Татьяна Анатольевна Евсеева
«О душе». Конспект урока Орксэ в рамках модуля «Основы православной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок 10.
Тема: «Что такое душа?»
УМК «Школа России», учебник «ОПК» авторы Т. А. Костюкова, О. В. Воскресенский, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошникова -М: «Дрофа»,2010
Цель:
Познакомить учащихся с христианским представлением о душе человека.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с христианским пониманием взаимоотношения души и тела, внутреннего мира человека.
Публикация «„О душе“, Конспект урока Орксэ в рамках модуля „Основы православной культуры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
2. Формировать интерес к изучению православной культуры. Обобщать, активизировать историко-культурологический словарь школьников.
3. Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной культуры.
4. Научить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков.
5. Организовать работу для самостоятельного пополнения учащимися знаний в области духовно-нравственных ценностей.
Оборудование: слайд-фильм, выполненный в программе PowerPoint; учебник «ОПК» авторы Т. А. Костюкова, О. В. Воскресенский, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошникова; В. И. Даль «Толковый словарь русского языка»;стихотворение о душе.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Блиц – опрос «Основы православия».
-Кто такие христиане? (Люди, верующие в Бога, в Иисуса Христа)
-Что значит слово «молиться»? (Обращаться с просьбами о самом сокровенном к Богу через Молитву)
-Что значит быть православным человеком? (Верить в Бога, соблюдать православные традиции)
-Как по-другому называют Библию? (Священное писание)
-Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным? (Душу человека)
- Ответить на этот вопрос вам поможет рассказ К. Ушинского «Чудный домик». Послушайте и попробуйте понять, о чём в этом рассказе идет речь.
3. «Открытие» нового знания.
1)Чтение рассказа К. Ушинского «Чудный домик».
Слайд №1 (изображение домика с резными ставенками).
Чудный домик.
К. Д. Ушинский
Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом (из толкового словаря: 1. Бережливый, хозяйственный человек. 2. Заведующий хозяйством.). Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются.
В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, - на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.
Ответы: Домик – т _ _ о (тело) человека
Эконом – с _ _ _ _е (сердце)
Зала – л _ _ _ _ е (легкие)
Ставенки – г _ _ _ а (глаза)
Хозяйка – д _ _ а (душа) человека
- А о ком же была вся загадка? Верно, о человеке. Как вы догадались?
- А кто хозяйка в человеке, в его теле? Душа.
- О чем же мы сегодня должны будем поговорить на уроке?
- Запишите в тетрадь тему нашего урока: «Что такое душа?».
2) Беседа.
- Как вы думаете, что такое «тело»? Какие у него потребности? (Во сне, в пище, в поддержании определенного обмена веществ и т. д.) Мы знаем, что тело принадлежит нашему земному, Физическому, или Плотскому Миру.
- А что же такое душа? Какому Миру она принадлежит?
- Слово душа созвучно слову дышать. Можем ли мы увидеть дыхание, потрогать? А жить без него? Так же и с душой.
Слайд №2.
Слово «ДУША» произошло от слова «дышать».Дыхание человека не видно. Но если дыхания нет, и жизни нет. Душу тоже не видно. Но раз у души есть свои поводы для боли и для радости, значит, она существует.
Чтобы определить значение слова «душа» обратимся к словарю В. И. Даля, с. 24. Поможет мне в этом.
Душа- бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волей. Душевные качества: совесть, внутреннее чувство…
Запишем в тетрадь новое понятие.
Внутренний мир человека так велик! Господь наделил нас разумом, чтобы мы были свободны в нашей любви, ее выражении, свободны в творчестве. Кто-то раскрывает свою любовь в музыке, кто-то рисует, кто-то великолепно готовит.
Какие же слова можно назвать друзьями слова «душа»(Внутренний мир, разум, свобода, любовь, творчество)
А эти слова будут друзьями слова «душа»: бездуховность, бездушность, порок?
Дыхание для человека- это жизнь. И мы сейчас с вами выполним дыхательное упражнение по методике Стрельниковой «Задуй свечу».
Слайд №3.
У каждого из вас есть свое тело. И есть своя душа. Они должны научиться жить вместе. Именно душа делает человека человеком. Такие свойства человеческой души, как свобода, понимание того, что такое добро и зло, творчество и мысль, отличают человека от животных.
3.) Какие-то ребята прибегали к нам в класс, хотели принять участие и разобраться в нашей теме. Они оставили нам эти карточки, но по-моему, что-то напутали. Вы поможете разобраться?
Учитель открывает на доске пронумерованный список (установи соответствие):
1. Кривить душой 1. поделиться мыслями, переживаниями
2. Вкладывать всю душу 2. испугаться
3. Душа в пятки ушла 3. отдавать все силы
4. Открыть душу 4. лицемерить
Давайте порассуждаем еще, чтобы подняться на следущую ступеньку наших знаний о душе.. мне поможет в работе со слайдами.
Слайд №4.
Жертву Христа, как и вообще всё, что связано с миром религии, человек не поймет, если не всмотрится внутрь себя самого. Это мир его души.
Слайд №5.
Душа так отлична от тела, что порой она радуется, даже если телу больно.
Слайд №6.
А иногда душа болит, даже если тело здорово.
Это совесть говорит человеку: «В этом ты не прав!»
Слайд №7.
Свойства души
Душа становится тем богаче, чем больше она отдает другим людям.
Тот, кто сделал добро другому человеку, и сам стал добрее и радостнее.
И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир.
Слайд №8.
Подумай о душе
Человек, будучи младенцем, сначала учится владеть своим телом. Потом же ему придется всю жизнь учиться пребывать в мире со своей душой и совестью. В последствии, если человек не думает о своей душе, если он кормит ее ненавистью, завистью, предательством, раздражительностью, ДУША СЛАБЕЕТ.
Слайд №9.
Где мы находимся в этой борьбе? Заботимся ли мы о состоянии души?
Комментированное чтение статьи учебника.
- А теперь давайте обратимся, к учебнику. Там нас снова ждут отец Василий и мальчик-пастушок Ваня.
Чтение страниц 59-61 учебника.
-Как вы поняли, стареет ли душа человека?
-Согласны ли вы с автором, что мы должны быть терпеливы друг к другу?
-Почему важно прощать?
Слайд №10.
Если человек раз за разом поступает против совести, то в итоге он становится БЕЗДУШНЫМ. Страшнее всего, если человек теряет самого себя. Бывают брошенные дома. Бывают брошенные вещи. А еще бывают МЕРТВЫЕ ДУШИ. Человек просто забыл, что у него есть душа. Поэтому мудрые люди часто призывают: «О душе подумай!»
Слайд №11.
Глаза – зеркало души
Слайд №12.
Глаза – зеркало души
Слайд №13.
Чистота души и тела
Слайд №14.
Душа должна трудиться.
5. Подготовка к подведению итога урока.
- Как вы думаете, к обретению каких душевных качеств нужно стремиться каждому человеку?
Если представить душу в качестве цветка, мы увидим, как она нежна и прекрасна, как хрупка и нуждается в нашей защите. Давайте выберем, лепестки с какими душевными качествами будут на нашем цветке?
Практическая работа.
Я раздаю вам на парту по 1 лепестку. Вы должны решить, должен ли доставшийся вам лепесток быть у цветка души и объяснить почему.
Ребятам предлагается собрать цветок из лепестков с записанными на них качествами души:
Добро
Любовь
Смирение
Терпение
Милосердие
Гордыня
Жестокосердие
Зависть
Добрые дела
Отзывчивость
Грубость
Лень
Трудолюбие
Жадность
Заботливость
- Какие качества души вы выбрали?
Какой прекрасный цветок души у нас получился! Тот, у кого он цветет в душе, всегда будет притягивать к себе людей, потому что рядом с ним «тепло».
Давайте послушаем стихотворение о наше цветке, которое приготовили ребята.
В Душе людей цветут цветы
И в них рождается ЛЮБОВЬ.
Они Небесной красоты,
Нам дарят счастье вновь и вновь.
Как долго будет он цвести,
Зависит только от тебя,
Он может Вечность принести,
Коль жизнью ты живешь, любя.
Цветение его продли,
Им наделил тебя Исток.
Умей беречь свои цветы,
Умей хранить Души цветок.
Душа цветет и в каждый миг
Цветок рождает в нем твой лик.
В нем Мудрость Мира, Благодать,
Твоя задача все принять.
Цветы добра в себе взрасти,
Любовью нежной удобри,
Необычайной красоты
Начнут расти в тебе цветы.
И свет цветка Души твоей
Подарит радость Бытия,
Подарит много светлых дней,
В которых есть и ты, и я.
Несущая Любовь Душа
В земной обители живет.
Ей управляют Небеса,
Над ней, как щит, Небесный свод.
6. Рефлекия.
Продолжите предложение:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
9. Домашнее задание:
Поразмышляйте вместе с родителями, как надо заботиться о своей душе.
Напишите об этом в тетради сочинение-миниатюру.