Наталья Гурбанова
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему «Образование новых слов с помощью суффиксов»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа им. А. С. Попова г. о. Власиха
Конспект урока по русскому языку
по теме: «Образование новых слов с помощью суффиксов»
Составила: учитель начальных классов
Гурбанова Н. А.
2019г.
Раздел Язык как средство общения
Тема Образование новых слов с помощью суффиксов
Цели Сформировать представление о способах словообразования.
Темочки:
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ввести правило: написания суффиксов -ик-/-иц-, -ек-/-ец-.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Основное содержание
темы
Термины и понятия Актуализация умения разбирать слова по составу, подбирать однокоренные слова. Изучение значения морфемы. Изучение образования и написания слов с помощью суффиксов. Освоение способов словообразования с помощью морфем. Освоение правила написания суффиксов -ек-, -ик-.
Корень слова, окончание, основа слова, приставка, родственные слова, состав слова, суффикс, сложные слова, соединительная гласная в сложных словах.
Планируемый результат
Личностные умения Метапредметные умения Предметные умения
• Проявлять:
— интерес к изучению темы;
— желание раскрывать значение слова/выражения;
— творческое отношение к употреблению в речи соответствующего слова/выражения;
— понимание успешности при освоении темы. Познавательные умения:
— раскрывать значение понятий «родственное (однокоренное) слово», «корень слова», «основные орфограммы в корне слова», «суффикс», «приставка», «основа слова» и использовать их в активном словаре;
— определять условия правописания гласных а, о в приставке и обосновывать своё мнение;
— определять условия правописания согласных з, с в приставке и обосновывать своё мнение;
— определять условия правописания суффиксов -ик-/-иц-, -ек-/
-ец- и обосновывать своё мнение;
— использовать приобретённые знания при редактировании текста высказывания.
Коммуникативные умения:
— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
— самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения;
— адекватно использовать речь для представления результата.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание, используя правило;
— выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом;
— выполнять самопроверку и корректировку, взаимопроверку и взаимооценку при работе в паре;
— ориентироваться в разных способах выполнения задания;
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. • Классифицировать и писать родственные слова по группам соответственно орфограмме в корне, вставляя пропущенную букву.
• Рассказывать о правописании суффиксов -ик-/-иц-,
-ек-/-ец-.
• Писать слова, вставляя пропущенную букву в приставке.
• Списывать текст, вставляя подходящий по смыслу суффикс.
• Редактировать и оформлять текст высказывания так, чтобы при употреблении в речи оно имело смысл.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи Ресурсы Формы работы
Окружающий мир
Тема «Общество — это мы».
Литературное чтение
Тема «Истоки литературного творчества». Информационный материал:
Учебник, ч. 1, рабочая тетрадь, ч. 1, методическое пособие для учителя.
Демонстрационный материал:
Комплект наглядных пособий «Состав слова».
Интерактивный материал:
Карточки с индивидуальными заданиями.
CD Фронтальная;
индивидуальная — ;
парная — ;
групповая — .
I этап. Самоопределение в деятельности
Цели деятельности Ситуативное задание Планируемый результат
• Мотивировать к изучению темы.
• Стимулировать эмоционально-ценност-ное отношение к проблеме Вани. Однажды младший братишка спросил Ваню: «Если можно пересолить солянку*, то можно и переборщить** борщ? Если на ногах растут ногти, то на руках должны расти рукти?»
Ваня не смог объяснить брату-первокласснику, почему невозможно использовать слова «переборщить» и «рукти» в его высказываниях.
Ребята, почему братишка Вани употребляет выражения «переборщить борщ» и «на руках растут рукти»?
Школьники высказывали разные предположения, но дискуссия показала, что им пока не хватает определённых знаний и умений, чтобы убедительно представить свою позицию.
Есть ли у вас желание научиться раскрывать значение слова/выражения, чтобы правильно употреблять его в речи?
*Солянка — суп с содержанием солёных огурцов с рассолом.
**Переборщить — перейти границы должного, позволить себе лишнее в чём-нибудь (в словах, поведении) (Толковый словарь Д. Н. Ушакова); «переборщить» — «переборка», «переборчить» — быть чересчур привередливым, прихотливым (Историко-этимологический словарь). Личностные умения:
— проявлять интерес к изучению темы;
— проявлять желание на-учиться правильно раскрывать значение слова/выражения.
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Суффикс
Цели:
• Актуализировать знания о понятии «суффикс».
• Актуализировать умения:
— определять значение суффикса в слове и обосновывать своё мнение;
— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
• Ввести:
— правило написания суффиксов -ик-/-иц-,
-ек-/-ец-.
• Научить:
— определять условия написания суффиксов
-ик-/-иц-, -ек-/-ец- и обосновывать своё мнение;
— рассказывать о правописании суффиксов
-ик-/-иц-, -ек-/-ец-;
— образовывать и писать возможные варианты слова с помощью суффиксов -еньк-, -ёнок,
-ик, выделяя графически суффикс;
— образовывать и писать название профессии, используя суффикс;
— выписывать из текста сказки слова с суффиксом, обозначающим ласковое отношение к герою;
— списывать пары слов, вставляя в суффиксе пропущенную букву е или и;
— списывать текст, встав-ляя пропущенные орфограммы и графически выделяя суффикс;
— образовывать однокоренные слова, используя суффиксы -ик-/-иц-,
-ек-/-ец-;
— списывать текст, встав-ляя подходящий по смыслу суффикс;
— писать орфограммы в новых словарных словах;
— выполнять учебное задание, используя правило;
— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога. Введение новых словарных слов «орех», «колесо».
Методику работы с новыми словами учитель выбирает сам.
Задание 1 (З)
Объясните значение слова «суффикс».
Задание 2 (П)
Верно ли, что суффикс служит для связи слов в предложении? Обоснуйте своё мнение.
Задание 3 (У, с самопроверкой.
Выделите графически суффикс в каждом слове :
Дедушка, пятнышко, книжечка, маленький, Вовочка, ленивец.
Задание 4 (У) Учебник, с. 100, № 165, с взаимопроверкой.
Образуйте от данных имён существительных возможные варианты слов с помощью суффиксов -еньк-, -ёнок, -ик и напишите каждое слово, выделяя графически суффикс.
Задание 5 (У) Учебник, с. 100, № 168, с взаимопроверкой.
Образуйте от данных слов и запишите уменьшительно-ласкательные формы, используя суффикс :
Молодой, белый, утка, тигр, дом.
Задание 6 (У) Учебник, с. 100, № 169, с взаимопроверкой.
Выпишите из текста каждое слово с суффиксом, обозначающим ласковое отношение к герою сказки, выделите суффикс графически :
Зовёт Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек. Залилась Алёнушка слезами, села под стожок — плачет, а козлёночек возле неё скачет.
Сообщение учителя
В русском языке суффиксы -ик-/-иц- пишутся в том случае, если при изменении формы слова гласный в них не исчезает, суффиксы -ек-/-ец- пишутся в том случае, если при изменении формы слова гласный в них исчезает. Это правило используется при написании слов с данными суффиксами.
Например: ключик — ключики, сестрица — сестрицы; замочек — замочки, братец — братцы.
Задание 7 (З)
Расскажите правило написания суффиксов -ик-/-иц-, -ек-/-ец-.
Задание 8 (П)
Верно ли, что при изменении формы слова гласный и в суффиксе исчезает? Обоснуйте своё мнение.
Задание 9 (У) Учебник, с. 100, № 169, с взаимопроверкой.
Спишите каждую пару слов, вставляя в суффиксе пропущенную букву е или и:
Ротики — рот…к, голосочки — голосоч…к, сыночки — сыноч…к, носики — нос…к, карандашики — карандаш…к, свёрточки — свёрточ…к, дружочки — дружоч…к, братики — брат…к, лесочки — лесоч…к, голубочки — голубоч…к, столики — стол…к, орешки — ореш…к.
Задание 10 (У) Учебник, с. 101, № 171, с взаимопроверкой.
Спишите каждое слово, вставляя пропущенную орфограмму и графически выделяя суффикс :
Луч…к, канад…ц, платоч…к, билет…к, хвост…к, владел…ц, стол…к, хлеб…ц, букет…к.
Задание 11 (У, с взаимопроверкой.
Образуйте от каждого слова однокоренное, используя суффиксы
-ик-/-иц-, -ек-/ -ец-:
Кресло, лист, лужа, прут, сынок, цветок, словарь, орех, сухарь.
Задание 12 (У) Учебник, с. 101, № 172, с взаимопроверкой.
Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы:
Как мой сад…к свеж и зелен! (А. Плещеев)
Поешь же, миленький дружоч…к! Вот лещ…к, потроха, вот стерляди кусоч…к! (И. Крылов)
Задание 13 (У, с взаимопроверкой.
Спишите текст, вставляя подходящий по смыслу суффикс в каждое слово :
Старая слабая баб…а,
Оставила дома ключ… .
Звонила старая баб…а,
Но не открыл ей внуч…. (О. Григорьев) Диагностические задания:
1. Спишите каждое слово, вставляя пропущенную орфограмму, выделите графически суффикс :
Суворов…ц, пев…ц, кирпич…к, ленив…ц, чертёж…к, ёж…к, кружоч…к, любим…ц, красав…ца.
2. Образуйте от каждого слова однокоренное, используя суффиксы -ик-/-иц-, -ек-/-ец-, и напишите его:
Конец, палец, горох, хлеб, дева, мороз, купить.
Познавательные умения:
— раскрывать значение понятия «суффикс» и использовать его в активном словаре;
— определять значение суффикса в слове и обосновывать своё мнение;
— определять условия написания суффиксов -ик-/-иц-,
-ек-/-ец- и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание, используя правило;
— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
— рассказывать о правописании суффиксов -ик-/-иц-, -ек-/
-ец-;
— образовывать и писать возможные варианты слова с помощью суффиксов -еньк,
-ёнок, -ик, выделяя графически суффикс;
— образовывать и писать название профессии, используя суффикс;
— выписывать из текста сказки слова с суффиксом, обозначающим ласковое отношение к герою;
— списывать пары слов, вставляя в суффиксе пропущенную букву е или и;
— списывать текст, вставляя пропущенные орфограммы и графически выделяя суффикс;
— образовывать однокоренные слова, используя суффиксы
-ик-/-иц-, -ек-/-ец-;
— списывать текст, вставляя подходящий по смыслу суффикс;
— писать орфограммы в новых словарных словах.
Диагностика качества освоения темы
Цели:
• Установить степень освоения темы, а именно умения:
— списывать текст, вставляя пропущенные орфограммы;
— графически выделять суффиксы с уменьшительно-лас-кательным значением;
— определять и писать значение приставки в слове;
— выписывать из текста слова, соответствующие схеме;
— планировать свои действия в соответствии с целью;
— выполнять самопроверку учебного задания. Контрольное задание
Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы:
В…сенн…е со…нце всё с…льней пригр…вает. Сне… ещ… л…жит, но на пригорках, которые ч…ще других л…скают тёплые лучи, уже п…явились пр…талинки. З…м…лькали тут и там ж…лтенькие цве…ки мать-и-мачехи. Диву даёш…ся, откуда у такого маленького растень…ца сила берётся. Пр…буравит землю ст…белёк, выскочит на буг…рке, и ра…кроется з…л…той цв…точ…к на…стречу солнышку.
Грамматическое задание
1. Выделите графически суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.
2. Определите и напишите значение приставки при- в слове «пригревать».
3. Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
приставка, корень, суффикс, окончание.
4. Вставьте пропущенную орфограмму в каждом слове :
Ра…пылить, круи, прои…хождение, ярко…ть. Регулятивные умения:
— планировать свои действия в соответствии с целью;
— выполнять самопроверку учебного задания.
Предметные умения:
— списывать текст, вставляя пропущенные орфограммы;
— графически выделять суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением;
— определять и писать значение приставки в слове;
— выписывать из текста слова, соответствующие схеме.
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цели деятельности Варианты заданий Планируемый результат
• Стимулировать желание проявлять творческое отношение к употреблению в речи слова/выра-жения, имеющего смысл.
• Научить:
— использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания;
— редактировать и оформлять текст высказывания так, чтобы при употреблении в речи оно имело смысл;
— ориентироваться в разных способах выполнения задания;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом;
— адекватно использовать речь для представления результата. Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
• выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
• выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
• самоорганизацию по выполнению задания:
— планирование деятельности;
— выполнение задания;
— представление результатов деятельности.
Ситуативное задание
Однажды младший братишка спросил Ваню: «Если можно пересолить солянку, то можно и переборщить борщ? Если на ногах растут ногти, то на руках должны расти рукти?»
Ваня не смог объяснить брату-первокласснику, почему невозможно использовать слова «переборщить» и «рукти» в его высказываниях.
Ребята, почему братишка Вани употребляет выражения «переборщить борщ» и «на руках растут рукти»?
Информативный вариант
Выпишите родственные слова из каждой группы, укажите их общее лексическое значение:
Пересолить, соль, солянка, солома, пересоленный.
.
Борщить, переборщивший, борщ (суп, переборщить.
.
Ногти, ноготок, нога.
.
Выберите высказывание, которое при употреблении в речи имеет смысл:
Переборщить в похвалах, переборщить в размерах, переборщить борщ.
(Переборщить в похвалах, переборщить в размерах.)
Отредактируйте выражение «на руках растут рукти», используя слова для выбора, чтобы оно имело смысл:
На руках растут
Слова для выбора : ногти, когти, рукти.
(На руках растут ногти.)
Импровизационный вариант
Определите значение слова «переборщить».
Составьте и напишите со словом «переборщить» такое словосочетание, которое при употреблении в речи имеет смысл.
Отредактируйте выражение «на руках растут рукти», чтобы при употреблении в речи оно имело смысл.
Эвристический вариант
Определите в каждом выражении слово, из-за которого теряется смысл: «переборщить борщ», «на руках растут рукти».
Отредактируйте высказывание так, чтобы оно имело смысл. Личностные умения:
— проявлять творческое отношение к употреблению в речи соответствующего слова/выражения.
Познавательные умения:
— использовать приобретённые знания при выполнении ситуативного задания.
Регулятивные умения:
— ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;
— планировать своё действие в соответствии с учебным заданием.
Коммуникативные умения:
— адекватно использовать речь для представления результата.
Предметные умения:
— редактировать и оформлять текст высказывания.
IV этап. Рефлексивная деятельность
Цели деятельности Самоанализ и самооценка ученика Результат деятельности
• Научить:
— проявлять понимание успешности при освоении темы;
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
— оценивать результат собственной деятельности. Самоанализ
Закончите предложения:
1. Мне важно уметь редактировать и оформлять текст высказывания так, чтобы при употреблении в речи оно имело смысл, потому что…
2. Для того чтобы редактировать и оформлять текст высказывания, которое при употреблении в речи имело бы смысл, надо…
Самооценка
Я … (очень, не очень) доволен (льна) редактированием и составлением высказывания, которое написал (а) … (сам (а, с помощью одноклассников, учителя, потому что выполнил (а) работу … (правильно, неправильно, красиво, некрасиво, творчески). Личностные умения:
— проявлять понимание успешности при освоении темы.
Регулятивные умения:
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
— оценивать результат собственной деятельности.
Цели деятельности Самоанализ и самооценка учителя Результат деятельности
• Соотнести полученный результат с поставленной целью.
• Оценить результат своей деятельности. Цели:
Сформировать представление о способах словообразования.
Ввести правила:
— написания приставки с гласными а, о;
— написания приставки с согласными з, с;
— написания суффиксов -ик-/-иц-, -ек-/-ец-.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Ключевые умения
Личностные умения:
— проявлять творческое отношение к употреблению в речи соответствующего слова/выражения.
Познавательные умения:
— использовать приобретённые знания при редактировании текста высказывания.
Регулятивные умения:
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
— адекватно использовать речь для представления результата.
Предметные умения:
— редактировать и оформлять текст высказывания так, чтобы при употреблении в речи оно имело смысл. Заполняется учителем после освоения темы учащимися.