? Как называют людей этих профессий в наши дни? (слайд 13)
Обратите внимание, что означают слова «кибитка» и «облучок».
(слайд 14) Упр. 5 с. 55. Прочитайте фрагмент романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Значение незнакомых слов можете уточнить в рубрике «Толковый словарь». Найдите иллюстрацию, которая точно соответствует тексту. Объясните, почему не подходят другие. Спишите стихотворные строки в тетрадь.
С давних времен люди занимались торговлей. Как раньше называли людей, занимавшихся этим ремеслом? (купец). Прочтите определение значение этого слова на с. 56. Как можно назвать людей, занимающихся торговлей в наше время? Устно выполните упр. 7. с. 56.
VII. Закрепление изученного материала
Были на Руси профессии уважаемые и редкие, сложные и загадочные. Одни не дошли до наших времен, другие получили новое рождение, третьи и вовсе сгинули. А некоторые профессии изменились настолько, что их теперь не узнать.
О каких профессиях вы сегодня узнали? Какие из них вам не понятны?
(слайд 15)
Бондарь (бочар) — ремесленник, выделывающий бочки и другие ёмкости из дерева.
Звонарь - тот, кто звонит в церковные колокола.
Ямщик — человек, занимающийся перевозками на транспорте.
Можно ли в наше время встретить людей этих профессий? (ответы детей)
VIII. Рефлексия
Давайте подведем итог сегодняшнему уроку. Итак, что нового вы узнали? Что вызвало у вас наибольший интерес? Было ли что-то непонятно и сложно? Где мы можем встретить упоминание сегодня несуществующих профессий?
Перед вами на партах лежат смайлики: зеленый – все было понятно, доволен работой на уроке; жёлтый – было немного трудно, нужно еще поработать; красный – ничего не понял, урок был неинтересен. Выберите тот, который, характеризует, как вы поняли сегодняшнюю тему.
IX. Домашнее задание
(слайд 16) Выполните упр. 4 с. 53