Юлия Владимировна
Конспект урока математики в 4 классе «Зависимость между величинами, характеризующими процесс движения» по УМК «Школа России»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок математики в 4 «А» классе (УМК «Школа России»)
Тема: Зависимость между величинами, характеризующими процесс движения.
Педагогическая цель: Научиться записывать задачи с величинами : скорость, время, расстояние, в таблицу и решать их. Составлять по выражению задачи с величинами : скорость, время, расстояние. Находить значение уравнений и числовых выражений. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи, развивать внимательность, прививать интерес к предмету.
Публикация «Конспект урока математики в 4 классе „Зависимость между величинами, характеризующими процесс движения“ по УМК „Школа России“» размещена в разделах
- Математика, 4 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Моя Родина Россия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тип урока Комбинированный
Планируемые результаты (предметные) Научатся решать задачи на движения; анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.
Личностные результаты
Проявляют интерес к изучению учебного предмета математики.
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, анализ объектов и синтез.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диагностической формами речи.
Основные понятия и термины Скорость, время, расстояние, табличное решение задач.
Методы и формы работы Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический
Образовательные ресурсы Интерактивная доска (экран, компьютер, проектор, учебник по математике (Ч. 2, с. 6).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этап урока, его цель
Вид работы Содержание взаимодействия с учащимися
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Организационный момент.
Цель: организация класса, эмоциональный настрой на урок, мотивация работы обучающихся на уроке. Приветствие
Эмоциональный настрой
Проверка готовности к уроку (рабочее место) -Здравствуйте, ребята!
-Давайте, ребята, учиться считать,
Чтобы скорей математиком стать.
Ему по плечу любая работа,
Но прежде разучим правила счета.
Звонок прозвенел. Он позвал на урок.
Пора! Тишина!
К нам наука идет – Математика!
-Присаживайтесь. Посмотрите на свое рабочие места и проверьте, всё ли лежит у вас на парте. У вас на столах должны лежать учебники, тетради, дневники, пенал, простые карандаши, линейка, ластик и раздаточный материал, который понадобится нам позже.
-Также, не будем забывать, что сидеть вы должны правильно, упираясь в спинку стула, руки лежат на партах. Начнем урок. Приветствует учеников, организует внимание, проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок, демонстрируют готовность к работе.
II.Актуализация
Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний, и способов действий, ценностных отношений). Устный счет
«Цепочки примеров» Сл. 1,2
-Приступаем к устному счету, решим 3 математические цепочки.
1) 450:9=50+63=113-79=34
2) 320:40=8*15= 120:40=3
3)451+149= 600:3= 200:25=8 Организует работу учащихся, своевременно корректирует ответы. Решают устно примеры, внимательно слушают ответы одноклассников.
Устный счёт
«Величины» Сл. 3
-Следующие задание перевести число из одной величины в другую.
9ц67кг=967кг
5м5см=505см
2ч17мин=137мин
153ц=15т3ц
58дм73мм=5м8дм7см3мм
С какими единицами мы выполняли задание? Организует работу учащихся, своевременно корректирует ответы. Переводят числа из одной величины в другую, внимательно слушают ответы одноклассников.
Устный счет «Задачки» Сл. 4
-Ребята, а теперь решим с вами веселые задачи.
1)Пожарных учат надевать штаны за три секунды. Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 минуту? (20) Почему? 60:3=20
2)Сколько дырок окажется в клеенке, если во время обеда 12 раз проткнуть ее вилкой с 4 зубчиками? (48)
3)Рост Кати 1 м 75 см. Вытянувшись во весь рост, она спит под одеялом, длина которого 155 см. Сколько сантиметров Кати торчит из-под одеяла? (20)
4)Младенец Кузя орет как резаный 5 часов в сутки. Спит, как убитый 16 часов в сутки. Остальное время младенец Кузя радуется жизни всеми доступными ему способами. Сколько часов в сутки младенец Кузя радуется жизни? (24-5-16=3ч.) Организует работу учащихся, своевременно корректирует ответы. Решают устно задачи, внимательно слушают ответы одноклассников.
Устный счет «Геометрическая задача» Сл. 5
-Решим геометрическую задачу.
-Длина прямоугольника 6 см, а ширина 4 см. Найдите площадь и периметр прямоугольника.
Решение:
P= (6+4)2=20см
S=64=24см Организует работу учащихся, своевременно корректирует ответы. Решают устно геометрическую задачу, внимательно слушают ответы одноклассников.
Устный счет «Логическая задача» Сл. 6
-И последнее задание в устном счете логическая задача.
-Чтобы раздать всем друзьям по две конфеты, у Нины не хватает 4 конфеты. Сколько друзей у Нины, если у нее всего 8 конфет?
Решение:
Если у Нины будет 8 + 4 = 12 конфет, то она сможет раздать их по две своим друзьям. Значит у Нины 12:2 = 6 друзей. Организует работу учащихся, своевременно корректирует ответы. Решают устно логическую задачу, внимательно слушают ответы одноклассников.
III. Сообщение темы, цели урока
Цель: изучение и повторение знаний учащихся
Работа по учебнику
- Ребята, откройте, пожалуйста, свои учебники на странице 6. И посмотрите на таблицу. Чему мы будем сегодня учиться?
(Сегодня мы будем учиться записывать задачи в таблицу и решать их)
–Прочитайте про себя 1-ю задачу.
-Прочитайте вслух. Рассмотрите таблицу в учебнике.
Черепаха Скорость Время Расстояние
5 м / мин 3 мин?
- О чём говорится в задаче? (В задаче говорится о черепахе)
-Задача простая или составная? Почему? (Простая. Потому что она решается одним действием)
- Что известно? (Известно, что черепаха двигалась со скоростью 5м. /мин)
- Что надо найти? (Нам нужно найти, какое расстояние прошла черепаха за 3 мин)
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Да)
- Почему? (Потому что мы знаем, скорость и время черепахи)
- А можем узнать? (Да)
– Каким действием? (Действием умножения)
- Почему? (Потому что, чтобы найти расстояние нам нужно скорость умножить на время)
- Назовите решение задачи.
Решение задачи:
53= 15 (м)- расстояние, пройденное черепахой
Ответ: 15 м.
- Назовите ответ задачи.
- Для того чтобы найти расстояние нужно скорость умножить на время - S=vt
- Прочитайте следующую задачу.
–Прочитайте про себя.
Слон Скорость Время Расстояние
100 м / мин 10 мин?
-Прочитайте вслух.
- О чём говорится в задаче? (В задаче говорится о слоне)
-Задача простая или составная? Почему? (Простая. Потому что она решается одним действием)
- Что известно? (Известно, что слон двигался со скоростью 100 м. /мин)
- Что надо найти? (Нам нужно найти, какое расстояние прошел слон за 10 мин)
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Да)
- Почему? (Потому что мы знаем, скорость и время слона)
– Каким действием? (Действием умножения)
- Почему? (Потому что, чтобы найти расстояние нам нужно скорость умножить на время)
- Сколько действий в задаче? (В данной задаче одно действие)
- Что надо найти? (Найдем расстояние у слона)
- Назовите решение задачи:
10010= 1000 (м) - расстояние, пройденное слоном
Ответ: 1000 м
- Посмотрите внимательно на таблицу, и ответьте, как можно найти расстояние, если известны скорость и время движения? (Ответы учащихся)
- Для того чтобы найти расстояние нужно скорость умножить на время - S=vt
А как найти скорость? (Чтобы найти скорость нужно расстояние разделить на время – V= S : t)
А как найти время?
- Для того, чтобы найти время нужно расстояние разделить на скорость - t= S : V
Вывод: повторим правила, с которыми мы работали
- Для того чтобы найти расстояние нужно скорость умножить на время - S=vt
- Чтобы найти скорость нужно расстояние разделить на время – V= S : t
- Для того, чтобы найти время нужно расстояние разделить на скорость - V = S : V
- Запишите следующую задачу в тетради. Задача номер 14-ть.
–Прочитайте про себя.
-Прочитайте вслух.
- О чём говорится в задаче? (В задаче говорится о девочке Тане)
-Задача простая или составная? Почему? (Простая. Потому что она решается одним действием)
- Что известно? (Известно, что Таня пробежала 30 м за 6 с)
- Что надо найти? (Нам нужно найти, с какой скоростью девочка бежала)
- Какие слова возьмем для краткой записи (таблицы? (Скорость, время, расстояние)
-Запишем краткую запись.
Таня Скорость Время Расстояние
? м/ с 6 с 30 м
- Что говорится в задаче? (Девочка пробежала расстояние 30 м за 6 с)
- Что надо узнать? (Нам нужно узнать, с какой скоростью пробежала девочка)
- Повторим задачу по краткой записи.
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Да)
- Почему? (Потому что мы знаем, расстояние и время Тани)
– Каким действием? (Действием деления)
- Почему? (Потому что, чтобы найти скорость нам нужно расстояние разделить на время)
- Сколько действий в задаче? (В данной задаче одно действие)
- Запишем решение задачи
- Запишем ответ задачи.
- Проверим.
Решение задачи:
30:6=5 (м/с) – скорость Тани.
Ответ: 5 м/с
(чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время). Поясняет и расписывает этапы работы с задачей, задает наводящие вопросы, осуществляет помощь в написании краткой записи. Отвечают на вопросы учителя. Демонстрация усвоения полученных знаний посредством решения задач самостоятельно и у доски.
Физкультминутка
Цель: профилактика переутомления учащихся. Выполнение учащимися упражнений с помощью видеоматериала. - А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Учащиеся выходят из-за парт и повторяют упражнения за учителем или героями видеоматериала. Снимает напряжение, обеспечивает снятие усталости. Выполняют упр. вместе с учителем
IV. Первичное закрепление
Цель: закрепление раннее изученного материала
Проверка знаний полученных на предыдущем занятии.
Решение задачи - Запишите в тетради номер 15 и прочитайте задачу.
–Прочитайте про себя.
-Прочитайте вслух.
-Задача простая или составная? Почему? (Составная. Потому что она содержит в себе три части)
- Что известно? (Мотоциклист ехал 3 ч со скоростью 60 км/ч и 2 ч со скоростью 70 км/ч.)
- Что надо найти? (Нам нужно найти какое расстояние он проехал за всё это время)
- Какие слова возьмем для таблицы? (Скорость, время, расстояние)
-Запишем данные в таблицу
Скорость Время Расстояние
1 часть пути-60 км/ч 3ч? км
?км
2 часть пути-70 км/ч 2ч?км
- Что говорится о первой части пути? (Мотоциклист ехал 3 ч со скоростью 60 км/ч)
- Что говорится о второй части? (Мотоциклист ехал 2 ч со скоростью 70 км/ч.)
- Что надо узнать? (Какое расстояние мотоциклист проехал за всё это время)
- Повторим задачу по краткой записи.
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет)
- Почему? (Потому что мы не знаем, какое расстояние проехал мотоциклист за 3 часа и 2 часа)
- А можем узнать? (Да)
- Почему? (Потому что мы знаем, скорость мотоциклиста и знаем время которое он ехал)
– Каким действием? (Действием умножения)
- Почему? (Потому что, чтобы найти расстояние нам нужно скорость умножить на время)
- Теперь можем ответить на главный вопрос задачи? (Нет)
- Почему? (Потому что мы не знаем какое расстояние проехал мотоциклист за 2 часа)
- Каким действием? (Действием умножения)
- Почему? (Потому что чтобы найти расстояние нужно скорость умножить на время)
- А теперь можем ответить на главный вопрос задачи? (Да)
-Почему? (Потому что нам известно какое мотоциклист проехал расстояние за 2 и 3 часа отдельно)
- А как мы узнаем? (Для того, чтобы найти сколько км. Проехал мотоциклист нам нужно первое расстояние, сложить со вторым)
- Сколько действий в задаче? (В данной задаче три действия)
-Что надо найти первым действием? (Надо узнать, какое расстояние проехал мотоциклист за 3 часа)
– Что будем узнавать вторым действием? (Вторым действием мы узнаем какое расстояние мотоциклист проехал за 2 часа)
-Что узнаем третьим действием? (Третьим действием мы ответим на главный вопрос задачи «Какое расстояние мотоциклист проедет за всё время)
- Запишем решение задачи по действиям и выражением.
Решение:
1) 60 3= 180 (км) – проехал мотоциклист за 1-ю часть пути
2) 702=140 (км) – проехал мотоциклист за 2 – ю часть пути
3) 140+180 = 320 (км) – проехал мотоциклист
603+702=320 (км)
Ответ: 320 км.
Что обозначает это выражение? (603-702) (Данное действие обозначает, что на сколько км больше проехал мотоциклист за первые три часа, чем за вторые три часа).
Запишите 2-е выражение и ответ
603-702= 40 (км) – больше проехал мотоциклист за первую часть пути, че за вторую часть пути
Вывод: Для того чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время – S= vt Задает вопросы по учебнику. Требует полных ответов. Просит учащихся найти нужную информацию в учебнике. Задачу 15 решают самостоятельно, один учащийся решает задачу на закрытой доске, с последующей проверкой.
Решает один ученик с комментированием у доски.
V. Практическая деятельность
Цель: повторение и порядок работы над уравнениями Работа уравнений - Следующее задание, запишите номер 18 своих тетрадях.
- Прочитайте задание про себя.
- Прочитайте задание устно.
- Что нужно сделать? (Нужно объяснить, в каком из уравнений каждой пары значение Х будет больше, а потом проверить вычислением)
- Посмотрите на первый столбик чем похожи два первых уравнения? Чем выражена правая часть? Произведением чисел 40 и 5, т. е (У этих уравнений сумма одинаковая)
-Посмотрите на слагаемые. Что вы скажите? (Если второе слагаемое большое, значит первое слагаемое будет меньшее число. Если второе слагаемое маленькое число, значит первое слагаемое будет большое число)
доски, другие решают самостоятельно в тетрадях.
x+120=405 x+20=405 х5=240
x+120=200 x+20=200 х= 240:5
x=200-120 x=200-20 х=48
x=80 x= 180 Ответ: х=48
Ответ: х= 80 Ответ: х=180
х10=240 9х=72 8х=72
х= 240:10 х= 72:9 х= 72:8
х=24 х=8 х=9
Ответ: х= 24 Ответ: х= 8 Ответ: х=9 Следит за выполнением выражений. Исправляет ответы учащихся. Решают с комментированием. Один учении у доски.
Решение
примеров. - Сейчас вы разделитесь на 1 и 2 вариант. Запишите номер 19 в тетрадке. Первый вариант будет решать 1-ю строку, а второй вариант будет решать 2-ю строку
- После окончания работы, мы проверим ответы примеров.
Следит за выполнением задания. Помогает учащимся если у них возникают вопросы. Решают самостоятельно.
VI Итоги урока.
Рефлексия.
Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок – Какие задачи мы решали на уроке?
-Как найти скорость?
-Как найти расстояние?
-Как найти время?
– Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным?
– Где испытали трудности?
– Какие задания вам необходимо еще раз выполнить?
-Молодцы, ребята, сегодня за урок получают…. Задает вопросы с целью закрепления изученного материала, предлагает оценить свою работу на уроке. Отвечают на вопросы. Актуализируют знания, полученные в ходе урока, анализируют работу на уроке, оценивают свою работу на уроке.
VII. Домашнее
задание
Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, проверить соответствующие записи в дневнике Запись на доске и в дневниках учащихся. - Ребята, теперь откроем свои дневники и запишем домашнее задание.
- Дома, вы закрепите решение задач на площадь.
Домашнее задание будет номер 17 на стр. 6, и номер 20 на стр. 6.
- Спасибо за урок!
- Ребята, если у вас на уроке все получилось сделать, выполняли все задания без ошибок – поднимите ладошки. Если у вас возникли проблемы на уроке и тема урока была не понятна и сложная – поднимите кулачки. Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, записывает домашнее задание на доске.
Задают уточняющие вопросы. Записывают задание в дневники.