Татьянина Наталья
Конспект урока по методике преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
▼ Скачать + Заказать документы
Основы религиозных культур и светской этики
Тема: Православный храм
Тип: «открытия» нового знания
Вид: беседа с элементами проблемного изложения
Цель: Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
Задачи:
расширить интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православ-ной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся;
Публикация «Конспект урока по методике преподавания учебного курса „Основы религиозных культур и светской этики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культур-ному наследию.
Оборудование и материалы к уроку :
учебник А. В. Кураев «Основы православной культуры», М. 2012 г. ;
рабочая тетрадь Т. А. Берсенева «Основы православной культуры», М. ;
компьютер,
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Добрый день ребята! Я рада встрече с вами. Надеюсь, вы сего-дня узнаете много интересного и полезного; станете не только внима-тельными слушателями, но и активными участниками нашей деятель-ности. Давайте улыбнемся друг другу, и подарим хорошее настроение. Если вы научитесь дарить тепло своего сердца окружающим, то это тепло будет возвращаться к вам.
2. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Ребята, вы любите загадки? (Ответ детей) Ваша задача: разга-дать загадку ответы записывают в тетрадь.
Это дом - не просто дом:
Он красивый и с крестом.
Золотые купола,
Звонкие колокола!
Помолиться в этот дом
Ходят в трепете святом
По утрам и вечерам.
Это-православный - (храм)
Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.
Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же воз-водился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, наде-ется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм - источник живительной благодати, где люди обраща-ются к Богу и получают просимое.
Попробуйте дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом. (учащиеся дают определения слову «храм»)
Ученики: Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.
- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.
- В храме много икон.
Зачем люди посещают храмы? (В храме человек приближается к Богу, благо-дарит его или просит о чём-то).
3. Изучение нового материала.
Учитель: Все ваши ответы абсолютно правильные. Но на уроке мы подроб-но разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами со-ставите памятку «Как правильно себя вести в храме».
На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.
Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.
Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Бо-жию, строители приступали к работе.
Каким образом храм отличается от всех остальных зданий? (У него есть ку-пол, на котором находится крест).
Учитель: Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зда-ний. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.
Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.
Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.
Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означа-ющей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.
Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображаю-щим собой небо.
Учитель: Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы).
Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Гла-вы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов? (предпо-ложения детей)
-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
-три главы (три Лица Святой Троицы);
-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);
-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);
-девять глав (девять чинов Ангельских);
-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.
Как вы думаете, зачем нужны колокола? (Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех).
Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших ча-стях совершаемой в храме службы.
• Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
• Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т. п., называется «трезвон».
• Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».
Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.
Учитель: Ребята прослушаите фрагмент колокольных звонов.
Какие чувства вызывает у вас звон колоколов? (Поскольку звон бывает очень разный, то и чувства разные пробуждаются. Низкие размеренные удары наводят на мысли о тщете всего земного, величавый звон пробуждает тягу к чему-то возвышенному, а веселый перезвон малых колоколов приводит к мысли, что жизнь все-таки прекрасная штука, что печали и неудачи пройдут и запоет душа в унисон дополнительным колокольчиком)
Изучение устройства храма.
Давайте перенесёмся в храм на некоторое время. Мы поднимаемся по сту-пенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.
Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, вре-менно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.
Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик - каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.
Главнейшая часть храма - это алтарь, место святое, поэтому в него не позво-ляется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю.
Самое важное место в алтаре - престол - особо освященный четырехуголь-ный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верх-ней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Хри-стос и потому касаться его могут только священники.
4. Рефлексия
Учитель: Ребята, вы все знаете, что в школе существуют правила поведения для учащихся. В храме также существуют правила. Давайте с ними познако-мимся:
Правила благочестивого поведения в храме
(читают заранее подготовленные учащиеся)
Автор: Игумен Виссарион (Остапенко)
Прежде чем зайти в собор,
головной сними убор
злые мысли отгони
не нужны тебе они.
***
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
осени себя крестом.
***
Богомыслие храни,
Лень подальше отгони,
Душой с Богом примирись,
О всем мире помолись
***
Богомольцев не толкай
К чину в храме привыкай
Не гляди по сторонам
Не полезно это нам.
***
Хоть старушка,хоть девица-
Не посматривай на лица,
Очи в землю опусти,
О грехах своих грусти.
***
Со смиреньем как мытарь,
На святой взирай алтарь
где Дух Божий обитает,
Благодатью нас питает.
***
Слушай пение и службу
Разорви с бесами дружбу,
Козни их не принимай,
Слову Божию внимай.
***
И скажу я от души,
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
***
Приложись потом к кресту,
Обещанье дай Христу,
что исправиться намерен
И пребудь обетам верен.
***
Время даром не губи
Службу Божью полюби.
И пока душа в груди
на молитву приходи.
Учитель: О чем мы говорили с вами на уроке?
Для чего люди ходят в храм? (Люди, приходя в храм, учатся добру, мило-сердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести).
Что получают люди в храме? (Кто что ищет в церкви, тот то и находит, если он идет действительно с верой, а если он пришел со злостью, то со злостью и уйдет. ничего не взяв и не потеряв).
О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?
Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?
5. Домашнее задание.
Учитель: Ребята вы сегодня молодцы. Запишите домашнее задание в днев-ник прочитать стр. 48-51 учебника, ответить на вопросы. Составьте и офор-мите памятку «Как вести себя в храме»