Папки-передвижки

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему «Образование новых слов с помощью суффиксов»

Наталья Гурбанова
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему «Образование новых слов с помощью суффиксов»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа им. А. С. Попова г. о. Власиха

Конспект урока по русскому языку

по теме: «Образование новых слов с помощью суффиксов»

Составила: учитель начальных классов

Гурбанова Н. А.

2019г.

Раздел Язык как средство общения

Тема Образование новых слов с помощью суффиксов

Цели Сформировать представление о способах словообразования.

Темочки:

Ввести правило: написания суффиксов -ик-/-иц-, -ек-/-ец-.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание

темы

Термины и понятия Актуализация умения разбирать слова по составу, подбирать однокоренные слова. Изучение значения морфемы. Изучение образования и написания слов с помощью суффиксов. Освоение способов словообразования с помощью морфем. Освоение правила написания суффиксов -ек-, -ик-.

Корень слова, окончание, основа слова, приставка, родственные слова, состав слова, суффикс, сложные слова, соединительная гласная в сложных словах.

Планируемый результат

Личностные умения Метапредметные умения Предметные умения

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— желание раскрывать значение слова/выражения;

— творческое отношение к употреблению в речи соответствующего слова/выражения;

— понимание успешности при освоении темы. Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «родственное (однокоренное) слово», «корень слова», «основные орфограммы в корне слова», «суффикс», «приставка», «основа слова» и использовать их в активном словаре;

— определять условия правописания гласных а, о в приставке и обосновывать своё мнение;

— определять условия правописания согласных з, с в приставке и обосновывать своё мнение;

— определять условия правописания суффиксов -ик-/-иц-, -ек-/

-ец- и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при редактировании текста высказывания.

Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения;

— адекватно использовать речь для представления результата.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя правило;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом;

— выполнять самопроверку и корректировку, взаимопроверку и взаимооценку при работе в паре;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. • Классифицировать и писать родственные слова по группам соответственно орфограмме в корне, вставляя пропущенную букву.

• Рассказывать о правописании суффиксов -ик-/-иц-,

-ек-/-ец-.

• Писать слова, вставляя пропущенную букву в приставке.

• Списывать текст, вставляя подходящий по смыслу суффикс.

• Редактировать и оформлять текст высказывания так, чтобы при употреблении в речи оно имело смысл.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи Ресурсы Формы работы

Окружающий мир

Тема «Общество — это мы».

Литературное чтение

Тема «Истоки литературного творчества». Информационный материал:

Учебник, ч. 1, рабочая тетрадь, ч. 1, методическое пособие для учителя.

Демонстрационный материал:

Комплект наглядных пособий «Состав слова».

Интерактивный материал:

Карточки с индивидуальными заданиями.

CD Фронтальная;

индивидуальная — ;

парная — ;

групповая — .

I этап. Самоопределение в деятельности

Цели деятельности Ситуативное задание Планируемый результат

• Мотивировать к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценност-ное отношение к проблеме Вани. Однажды младший братишка спросил Ваню: «Если можно пересолить солянку*, то можно и переборщить** борщ? Если на ногах растут ногти, то на руках должны расти рукти?»

Ваня не смог объяснить брату-первокласснику, почему невозможно использовать слова «переборщить» и «рукти» в его высказываниях.

Ребята, почему братишка Вани употребляет выражения «переборщить борщ» и «на руках растут рукти»?

Школьники высказывали разные предположения, но дискуссия показала, что им пока не хватает определённых знаний и умений, чтобы убедительно представить свою позицию.

Есть ли у вас желание научиться раскрывать значение слова/выражения, чтобы правильно употреблять его в речи?

*Солянка — суп с содержанием солёных огурцов с рассолом.

**Переборщить — перейти границы должного, позволить себе лишнее в чём-нибудь словах, поведении) (Толковый словарь Д. Н. Ушакова); «переборщить»«переборка», «переборчить» — быть чересчур привередливым, прихотливым (Историко-этимологический словарь). Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению темы;

— проявлять желание на-учиться правильно раскрывать значение слова/выражения.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Суффикс

Цели:

• Актуализировать знания о понятии «суффикс».

Актуализировать умения:

— определять значение суффикса в слове и обосновывать своё мнение;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Ввести:

— правило написания суффиксов -ик-/-иц-,

-ек-/-ец-.

Научить:

— определять условия написания суффиксов

-ик-/-иц-, -ек-/-ец- и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о правописании суффиксов

-ик-/-иц-, -ек-/-ец-;

образовывать и писать возможные варианты слова с помощью суффиксов -еньк-, -ёнок,

-ик, выделяя графически суффикс;

образовывать и писать название профессии, используя суффикс;

— выписывать из текста сказки слова с суффиксом, обозначающим ласковое отношение к герою;

— списывать пары слов, вставляя в суффиксе пропущенную букву е или и;

— списывать текст, встав-ляя пропущенные орфограммы и графически выделяя суффикс;

образовывать однокоренные слова, используя суффиксы -ик-/-иц-,

-ек-/-ец-;

— списывать текст, встав-ляя подходящий по смыслу суффикс;

— писать орфограммы в новых словарных словах;

— выполнять учебное задание, используя правило;

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога. Введение новых словарных слов «орех», «колесо».

Методику работы с новыми словами учитель выбирает сам.

Задание 1 (З)

Объясните значение слова «суффикс».

Задание 2 (П)

Верно ли, что суффикс служит для связи слов в предложении? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3 (У, с самопроверкой.

Выделите графически суффикс в каждом слове :

Дедушка, пятнышко, книжечка, маленький, Вовочка, ленивец.

Задание 4 (У) Учебник, с. 100, № 165, с взаимопроверкой.

Образуйте от данных имён существительных возможные варианты слов с помощью суффиксов -еньк-, -ёнок, -ик и напишите каждое слово, выделяя графически суффикс.

Задание 5 (У) Учебник, с. 100, № 168, с взаимопроверкой.

Образуйте от данных слов и запишите уменьшительно-ласкательные формы, используя суффикс :

Молодой, белый, утка, тигр, дом.

Задание 6 (У) Учебник, с. 100, № 169, с взаимопроверкой.

Выпишите из текста каждое слово с суффиксом, обозначающим ласковое отношение к герою сказки, выделите суффикс графически :

Зовёт Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек. Залилась Алёнушка слезами, села под стожок — плачет, а козлёночек возле неё скачет.

Сообщение учителя

В русском языке суффиксы -ик-/-иц- пишутся в том случае, если при изменении формы слова гласный в них не исчезает, суффиксы -ек-/-ец- пишутся в том случае, если при изменении формы слова гласный в них исчезает. Это правило используется при написании слов с данными суффиксами.

Например: ключик — ключики, сестрица — сестрицы; замочек — замочки, братец — братцы.

Задание 7 (З)

Расскажите правило написания суффиксов -ик-/-иц-, -ек-/-ец-.

Задание 8 (П)

Верно ли, что при изменении формы слова гласный и в суффиксе исчезает? Обоснуйте своё мнение.

Задание 9 (У) Учебник, с. 100, № 169, с взаимопроверкой.

Спишите каждую пару слов, вставляя в суффиксе пропущенную букву е или и:

Ротики — рот…к, голосочки — голосоч…к, сыночки — сыноч…к, носики — нос…к, карандашики — карандаш…к, свёрточки — свёрточ…к, дружочки — дружоч…к, братики — брат…к, лесочки — лесоч…к, голубочки — голубоч…к, столики — стол…к, орешки — ореш…к.

Задание 10 (У) Учебник, с. 101, № 171, с взаимопроверкой.

Спишите каждое слово, вставляя пропущенную орфограмму и графически выделяя суффикс :

Луч…к, канад…ц, платоч…к, билет…к, хвост…к, владел…ц, стол…к, хлеб…ц, букет…к.

Задание 11 (У, с взаимопроверкой.

Образуйте от каждого слова однокоренное, используя суффиксы

-ик-/-иц-, -ек-/ -ец-:

Кресло, лист, лужа, прут, сынок, цветок, словарь, орех, сухарь.

Задание 12 (У) Учебник, с. 101, № 172, с взаимопроверкой.

Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы:

Как мой сад…к свеж и зелен! (А. Плещеев)

Поешь же, миленький дружоч…к! Вот лещ…к, потроха, вот стерляди кусоч…к! (И. Крылов)

Задание 13 (У, с взаимопроверкой.

Спишите текст, вставляя подходящий по смыслу суффикс в каждое слово :

Старая слабая баб…а,

Оставила дома ключ… .

Звонила старая баб…а,

Но не открыл ей внуч…. (О. Григорьев) Диагностические задания:

1. Спишите каждое слово, вставляя пропущенную орфограмму, выделите графически суффикс :

Суворов…ц, пев…ц, кирпич…к, ленив…ц, чертёж…к, ёж…к, кружоч…к, любим…ц, красав…ца.

2. Образуйте от каждого слова однокоренное, используя суффиксы -ик-/-иц-, -ек-/-ец-, и напишите его:

Конец, палец, горох, хлеб, дева, мороз, купить.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятия «суффикс» и использовать его в активном словаре;

— определять значение суффикса в слове и обосновывать своё мнение;

— определять условия написания суффиксов -ик-/-иц-,

-ек-/-ец- и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя правило;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

— рассказывать о правописании суффиксов -ик-/-иц-, -ек-/

-ец-;

образовывать и писать возможные варианты слова с помощью суффиксов -еньк,

-ёнок, -ик, выделяя графически суффикс;

образовывать и писать название профессии, используя суффикс;

— выписывать из текста сказки слова с суффиксом, обозначающим ласковое отношение к герою;

— списывать пары слов, вставляя в суффиксе пропущенную букву е или и;

— списывать текст, вставляя пропущенные орфограммы и графически выделяя суффикс;

образовывать однокоренные слова, используя суффиксы

-ик-/-иц-, -ек-/-ец-;

— списывать текст, вставляя подходящий по смыслу суффикс;

— писать орфограммы в новых словарных словах.

Диагностика качества освоения темы

Цели:

• Установить степень освоения темы, а именно умения:

— списывать текст, вставляя пропущенные орфограммы;

— графически выделять суффиксы с уменьшительно-лас-кательным значением;

— определять и писать значение приставки в слове;

— выписывать из текста слова, соответствующие схеме;

— планировать свои действия в соответствии с целью;

— выполнять самопроверку учебного задания. Контрольное задание

Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы:

В…сенн…е со…нце всё с…льней пригр…вает. Сне… ещ… л…жит, но на пригорках, которые ч…ще других л…скают тёплые лучи, уже п…явились пр…талинки. З…м…лькали тут и там ж…лтенькие цве…ки мать-и-мачехи. Диву даёш…ся, откуда у такого маленького растень…ца сила берётся. Пр…буравит землю ст…белёк, выскочит на буг…рке, и ра…кроется з…л…той цв…точ…к на…стречу солнышку.

Грамматическое задание

1. Выделите графически суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

2. Определите и напишите значение приставки при- в слове «пригревать».

3. Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:

приставка, корень, суффикс, окончание.

4. Вставьте пропущенную орфограмму в каждом слове :

Ра…пылить, круи, прои…хождение, ярко…ть. Регулятивные умения:

— планировать свои действия в соответствии с целью;

— выполнять самопроверку учебного задания.

Предметные умения:

— списывать текст, вставляя пропущенные орфограммы;

— графически выделять суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением;

— определять и писать значение приставки в слове;

— выписывать из текста слова, соответствующие схеме.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности Варианты заданий Планируемый результат

• Стимулировать желание проявлять творческое отношение к употреблению в речи слова/выра-жения, имеющего смысл.

Научить:

— использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания;

— редактировать и оформлять текст высказывания так, чтобы при употреблении в речи оно имело смысл;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— адекватно использовать речь для представления результата. Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

• выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

• выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

самоорганизацию по выполнению задания:

— планирование деятельности;

— выполнение задания;

— представление результатов деятельности.

Ситуативное задание

Однажды младший братишка спросил Ваню: «Если можно пересолить солянку, то можно и переборщить борщ? Если на ногах растут ногти, то на руках должны расти рукти?»

Ваня не смог объяснить брату-первокласснику, почему невозможно использовать слова «переборщить» и «рукти» в его высказываниях.

Ребята, почему братишка Вани употребляет выражения «переборщить борщ» и «на руках растут рукти»?

Информативный вариант

Выпишите родственные слова из каждой группы, укажите их общее лексическое значение:

Пересолить, соль, солянка, солома, пересоленный.

.

Борщить, переборщивший, борщ (суп, переборщить.

.

Ногти, ноготок, нога.

.

Выберите высказывание, которое при употреблении в речи имеет смысл:

Переборщить в похвалах, переборщить в размерах, переборщить борщ.

(Переборщить в похвалах, переборщить в размерах.)

Отредактируйте выражение «на руках растут рукти», используя слова для выбора, чтобы оно имело смысл:

На руках растут

Слова для выбора : ногти, когти, рукти.

(На руках растут ногти.)

Импровизационный вариант

Определите значение слова «переборщить».

Составьте и напишите со словом «переборщить» такое словосочетание, которое при употреблении в речи имеет смысл.

Отредактируйте выражение «на руках растут рукти», чтобы при употреблении в речи оно имело смысл.

Эвристический вариант

Определите в каждом выражении слово, из-за которого теряется смысл: «переборщить борщ», «на руках растут рукти».

Отредактируйте высказывание так, чтобы оно имело смысл. Личностные умения:

— проявлять творческое отношение к употреблению в речи соответствующего слова/выражения.

Познавательные умения:

— использовать приобретённые знания при выполнении ситуативного задания.

Регулятивные умения:

— ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

— планировать своё действие в соответствии с учебным заданием.

Коммуникативные умения:

— адекватно использовать речь для представления результата.

Предметные умения:

— редактировать и оформлять текст высказывания.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности Самоанализ и самооценка ученика Результат деятельности

Научить:

— проявлять понимание успешности при освоении темы;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности. Самоанализ

Закончите предложения:

1. Мне важно уметь редактировать и оформлять текст высказывания так, чтобы при употреблении в речи оно имело смысл, потому что…

2. Для того чтобы редактировать и оформлять текст высказывания, которое при употреблении в речи имело бы смысл, надо…

Самооценка

Я … (очень, не очень) доволен (льна) редактированием и составлением высказывания, которое написал (а) … (сам (а, с помощью одноклассников, учителя, потому что выполнил (а) работу … (правильно, неправильно, красиво, некрасиво, творчески). Личностные умения:

— проявлять понимание успешности при освоении темы.

Регулятивные умения:

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности.

Цели деятельности Самоанализ и самооценка учителя Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью.

• Оценить результат своей деятельности. Цели:

Сформировать представление о способах словообразования.

Ввести правила:

— написания приставки с гласными а, о;

— написания приставки с согласными з, с;

— написания суффиксов -ик-/-иц-, -ек-/-ец-.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения

Личностные умения:

— проявлять творческое отношение к употреблению в речи соответствующего слова/выражения.

Познавательные умения:

— использовать приобретённые знания при редактировании текста высказывания.

Регулятивные умения:

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— адекватно использовать речь для представления результата.

Предметные умения:

— редактировать и оформлять текст высказывания так, чтобы при употреблении в речи оно имело смысл. Заполняется учителем после освоения темы учащимися.

Публикации по теме:

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР «Образование новых слов способом сложения» Цель: Образование сложных слов путём сложения, активизация словаря сложными словами; Задачи: 1. Упражнять детей в образовании сложных слов.

Конспект урока русского языка в 8 классе «Однородные и неоднородные определения» Тема: Однородные и неоднородные определения Цели: углубить представление об однородных членах предложения; дать понятие об однородных и.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Образование и правописание сложных слов» Технологическая карта урока русского языка_2 класс УМК «Перспективная начальная школа» Автор: Жук Оксана Львовна Тема: Образование и правописание.

Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему «Образование новых слов с помощью суффиксов»
Опубликовано: 15 января 2020 в 21:22
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока русского языка в 4 классе на тему «Образование новых слов с помощью суффиксов»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гурбанова (УИ 374801) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД