Виталий Тян
Конспект урока по истории Древнего Мира 5 класс «Театр Диониса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока
Тема урока : «В театре Диониса»
Класс – 5
Цели урока :
Обучающие:
1. Формирование представления о возникновения театра.
2. Формирование представления о здании театра, актеров и хора.
3. Формирование представления о трагедии Софокла «Антигона».
4. Формирование представления о комедии-сказки Аристофана «Птицы»
Публикация «Конспект урока по истории Древнего Мира 5 класс „Театр Диониса“» размещена в разделах
- История. Уроки истории
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Развивающие:
1. Формирование умения описывать учебную картину (иллюстрацию) (II)
2. Формирование умения выделять главное (I)
3. Формирование умения пересказывать текст параграфа (II)
Воспитательные:
1. Формирование ценностного отношения к культуре
Материалы и оборудование:
1. Государственный образовательный стандарт основного общего образования //[эл. ресурс]режим доступа//https:www.standart.edu.ru
2. Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
3. Учебник
4. Авторская презентация «В театре Диониса»
5. Интерактивная доска
Этап урока; метод. прием Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. организационный Оформление доски: Тема:
«В театре Диониса»
План:
1. Возникновения театра
2. Здание театра, актеры и хор
3. На представлении трагедии
4. Комедия-сказка Аристофана «Птицы».
Понятия:
- Здравствуйте, ребята! Повторяйте домашнее задание. Готовятся к уроку.
Приветствуют учителя.
Готовятся к уроку
Повторяют Д. З
II.опрос д/з
Индивидуально устный.
- Ребята, на прошлом уроке мы побывали с вами по Афинских школах и гимнасиях. Давайте вспомним, что же мы узнали о них и для этого у вас на партах лежит листочек, вы должны поставить +(да) или –(нет).
Проверка д/з графический диктант
1. В Древней Греции дети начинали посещать школу с 7 лет.
2. Через 4 года, после поступления в Палестру, греки могли продолжить обучение в гимнасии.
3. В школе обучались как мальчики, так и девочки.
4. Образование в Древней Греции было бесплатным.
5. В 12 лет мальчики поступали в палестру.
6. В школах дети писали при помощи восковых табличек и стиля.
7. Педагог – древнегреческий учитель.
8. Палестра – учебное заведение, где обучались боевым искусствам и занимались спортом.
9. Одним из навыков, который приобретали, обучаясь в гимнасии, было красноречие.
10. Музыку греки могли изучать только в специальных музыкальных училищах. Предполагаемые ответы учеников.
Выполняют задания
III. новая тема:
1. Возникновения театра.
Сжатое изложение с элементами беседы.
2. Здание театра, актеры и хор
3. Трагедия Софокла «Антигона».
4. Комедия Аристофана «Птицы».
На доске вы видите опорные слова «кассир,сценаристы, оформители,спектакль,звукорежиссер,пьеса,декорация,афиша,гример,режиссер,осветители,актеры,сценаристы»
Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Правильно. Молодцы
Тема нашего урока : «В театре Диониса»
Многие люди любят театр, но далеко не все знают, что театр возник в Греции ~ 2,5 тыс. лет назад.
Само слово «театр» - по-гречески означает «зрелище».
Современный театр своими корнями и традициями восходит к театру Древней Греции.
На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с историей возникновения древнегреческого театра, устройством театра, познакомитесь с творчеством древнегреческих поэтов : Эсхила, Софокла, Аристофана.
Чьи произведения до сих пор исполняются на сценах многих театров мира
А сейчас, откройте тетради, запишите число, тему урока : В театре Диониса.
(пишем красиво, без ошибок)
И сделаем запись первого термина – театр – по-гречески зрелище. (Позднее само здание стали называть театр)
Записываем термин театр и сатира в тетрадь
Каковы же истоки возникновения театра?
У всех народов мира с древнейших времен существуют праздники, связанные с ежегодными циклами, умирания и возрождения природы, со сбором урожая.
В Греции такие праздники были посвящены богу Дионису.
Как вы думаете, почему?
Прочитайте 1 пункт 39 параграфа.
Молодцы, правильно
Греческие театры располагались под открытым небом на склонах холмов и вмещали тысячи зрителей.
Давайте прочитаем 2 пункт 39 параграфа и ответим на вопросы:
Из сколько частей состоял театр?
1. Как называлась первая часть театра?
2. Как называлась вторая часть театра?
3. Как называлась третья часть театра?
4. Какие два вида представлений было в греческом театре?
5. Кто являлся участниками представлений?
На представлении трагедии Софокла «Антигона» вы ознакомитесь самостоятельно дома
А теперь познакомимся и разыграем древнегреческую комедию Аристофана «Птицы».
Разыгрываем сценку:
1-й Афинянин (в маске) : Беспокойна жизнь в Афинах и тяжела – вот от чего в дорогу мы отправились.
2-й Афинянин (в маске) : Наскучила нам жизнь в Афинах. Пойдем поищем мы пристанище потише, посмотрим мир и выберем себе какое-нибудь тихое местечко.
Появляется актер в костюме Удода.
1-й Афинянин:
О, то ты царь Удод,
Летаешь много и везде,
И видишь родные края и страны,
Так посоветуй, куда же нам пойти?
И, где живется безопасней?
Удод:
Я был у скифов,
И в персидском царстве.
У берегов Египта зимовал,
Летал у Трои, Иерусалима,
Но жизнь спокойную
Нигде я не видал,
Везде, где люди, птицам там не место.
Еду, гнездо и жизнь готовы отобрать.
2-й Афинянин:
А вы постройте город в небе,
Оттуда землю можно наблюдать.
1-й Афинянин:
Оттуда люди – мошки,
Оттуда ими можно управлять.
Удод:
Я замысла не слышал остроумней,
И если кто-нибудь из вас
Привольно с нами жить захочет,
Иди скорее к нам!
Появляются птицы, танцуют и поют:
Ай, ай, ай, без счета птиц!
Ай, ай, ай сорок синиц!
Верещат, пищат, стрекочут,
Скачут, прыгают, свистят.
Вот счастье, с крыльями на свет родиться!
Выше счастья в мире нет!
Изображают строительство города.
1-й Афинянин:
Месили глину гусаки,
В зобу носили камни для фундамента,
А чибисы водой снабжали их.
Месили глину цапли, журавли.
2-й Афинянин:
Построили небесный город.
Между богами и людьми.
И получили власть над миром.
Чу, на этот раз летит не птица.
Кто же?
Вестница богов – Ирида!
Птица:
О, кто это – Ирида!
Ни с места!
Стой!
Где пропуск твой
За подписью вороны?
Удод:
Долой отсюда!
В великий город наш богам заказан вход
Из зевсовых детей никто к нам не пройдет!
Птицы:
Курений сладкий дым
И мяса жирный чад
Отныне никогда до них не долетят!
Ирида: (рыдает, уходит).
Вопросы к учащимся:
– Отрывок из какой пьесы вы смотрели?
– Почему роль Ириды играл мальчик?
– Что вам особенно запомнилось в Древнегреческом театре?
О театре Диониса
.
Да были
Называют театра, которые знают
Записывают
Театр - по-гречески означает зрелище
Сатиры - лесные боги
Отвечают:
Для этих ежегодных представлений стали отводить особую площадку, обычно у подножия холма. Зрители стояли или сидели на склоне холма, потом здесь появились скамейки. С конца VI в. до н. э. в греческих городах стали строить специальные здания. Почти в каждом городе, даже в небольшом, был свой театр. Самым старейшим театром был театр Диониса в Афинах, он вмещал до 17 тыс. зрителей.
Отвечают:
- 3 части;
- места для зрителей;
- орхестра – круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор. (запись в тетрадь)
- скене- примыкающая к орхестре постройка;
- комедия- веселое и насмешливое представление;
- трагедия - представление, заканчивающееся гибелью героя.
- мужчины
Разыгрывают сценку
IV. закрепление Проверим, как вы запомнили некоторые сведения и слова по теме: (хором добавляйте слова)
На холмах и среди склонов
Сотни местных и гостей.
Театр прославленной Эллады
Состоял из трех частей.
Для удобства посетителей
Лесенкою вниз – места для зрителей.
Для хора и актеров – специальное место,
Это площадка зовется - Орхестра.
То дворец, то берег моря
Нарисован на стене-
Театральная постройка называется - скене.
Прошло немало зим и лет,
А перед нами греческий билет –
Небольшие с буквами пластины
Из свинца иль обожженной глины.
Мелькают маски и костюмы,
Волнуют публику картины.
Все роли в греческом театре
Играли только лишь – мужчины.
Немного горя, слез и стона
В трагедии Софокла «Антигона»
Заставит всех повеселиться
Комедия Аристофана «Птицы»
Для умных и не очень,
Низких и рослых.
Театр в то время
Был школой для взрослых.
Смотрят на слайд и отвечают
V. домашнее задание Параграф 39,читать и пересказывать, нарисовать маску (по желанию) Записывают д/з.
VI. оценивание Выставляются оценки.