МААМ-картинки

Конспект урока по предмету «Специальное фортепиано» во втором классе

Типикина Елена
Конспект урока по предмету «Специальное фортепиано» во втором классе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект урока

по предмету «специальное фортепиано»

с ученицей 2 класса

Виноградовой Анастасией

ТЕМА:

«Пианистический аппарат как основа фортепианной техники»

Цель урока : Корректировка недостатков в постановке пианистического аппарата для успешного обучения на занятиях, необходимость правильной посадки для укрепления физического здоровья

Задачи:

Обучающие:

Публикация «Конспект урока по предмету „Специальное фортепиано“ во втором классе» размещена в разделах

- приобретение новых знаний о пианистическом аппарате

- продолжить формирование ЗУН

- разучивание пианистических упражнений

Воспитательные:

- активизировать познавательную деятельность

- продолжить формирование сознательного отношения к умственному труду

- продолжить формирование эстетической культуры

Развивающие:

- продолжить развитие навыков фортепианной техники

- продолжить развитие индивидуальных психических процессов (эмоциональных, волевых, познавательных)

Педагогические технологии:

- личностно-ориентированная

- здоровьесберегающая

- перспективно-опережающая

- игровая

- информационно-компьютерная

Методы обучения: наглядный, словесный, практический

Тип урока : комбинированный

Форма организации урока : индивидуальное занятие

Материально-техническое обеспечение учебного занятия:

- фортепиано

- нотный текст

- ноутбук

Структура занятия:

I Организационный этап

Педагог анализирует эмоциональное состояние ребёнка, устанавливает степень его психологической готовности к уроку, создаёт благоприятную, доверительную атмосферу (использование элементов личностно-ориентированной педагогической технологии)

II Основной этап

1 Гимнастика:

1) Упражнения для плеч

2) Упражнения для локтевых суставов

3) Кистевые упражнения

4) Упражнения для пальцев

Преподаватель использует элементы здоровьесберегающей технологии, которые необходимы не только для общего здоровья ученика, но и для правильной постановки рук

2 Объяснение упражнений для игры на фортепиано

1) Упражнение «Жучок»

2) Упражнение «Змейка»

3) Упражнение «Лодочка»

4) Упражнение «Часики»

5) Упражнение «Петельки»

ФОРМУЛА №1

Освоение прямого и противоположного движения гаммы или

«СКАЗКА ПРО ДВУХ ЖУЧКОВ»

Жил в музыкальной стране маленький, любопытный жучок (для наглядности можно нарисовать жучка на бумаге, а в качестве домашнего задания, пусть сам ученик нарисует своего собственного). И выглядел он так: голова (ми, фа#, соль#) и брюшко (ля, си, до#, ре#, ми).

Изучаем сначала голову: крепко соединяем три пальца вместе, образуя голову (без инструмента, затем играем тремя пальцами на трёх нотах вверх и вниз.

Проверили – всё ли на месте? (глазки, ушки, носик) – играем на non legato

Погладили жучка по голове - играем на legato.

Подёргали его за усики – играем на staccato.

На начальном этапе используется игра разными штрихами. На следующих занятиях начинаем вертеть головой жучка и чем быстрее, тем лучше. Педагог должен следить за тем, какой темп для ученика оптимальный на данном этапе обучения. Очень важно, чтобы работа над техникой не переходила в монотонный механический процесс. Для этого нужно придумывать и описывать всё то, что увидел жучок, когда вертел головой. Фантазируя, ребёнок получает удовольствие от занятия, т. е. возрастает интерес и соответственно процесс обучения становится плодотворным.

Изучаем брюшко: крепко соединяем пять пальцев вместе, образуя туловище (без инструмента, затем играем пятью пальцами на пяти клавишах вверх и вниз.

Игра разными штрихами преподаётся по принципу «головы». Ускорять темп необходимо постепенно и также в «игре». Например, можно изображать танцующее брюшко или придумать что-то другое.

Следующий этап: рисуем на клавишах нашего весёлого жучка целиком.

Полезно перед исполнением на инструменте проделывать такое упражнение. Педагог поймал жучка (держать за запястье, а тот очень быстро перебирает лапками, так как испугался и хочет на землю (стараться быстро двигать пальцами при свободной руке). Затем педагог мягко и плавно двигает запястье ребёнка по всей клавиатуре (показывает жучка всем родным и друзьям, а ученик также быстро шевелит всеми пальцами.

Принцип исполнения тот же. Игра разными штрихами и постепенное ускорение темпа. Педагог должен внимательно следить, чтобы рука не извивалась при игре (жучок устал или забыл дорогу домой.).

Изучив гамму правой рукой, нужно освоить левой. Рисуем для нашего жучка друга или подругу. Принцип обучения тот же. Я бы рекомендовала начинать с «головы» т. е. от «ми» вниз.

Когда обе руки освоены достаточно хорошо, можно приступать к изучению гаммы в противоположном направлении. От одной ноты в одну октаву. В продолжение нашей сказки, жучки поссорились и разбежались в разные стороны, потом подумали и решили помириться. Воспитываем этическое восприятие.

Далее следует освоение гаммы в прямом движении. По сценарию: жучки вместе отправились исследовать лес. По дороге они встретили гусеницу и разговорились. Остановка происходит на симметрично расположенных 1 и 2 пальцах. Здесь важно освоить навык координации. Я бы советовала «беседовать» продолжительно, до тех пор, пока не появится удобство в руках. Затем путешественники добрались до полянки (конец первой октавы, передохнули, набрались сил и стали возвращаться домой. На обратном пути снова встретили гусеницу и разговорились вновь. Темы «бесед» придумывайте вместе с учеником. Я бы советовала иногда разговаривать во время игры на инструменте. В это время можно увидеть насколько закрепилась мышечная память и развилась координационная свобода.

По такой же схеме освоить ещё 4 мажорные гаммы в порядке убывания ключевых знаков: E-dur, A-dur, D-dur, G-dur, C-dur.

ФОРМУЛА №2

Другой элемент гаммового комплекса –

хроматическая гамма «ЗМЕЙКА»

В своей практике А. Д. Артоболевская называла хроматическую гамму - «змейка», так как её исполнение похоже на витееватый путь змеи. На следующих уроках определяем достаточную подвижность пресмыкающего, и делаем вывод, что для его изображения нужно увеличить скорость исполнения. Для того чтобы звучало быстро, нужно создать максимально близкий контакт с клавишами (вместе с учеником поговорить о способе передвижения змеи – как она ползёт, тесно прижавшись к земле). Если ученик высоко поднимает пальцы или руку (только если он не исполняет задание педагога, то можно сказать, что его «змея» очень капризная и высоко поднимает спинку.

Сначала научиться играть одной рукой, затем другой. Игру двумя руками я бы рекомендовала начинать с противоположного движения от нот «соль#» и «ре» (ввиду симметричной аппликатуры). Изображаем двух «подруг», которые обиделись и разбежались.

Когда двумя руками достигнута хорошая координация, можно переходить к освоению прямого движения. Трудностью является симметричная аппликатура на нотах «ми» и «фа»; и на нотах «си» и «до». Я бы рекомендовала использовать принцип «беседа». «Разговаривать» до тех пор, пока ученик не достигнет удобства в исполнении этой трудности, т. е. за одну октаву получится два разговора. Изучать прямое движение я бы советовала также с ноты «ре», для того, чтобы оба «разговора» были внутри пути. Также удобнее будет придумывать сказку про «подружек».

Предлагаю такой вариант :

1. «разбежались» (от одной ноты «ре»)

2. прямое движение двумя руками вверх

3. левая рука вниз

4. «сходятся» (навстречу друг другу)

5. прямое движение двумя руками вниз

6. правая рука вверх

7. «сходятся» (навстречу друг другу)

8. «возвращение к исходной точке»

ФОРМУЛА №3

Аккорды и арпеджио «ЛОДОЧКА»

Литературное название «лодочка» этот элемент получил в процессе его изучения. Исполнение аккордов в мелодическом виде, по мнению моих учеников, напоминает покачивание лодочки на волнах. В своей практике я начинаю изучение аккордов с C-dur, так как это достаточно удобно и обычно совпадает с программой по сольфеджио, что существенно облегчает понимание. Сначала мы изучаем трезвучие правой и левой рукой поочерёдно. В зависимости от качества звучания «лодочка» может быть деревянной, железной и т. д. Исполняем аккорд в гармоническом виде (три звука, взятые вместе, затем в мелодическом виде (арпеджио на трёх звуках вверх и вниз без повторения верхнего тона) и снова в гармоническом. И снова я бы не торопилась изучать обращения трезвучия сразу. Главное, освоенное умение трансформировать в навык. Только в этом случае, при соприкосновении с данным элементом в дальнейшем, у ребёнка не возникнет особой трудности и работа будет строиться по схеме улучшить навык, а не изучать заново. По такому же принципу изучаем секстаккорд и квартсекстаккорд в С-dur. При этом акцентируем внимание не на аппликатуре, а на удобстве руки. У ученика должно вырабатываться такое понятие как «чувствовать клавиатуру», поэтому если количество потраченного времени на изучение элемента оптимально и рационально, то результат будет зафиксирован мышечной памятью и в дальнейшем принесёт свои плоды. Если ученик добился хорошего исполнения аккордов каждой рукой отдельно, можно играть двумя вместе.

Изучая данную формулу, я предлагаю своим ученикам освоение золотой секвенции. Сначала мы учим басовую партию в a-moll : I- IV-VII- III-VI–II–V-I. Предлагаю исполнять данную цепочку в нисходящем движении аппликатурой 1-5-1-5-1-5-1-5. При постоянном контроле педагога за сводом руки, такая аппликатура способствует правильной постановке первого и пятого пальцев и их укреплению. Затем, добавляем партию правой руки. Играем трезвучие в гармоническом звучании от каждой ноты баса (от V ступени строим трезвучие в гармоническом виде (VII+). В первоначальном варианте «золотая цепочка» (так называют секвенцию мои ученики) звучит так: БАС + АККОРД. В дальнейшем, вместо аккорда мы используем разные виды фактуры: формулу «лодочка», «колыбельная» (терцовый и квинтовый звук в аккорде играем вместе, чередуя с примой). Исполнение золотой секвенции приносит радость не только ученикам, но и их родителям.

ФОРМУЛА №4

ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЧАСИКИ»

Одновременно с изучением трезвучия с обращениями, я бы рекомендовала такое тренировочное упражнение. Мы его назвали «часики». Сначала мы изучаем последовательность из четырё х аккордов: Т53 S64 D6 T53 в тональности С-dur. Скажу о том, что эта последовательность обладает множеством достоинств. Во-первых, на ней мы можем теоретически познакомиться, научиться различать на слух и исполнять на инструменте функции и освоить порядок их следования: тоника, субдоминанта, доминанта и снова тоника. Во-вторых, это пианистическая сложность: смена аккордовой фактуры в близком расположении. В-третьих, это звучит красиво и такая последовательность – отличный материал для музицирования. Когда схема выучена достаточно хорошо, мы переходим соответственно к сути упражнения. Для этого каждый аккорд мы исполняем в виде «альбертиевых басов». Окончательное звучание должно напоминать ход часов. Это должно получится при условии ровного исполнения упражнения. Можно сначала играть так: трезвучие в гармоническом виде, затем дробление трижды с устойчивым окончанием на басу, квартсекстаккорд в гармоническом виде, затем дробление трижды с устойчивым окончанием на басу и т. д. Таким образом, не нарушится ритмичность и несколько остановок в пути немного облегчат трудность. Когда ученик освоит этот элемент, можно сказать ребёнку, что такие часы не надёжны, потому что часто ломаются, поэтому нужно либо купить новые, либо починить старые (выбирайте любой вариант или придумайте другой). Окончательный вариант мы играем таким образом: по два аккорда в виде «альбертиевых басов» без остановки, только последний один раз и остановка. Изучение этого упражнения также необходимо начинать каждой рукой отдельно. Затем можно тренироваться таким образом: в левой руке исходные аккорды, а в правой – разложенные в виде «альбертиевых басов» и наоборот.

Окончательный вариант – это исполнение двумя руками вместе.

ФОРМУЛА №5

ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПЕТЕЛЬКИ»

Ещё одно упражнение, которое очень любят мои ученики – это «петельки».

Играем сначала на трёх нотах и тремя пальцами. «Рисуем» петельку мысленно, затем на бумаге и после этого на клавишах. Начинаем с ноты «до» («до»-«ми»-«ре»-«до»). Дальше от ноты «си» такую же, затем от «ля» и так до ноты «до» через октаву вниз. Каждая петелька отдельно друг от друга. Затем связываем петельку к петельке и вяжем красивый узор. Для этого после первого пальца берём не третий, а четвёртый. Скорость вязания обычно высока, поэтому детям нравится это упражнение, и они с удовольствием пытаются играть всё быстрее и быстрее. Большую пользу данный элемент представляет для первого пальца, так как чтобы упражнение получилось бегло и ровно, большой палец должен быть ловок и не падать при игре. Также можно «вязать» петельки вверх. От «до» до «до» через октаву. Это немного труднее, но тоже очень полезно. Здесь ответственность будет нести четвёртый палец (обычно слабый и требующий к себе особого внимания). А трудность первого пальца меньше не станет, так как от его цепкости и ловкости зависит скорость «вязания» вверх. Также рекомендую изучать отдельно каждой рукой, а затем двумя вместе. Для того чтобы упражнение не превратились в скучные бесконечные повторения, рекомендую устроить «передачу эстафетной палочки». К примеру, начинает правая рука, а левая уже в ожидании своего выступления. Последняя нота правой руки должна совпадать с первой у левой руки и наоборот. Вариантов может быть много. В дальнейшем, обязательно тренироваться как вместе двумя руками, так и отдельно, для проверки качества «вязания».

Преподаватель использует игровую педагогическую технологию. Все упражнения имеют литературные названия, реалистично приближенные к жизненнной ситуации и доступны пониманию ученика.

3 Проигрывание упражнений учеником

4 Корректировочная практическая часть

Педагог исправляет допущенные ошибки в исполнении, внимательно следит за правильной постановкой руки. Постоянно направляет деятельность ученика, требует контроля умственного, физического, слухового.

5 Гимнастика

1) Упражнения для шеи

2) Упражнения для спины

В середине урока преподаватель использует элементы здоровьесберегающей технологии. Вводятся упражнения, помогающие снять напряжение с мышц спины и шеи, которые мало участвуют в процессе игры на фортепиано.

6 Проигрывание произведений:

1) А. Лешгорн «Этюд»

2) В. Коровицын «Емеля на печке едет»

Выбор произведений и их изучение осуществляется преподавателем с использованием перспективно-опережающей технологии, что позволяет ученице активно двигаться вперёд, достигать результатов, выступать в мероприятиях различного уровня и занимать призовые места.

7 Корректировочная практическая часть

На этом этапе нам понадобится ноутбук. Применяя информационные коммуникативные технологии, преподаватель использует возможность посмотреть вместе с учеником видеозапись исполнения фортепианных произведений ведущими музыкантами всего мира.

После прослушивания преподаватель и ученик ведут диалог:

Преподаватель: Что в исполнении пианиста наиболее запомнилось?

Ученица: Произведения звучат ярко, интересно. Поражает лёгкость, с которой исполнены пьесы. Создаётся ощущение, что пианист не прилагает никаких усилий.

Преподаватель: Лёгкость в восприятии звучания создаётся за счёт естественности в движениях музыканта. Его пианистический аппарат работает слажено, никаких лишних движений. Этого должны добиваться и мы. Для того чтобы произведение звучало интересно, необходимо уметь разделять фактуру. Мы строим произведение как строитель – дом. Закладываем фундамент – важность баса в левой руке, строим стены – гармоническое изложение в среднем регистре, воздвигаем крышу – мелодическая линия всего произведения.

Ученица: Я попробую построить собственный дом. И поселить туда МУЗЫКУ.

Педагогический процесс будет результативным и приносить радость его участникам лишь в тесном творческом сотрудничестве преподавателя и ученика.

IV Заключительный этап

Педагог подводит итоги занятия. Обобщает ход урока : приобрели новые знания о пианистическом аппарате, продолжили закрепление навыков фортепианной техники, разучили пианистические упражнения, использовали тренировочный процесс для исполнения музыкальных произведений. Преподаватель просит ученика проанализировать эмоции и впечатления от урока. Задаёт домашнее задание.

Публикации по теме:

«Подснежники». Фотоотчет об уроке ИЗО во втором классе«Подснежники». Фотоотчет об уроке ИЗО во втором классе На прошедшей неделе мне предоставилась возможность провести урок по ИЗО во втором классе. Если честно, я всегда думала, что ИЗО расшифровывается.

Фотоотчёт выставки детских работ во втором классе «Поделки, рисунки и открытки к Женскому Дню 8 Марта»Фотоотчёт выставки детских работ во втором классе «Поделки, рисунки и открытки к Женскому Дню 8 Марта» Фотоотчёт с выставки детских работ «Поделки, рисунки и открытки к Женскому дню 8 Марта»Автор: Ступченко Ирина Николаевна, учитель начальных.

Фотоотчёт «Встреча Нового года во втором классе»Фотоотчёт «Встреча Нового года во втором классе» Представляю Вашему вниманию фотоотчёт с празднования новогоднего утренника в МБОУ СШ №5, пгт. Яблоновский. Праздник проводился в актовом.

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.

Макет карточки-задания для учителя по предмету «Изобразительное искусство» в 6 классе. Пейзаж в русской и советской живописи Вид занятий: беседы по искусству. Тема урока: «пейзаж в русской и советской живописи». Задание: Проанализируйте содержание художественных.

Урок по предмету «Человек и мир» во 2 классе по теме «Звери» в музееУрок по предмету «Человек и мир» во 2 классе по теме «Звери» в музее Цель: создание условий для формирования представлений о зверях, их образе жизни, питании, заботе о потомстве. Задачи: познакомить.

Презентация «Внеурочная деятельность по предмету «Кубановедение» во 2 классе. Заочная экскурсия» Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас совершить заочную экскурсию с учащимися 2 класса по городу Краснодару. Ученики подготовили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по предмету «Специальное фортепиано» во втором классе
Опубликовано: 23 сентября 2020 в 10:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по предмету «Специальное фортепиано» во втором классе» (включая файлы) размещена пользователем Типикина Елена (УИ 2414161) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД