Нина Киршинская
Конспект урока, направленного на творчество детей «Волшебство осени» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебство осени» - осенний пейзаж.
Задачи:
1. Изобразительные Написание осеннего пейзажа
2. Технические Продолжить обучение в технике «акварель» и способам изображения:
• Мазки по влажному и сухому фону
• Тычком по влажному и сухому фону
• Вливание цвета в цвет
Учесть то, что акварель специфична. В работах детей должны присутствовать:
• Прозрачность (отличие от гуаши)
• Смешение цветов
Начать обучение использования кисти (разные приемы) :
• Всем ворсом
• Кончиком
• Плоской кистью
Публикация «Конспект урока, направленного на творчество детей „Волшебство осени“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
• Жесткой (можно клеевой) кистью
3. Развивающие Развитие восприятия, наблюдательности детей за счет рассматривания репродукций и натуры (неба, деревьев, земли)
С помощью поисковых вопросов и ситуаций- развитие мыслительных операций (умение разделить, выделить и обобщить материал)
Расширение словаря за счет ввода новых слов; их перевод из пассивного в активный словарный запас детей
Активизация памяти, привлечение прошлого опыта детей
Развитие фантазии и воображения (у каждого ребенка должна получиться своя осень, соответствующая его настроению и состоянию души)
4. Эстетические Удивить детей, обратить их внимание на уже известное, простое, обычное и найти в этом какую-то тайну, нечто новое.
5. Воспитательные Воспитать умение самостоятельно работать независимо от замыслов соседа
Воспитать серьезное, бережное отношение к природе (не просто же так природой люди восхищаются, как неким чудом, естественным и необычным)
Использую литературный материал. Данными стихами можно озвучить показываемые репродукции:
1. Ю. Кугач «Золотая осень» 1976г.
2. Ю. Кугач «Лесная деревня» 1978г.
3. И. Шишкин «Рожь» 1878г.
4. М. В. Нестеров «Осень. На пашне» 1931г.
5. С. Жуковский «Осень» 1896г.
«Осень» И. Крылов
Пахнет дымом, и грустно очень –
То дворами, где жгут листву,
Невидимкою бродит осень,
Покидающая Москву.
Сколько грусти и сколько света
Как пронзителен птичий гвалт!
Листья желтые с черных веток
Тихо падают на асфальт.
Ветер листья метет, как дворник,
Растворяется дым, и мне
Так спокойно и так просторно
В этой доброй, как мир, тишине
И не надо сердиться вовсе,
Что опять я брожу один.
Понимаешь, уходит осень –
Я хочу ее проводить.
О деревьях: М. И. Пришвин
«Играла кудрявая береза своими листиками, трепетала осина, а между ними дремал молодой дуб».
«Последний лист» Б. П. Полоскин
Скорбь облетевших тополей
Нам обещает грязь и стужу
Последний лист безмолвно кружит
Меж хриплых судорог ветвей…
Как одиноко лес шумит!
В его сырой, угрюмой чаще
Тот звук тоскливый и щемящий
Он словно боль в душе томит.
«Листопад» И. А. Бунин
Лес точно, терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки-темнеют,
А между кленами синеют
То, там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дымом и сосной,
За лето высох он от солнца.
Вступает в пестрый терем свой…
«Осень» А. С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса…
«Три осени» А. А. Ахматова
Мне летние просто невнятны улыбки,
И тайны в зиме не найду,
Но я наблюдала почти без ошибки
Три осени в каждом году.
И первая – праздничный беспорядок
Вчерашнему лету назло,
И листья летят, словно клочья тетрадок,
И запах дымка так ладанно-сладок,
Все влажно, пестро и светло.
И первыми в танец вступают березы,
Накинув сквозной убор,
Стряхнув второпях мимолетные слезы
На соседку через забор.
Но эта бывает – чуть начата повесть.
Секунда, минута – и вот
Приходит вторая, бесстрастна, как совесть,
Мрачна, как воздушный налет.
Все кажутся сразу бледнее и старше,
Разграблен летний уют,
И труб золотых отдаленные марши
В пахучем тумане плывут…
Ход занятия
Ребята, помните, на прошлом уроке мы рассматривали репродукцию. Теперь посмотрите на доску. Рассмотрите еще эти картины.
Какая вам больше нравится? Объясните почему? (Мне нравится эта репродукция потому что… она соответствует моему настроению. Оно сегодня такое)
Докажите, почему здесь такое настроение. Осень :
1. Хмурая, мрачная, сырая, угрюмая, печальная, тосклива, унылая.
2. Яркая, праздничная, пышная, золотая, багряная, пестрая, влажная.
3. Серая, грустная, прозрачная, влажная.
Расскажите каждый о своей картине. Подумайте, что испытывал художник, когда писал эти пейзажи? Какие ощущения возникают у вас, глядя на нее? Какой месяц? Какое время суток? Докажите свое мнение. (Подразумевается, что дети доказывают уже не первый раз, что у них есть навыки и умение)
Примерные ответы:
- Хмурая осень : сумерки, ноябрь, большинство деревьев уже без листвы, на земле грязь и слякоть, птицы улетают на юг.
- Праздник осени : пестрая, яркая, сентябрь, недавно прошло бабье лето.
Какие звуки вы бы услышали, оказавшись в этой картине? Какой воздух, что вы чувствуете? Хотели бы вы оказаться там?
Что бы вы делали, если бы оказались в данных природных условиях?
Что вы ощущаете? Какие деревья? Какая кора, листва? Сухая или влажная?
Какие стихи, навеивают на вас эти произведения? Какие воспоминания из своей жизни? (кто то вспоминает деревню, какие то жизненные события, просто впечатления, эмоции, чувства)
Как бы вы назвали эти картины? Придумайте названия? Сравните с тем, названием, которое дал художник своему произведению. Как вам кажется, почему они дали такие названия?
Закрепляю: дети обобщают все свои ощущения, для создания целостного образа от картины. Пытаются передать свои впечатления 1-2 словами (естественно, у каждого слова будут свои).
Каждый ребенок видит осень по своему (это видно из предыдущей части, поэтому работы не должны быть похожи друг на друга. Каждый из вас видит, чувствует и ощущает что то свое, и это вы попробуете отразить в ваших работах.
Обращаю внимание на таблицы. Уточняю основные приемы и способы изображения, провожу связь с произведениями художников (находим на репродукциях - трава (мазок, по сухому, по влажному тону, тычком). Аналогично рассматриваем оставшиеся таблицы. Сравниваем приемы. Говорю об особенностях каждого из них (очень зависит от ворса кисти). Прошу рассказать детей как можно написать траву, деревья, небо. Выясняю, с чего они будут начинать работу (с неба).
Самостоятельная работа детей (можно включить музыку).