Татьяна Смирнова
Конспект урока «Наркотики и их последствия»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать формированию знаний о вреде наркомании.
Задачи:
1. Развивать умение формированию знаний о вреде наркомании
2. Помочь школьникам выработать зрелую, обоснованную позицию в отношении употребления наркотиков.
3. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, раздаточный материал.
Ход занятия.
Вступительное слово учителя.
Публикация «Конспект урока „Наркотики и их последствия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Наркотики, курение, алкоголь, ПАВ. Профилактика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Учитель: Здравствуйте. Сегодня мы поговорим с вами о страшной трагедии нашего века – о наркомании и наркотиках.
1. Игра "Ассоциации"
Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.
Для игры необходимы ручки и листы бумаги.
Даё тся задание: "назовите 2 - 3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите - "наркотики", "наркомания", "зависимость".
После чего участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.
Учитель: Что такое наркотики?
Наркотики — это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, которые употребляют с целью добиться одурманивающего состояния или снять боль. Способы употребления наркотиков различны : глотание, вдыхание, введение внутривенно.
Учитель: Что такое наркомания?
Наркомания - это болезнь, характеризующаяся неудержимым влечением (мания) к наркотикам, вызывающая тягу к повторному применению, физическую и психическую зависимость. Наркоманы, соответственно, это больные люди, которые неудержимо увлечены употреблением наркотиков.
Учитель: Какая бывает зависимость у наркомана?
Психическая зависимость к наркотику у наркомана можно сравнить с голодом. Если нормальный человек испытывает голод к пище, то после употребления пищи голод утоляется и человек чувствует удовольствие. Наркоман тоже испытывает дискомфорт в отсутствии наркотика, и получает удовольствие после принятия этого вещества.
Физическая зависимость к наркотику у наркомана - это невозможность организма нормально функционировать без наркотика. Точно также как организм не может обходиться без витаминов, участвующих в обмене веществ организма, например, без витамина «С» выпадают зубы, волосы. Без витамина «А» нарушается зрение, останавливается рост. Также организм наркомана при физической зависимости от наркотиков не может правильно работать: нарушается работа сердца, вплоть до остановки, останавливается дыхание, из-за нарушения мозговой активности появляется тяжелейшая депрессия, часто заканчивающаяся самоубийством.
Учитель: Статистика утверждает, что минимальный возраст начала употребления наркотиков опустился до 11 лет. И эта цифра ужасает, ведь по мнению врачей, продолжительность жизни человека, начавшего употреблять наркотики, не превышает 10-15 лет. В России ежедневно от наркотиков умирает более двухсот человек (это свыше 80 тысяч в год). Это объясняется тем, что 80% всех наркоманов параллельно больны смертельными заболеваниями, которые заносят через иглу — СПИДом и гепатитом, которые до сих пор практически не поддаются излечению. Ситуация усугубляется тем, что на сегодняшний день нет ни одного лекарственного препарата, позволяющего полностью избавить от наркозависимости. Успех в борьбе с этим недугом достигается лишь в 5% случаев, и то он возможен только на ранних стадиях.
Порой первую дозу наркотика предлагают "лучшие друзья". Но знайте, что, уколовшись, вы приобретаете веселья на час, а взамен отдаете жизнь.
Милицейская статистика свидетельствует – 40% квартирных краж, 90% карманных – совершаются наркоманами. А это уже прямой конфликт с законом.
Жадные наркоторговцы, стремясь побольше заработать, добавляют в наркотики муку, соду, а иногда крысиный яд или тальк. Потом, чтобы узнать, не смертельной ли получилась эта смесь, и в какой степени человек от нее дурнеет, они находят мальчиков и девочек (называют их «обезьянками», уговаривают, обманывают и на них пробуют свои смеси. В случае смерти ребенка трупик уничтожают или продают на органы. Вот почему в стране исчезают до сотни тысяч малолетних детей. Наркотики безжалостны. Они убивают всех, даже самых сильных, умных и талантливых людей. Вспомните Элвиса Пресли, Курта Кобейна – лидера группы «Nirvana», Владимира Высоцкого. Наркотики убивают мозг, разрушают волю, память, делают людей психическими и физическими инвалидами. А вот лекарства от этой страшной болезни нет. Так что подумайте, стоит ли набрасывать себе петлю на шею.
Запомните! Наркомания не баловство, не приятное времяпровождение, а смертельная болезнь. Неизлечимая, страшная, мучительная, весь ужас которой в том, что поначалу она кажется безобидным занятием. Учтите, что болезнь наркоманов и жажда наживы сбытчиков делает их подлыми людьми.
Составление словесного портрета учащимися.
Наркоманов можно отличить в толпе по внешнему виду:
1) всегда носят одежду с длинными рукавами, независимо от погоды;
2) слишком сужены или слишком расширены зрачки, независимо от падающего освещения;
3) отрешенность во взгляде;
4) отекшие кисти рук;
5) сутулость;
6) темные или обломанные зубы;
7) растянутая речь;
8) замедленные движения;
9) раздражительность, вспыльчивость, резкость;
10) непочтительность в разговоре;
Учитель: Причины употребления наркотиков :
• Из любопытства
• Солидарность, чтобы не быть «белой вороной»
• Назло
• Не хватает понимания близких
• Неблагополучная семья
• Желание соответствовать определенному образу жизни
• Желание, чтобы тебя считали взрослым
• Желание ослабить самоконтроль
• Желание расслабиться
• Для кайфа
• Для смелости
• Снять боль и т. д.
Учитель: А теперь поговорим о том, к чему приводит употребление даже малых доз наркотиков и спайсов. Любые наркотики вызывают эйфорию, галлюцинации, значительные изменения в восприятии окружающего мира, психические эффекты. Действие их зачастую непредсказуемо, и их малейшая передозировка может привести к негативным последствиям в виде тошноты, потери контроля над телом и разумом, психозов и навязчивых состояний. Могут возникнуть судороги, потери сознания и даже впадение в кому.
Тяжелейшими последствиями употребления наркотиков становятся гнойные процессы в организме человека, его тело буквально разлагается. Зачастую это приводит к ампутациям и тяжелым инвалидностям.
А вот так выглядят новорожденные дети, появившиеся на свет у женщин, принимающих наркотики. Не успев родиться, они уже становятся наркоманами и обречены на мучения. Картина ужасает, не правда ли?
Особую опасность в последнее время составляет употребление наркотических курительных смесей - спайсов. Многие думают, что спайсы неопасны и не вызывают зависимость. Но это не так. Последствия их употребления точно такие же, как и от употребления иных наркотиков. Курильщики спайса - стопроцентные будущие пациенты в психбольнице. К сожалению, спайс не только ухудшает психическое здоровье, обостряя расстройства психики, но и вызывает новые.
Обычно люди, предлагающие попробовать наркотик, сами являются наркоманами, причем с сильной зависимостью, хотя и скрывают это.
Что такое снюс? – наркотик-психостимулятор. При рассасывании или жевании никотин из табачной смеси впитывается через слизистые ротовой полости в кровь и попадает вместе со слюной в желудок, где через стенки желудка тоже попадает в кровоток. Кровь быстро разносит наркотик по всему организму, и никотин попадает в головной мозг, что приводит к выбросу адреналина и глюкозы в кровь. Именно они формируют наркотическое действие снюса :
• Адреналин сужает сосуды и ускоряет сердцебиение, повышает мышечный тонус, снижает аппетит, стимулирует работу центральной нервной системы: вызывает чувство бодрости, но при этом приводит к нервному перевозбуждению с чувством тревожности и смутного беспокойства.
• Глюкоза провоцирует повышение уровня «гормона удовольствия» дофамина – поэтому при употреблении снюса человек ощущает наслаждение. Но при резком выбросе глюкозы активно вырабатывается инсулин – гормон, который регулирует ее уровень в крови. Он связывает сахар – и его уровень становится еще ниже, чем был до приема никотина. Такие резкие перепады уровня глюкозы провоцируют стресс, раздражительность и тревожность, а также усталость после окончания действия никотина.
Зависимость от снюса
Психотропное действие снюса на головной мозг быстро вызывает развитие физической и психической никотиновой зависимости:
• Недостаток энергии Адреналин – «гормон бодрости», он вырабатывается для быстрой мобилизации организма в стрессовых условиях. И при слишком частом выбросе этого нейромедиатора организм быстро теряет внутренние энергетические запасы, что вызывает чувство усталости, физическое и нервное истощение. Потребность в чувстве бодрости возрастает, и человек снова принимает наркотик снюс, чтобы этого добиться.
• Потеря чувства удовольствия Из-за частого выброса «гормона удовольствия» дофамина при приеме жевательного снюса головной мозг вынужден увеличивать количество дофаминовых рецепторов – чтобы принять весь повышенный объем дофамина, и при этом снижать естественный уровень выработки дофамина – чтобы не допускать гормонального дисбаланса. Поэтому без никотина человеку всё сложнее ощутить удовольствие на физическом и психологическом уровне – естественного количества дофамина слишком мало, чтобы охватить все принимающие рецепторы.
Все эти изменения в работе организма вызывают специфический синдром отмены – ломку от снюса:
• Резкие перепады настроения
• Тревожность и раздражительность
• Усталость и сложности с концентрацией внимания
• Бессонница или чрезмерная сонливость
• Резкий подъем аппетита, быстрый набор веса
• Головные боли, частое головокружение
• Частые скачки давления
• Частые сбои сердечного ритма
• Нервное дрожание конечностей
Проявления ломки сопровождает болезненное желание принять наркотик снюс, чтобы улучшить физическое и психологическое самочувствие.
Игра "Отказ".
Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.
Работа так же проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:
• Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.
• Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.
• Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик "за компанию".
• Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
• Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик.