Людмила Олейник
Конспект урока по чтению в 4 классе «Праздник Святого Николая»
▼ Скачать + Заказать документы
Русский язык (чтение, 4 класс
Тема урока :
По Василию Скуратовскому
«Праздник Святого Николая».
Учитель начальных классов :
Олейник Л. В.
2017 – 2018 учебный год
Слайд №1, 2
Урок : Русский язык (чтение). 4 класс
Тема урока : По В. Скуратовскому «Праздник Святого Николая».
Планируемые результаты:
Публикация «Конспект урока по чтению в 4 классе „Праздник Святого Николая“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Сценарии праздников и мероприятий в начальной школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Предметные умения: ознакомление с рассказом по В. Скуратовскому «Праздник Святого Николая»; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения, чтение по ролям.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) :
Познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы.
Регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища.
Коммуникативные - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе.
Личностные результаты - умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.
Тип урока : изучение нового материала.
Оборудование: скороговорки, стратегия «Кластер», компьютер, интерактивная доска, таблица «Шульге», карточки для индивидуально пользования, видеоролики о зиме, притча, музыка П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь» и др.
Ход урока:
.Организационный момент.
Слайд №3
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
. Нервно-психологическая подготовка.
Слайд №4
- Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
- Кто хочет стать настоящим читателем?
- А что для этого нужно?
Читать осознанно, бегло, правильно, выразительно, активно работать на уроке.
- Сегодня у нас урок чтения. Перед тем как приступить к изучению новой темы, произведения – мы проверим домашнее задание. Но перед этим выполним артикуляционную гимнастику и подготовим наши губки и ротик к прочтению текста.
Разминка.
1 Артикуляционная гимнастика.
- Вытяните губы хамутиком, зубы и губы сомкнуты, растяните в улыбке. Повторить 4 раза.
- Зубы, губы сомкнуты, языком выполняем круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелке. Повторить 4 раза.
2. Работа с чистоговоркой.
Слайд №5.
Ать-ать-ать-начинаем мы (играть).
Ра-ра-ра-начинай играть с (утра).
Ро-ро-ро-солнце светит нам в (окно).
Лем-лем-лем-хорошо тебе и (всем)
3. Работа со скороговоркой.
Слайд №6
У четырех черепашек четыре черепашонка.
- Прочитайте скороговорку медленно, в полголоса.
- Прочитайте скороговорку быстрее на выдохе.
- Прочитайте скороговорку с радостным настроением.
- Прочитайте скороговорку, чтобы выразить грусть.
. Проверка домашнего задания.
- Наш ротик готов! А теперь давайте вспомним, что было задано на дом.
Слайд №7.
3.1. Какие действующие лица должны присутствовать в сказке про прочтении по ролям?
3.2. Чтение сказки по Михаилу Пляцковскому «Какая бывает зима» по ролям.
3.3. Ответить на вопросы по содержанию сказки:
- Кто из участников сказки был прав?
- А как ты считаешь: какая бывает зима?
3.4.. Инд. Работа с Катей Пилкой (букварь. Стр. 123)
- А сейчас немного отдохнем….
Физминутка.
Слайд №8.
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже,
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Продолжаем наш урок!
V. Работа над новым материалом.
4.1. Работа с загадками:
- Я загадаю вам сейчас загадки, а вы попробуете их разгадать:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
* * *
Через речку лег,
Пробежать помог
(Лед)
* * *
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз?
(Мороз)
* * *
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)
* * *
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не шилось, и не ткалось,
А с неба на землю свалилось.
(Снег)
* * *
Зацепилась за карниз
И растет, как шишка, вниз.
(Сосулька)
* * *
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке?
(Снежинки)
- Кто догадался из вас о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Слайд №9
4.2. Сообщение темы и задач урока.
- Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, какие бывают праздники зимой? (Праздник Святого Николая, Новый год, Рождество Христово и т. д)
- Сегодня на уроке мы будем работать над рассказом по Василию Скуратовскому «Праздник Святого Николая»
Сейчас вы прослушаете музыку П. И. Чайковского «Времена года», а именно «Декабрь», посмотрите иллюстрации зимы и будете слушать мой рассказ.
- В конце увиденного и прослушанной музыки вы мне скажите:
- Что вам казалось? – Какую ассоциацию вызвала у вас эта музыка?
П. Чайковский «Времена года». «Декабрь» - видеоролик
4.3. Беседа учителя о зиме
Зима - самое волшебное время года, с нетерпением ожидаемое взрослыми и детьми. Особенно радует белизна свежевыпавшего снега и чистота морозного воздуха после затянувшейся промозглой слякоти. С давних пор душу человека наполняют особым уютом зимние месяцы. Связанные с явлениями живой природы названия давали люди зачарованному времени года - просинец, студень, лютень.
В это таинственное время, когда природа засыпает, празднуются любимые праздники детства – Святого Николая, сказочные Рождество и Новый год.
Слайд №10
4.4. Произведение с которым мы познакомимся сегодня – это рассказ по В. Скуратовскому «Праздник Святого Николая» (стр. 198 - 199)
Первичное осмысление текста стихотворения. Чтение учителем.
- Кто получал подарки в день Святого Николая? Когда отмечается праздник День Святого Николая?
Слайд № 11.
4.6. Как вы понимаете такие слова?
Обездоленные люди, легенда, традиционно, розги, гневить.
4.7. Чтение рассказа ручейком, самостоятельно, выборочно.
4.8. Индивидуальная работа с Пилкой Екатериной по букварю стр. 102.
Слайд №12
Физминутка для глаз
1) Крепко зажмурить глаза (считая до трех, открыть глаза, посмотреть вдаль (считая до пяти). Повторить 4-5 раз.
2) Исходное положение – сидя на стуле, 1-2 отвести голову назад, наклоняя ее, 3-4 наклонить голову вперед, плечи не поднимая. (темп медленный). Повторить 4 раза.
Вопросы по содержанию прочитанного
1. Какого числа отмечают праздник Святого Николая?
2. Кто такой был Святой Николай? (зачитать)
3. Как готовились люди к этому празднику?
4. Что вручал детям Святой Николай?
5. Отмечают ли праздник в твоей семье?
Слайд №13
8. Собери пословицы:
Снег на земле, что навоз для урожая.
Такой мороз, что звезды пляшут.
Зима не лето, в шубу одета.
Зима лодыря морозит.
Сугроб да вьюга два друга.
Зимой денек, как у комарика носок.
9. Игра на внимание.
(работа парами по карточкам)
- Какие буквы пропущены в тексте. Подумайте и вставьте недостающие.
Проверим написанное.
Физминутка
Слайд №14
1) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 раза
2) Работа с таблицей “Шульте”.
2 17 5 20 9
21 14 3 10 25
6 15 1 8 11
19 4 24 16 22
7 12 13 23 18
Смотрим на середину таблице и стараемся увидеть цифры которые я буду называть.
V. Итог урока.
-Какую тему мы начали изучать на уроке?
-С каким рассказом мы сегодня познакомились?
-Кто автор этого рассказа?
Карточка
Рефлексия
- Как вы оцениваете свой результат за урок? Какую бы оценку каждый себе поставил бы? Почему?
- Похлопайте двумя пальчиками те детки, которые считают, что они хорошо работали, но могут и лучше.
- Похлопайте громко в ладоши те дети, которым всё понравилось, и они считают, что работали очень хорошо.
Оценивание учащихся учителем.
Притча
Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились. И вот как-то раз два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Второй сказал, что это невозможно.
Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее и открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор".
Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:
- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?
- Все в твоих руках.
Порой в жизни нам кажется, что окружающие нас люди, происходящие события и прочее - все это либо черное либо белое. Но реальный мир многоцветен. Учитесь видеть в людях и своей жизни нюансы, которые с такой легкостью могут все изменить для вас.
Слайд №15
Учитель:
- Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книга друзьями заходит в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
VI. Домашние задание:
Выразительное чтение рассказа по В. Скуратовскому «Праздник Святого Николая», ответить на вопросы по содержанию прочитанного.