Гулие Решетова
Конспект урока литературы. 9 класс. Романсы и песни на слова русских писателей XIX–XX вв. (урок-концерт)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: расширить представления учащихся о взаимосвязи литературы и музыки; развивать умения выразительного и вдумчивого чтения; воспитывать художественный вкус и поэтическую культуру.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа по теме урока.
1. Работа с учебником. Самостоятельное изучение статьи «Романс и песня». (стр 290-292)
2. Беседа.
1) Что называли в старину романсом? - песню на родном языке.
Публикация «Конспект урока литературы, 9 класс, Романсы и песни на слова русских писателей XIX–XX вв, (урок-концерт)» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Песни. Все материалы на тему песен
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2) Когда и где возник романс как жанр? В средневековой Испании в 16в.
3) Как по тематике делились романсы? – любовные, сатирические, шуточные.
4)Как распространялся романс? Перекочевал в Англию и Францию.
5) В чем различия русского и французского романса? – французский не включал в себе фольклорную песню.
6.)чем отличается песня от романса? – песня может быть написана на фольклорный текст, а романс только на литературный, созданный поэтом; романс может существовать как музыкальное произведение без слов и как литературный текст; песня часто имеет припев, романс обычно лишен рефрена (повторяющаяся строфа стихотворения, песни).
7). Что общего между песней и романсом? – строфическое строение, рифмованный напевный стих.
8) На какие типы разделяется русский стих? – по интонации разделяется на три типа: декламационный, ораторский; разговорный; напевный.
9) Какой стих используется в романсе? – напевный, мелодический стих.
10)Что составляет содержание романса? – счастливая или несчастная любовь.
11) В каких слоях общества возникает романс в России? – первоначально в дворянской столичной, после в провинциальной среде. Он приспособлен для узкого круга людей, посещающих салоны. Теплая домашняя атмосфера способствует изъявлениям сердечных чувств.
12.) Назвать разновидности романса. – усадебный (А. Фет, А. Майков, А. Толстой, городской (Я. Полонский, мещанский или жестокий, цыганский (А. Блок, Я. Полонский)
2. Знакомство с правилами выразительного чтения. (чтение статьи В. С. Ланового Перед чтением стихов вслух) Несколько практических советов
После подробного анализа и понимания текста рекомендуется продумать устный вариант текста. Необходимо учитывать такие особенности русского языка, как логические ударения, логические и психологические паузы, изменение интонации, неторопливый темп речи и другие особенности.
Важно помнить, что ударением выделяются слова, которые выражают основную мысль автора, важную или новую информацию. Ударение может изменять свое место в зависимости от воли говорящего. Приведем пример: фразу «Ты пойдешь сегодня в театр» можем произнести с четырьмя разными ударениями.
Паузы в устной речи так же необходимы, как пробелы в письменной речи. Без этого трудно уловить смысл сказанного, весь текст сливается в неясный, бессмысленный шум. Если же пауза стоит на своем месте, речевые такты отделены друг от друга, речь становится ясной и легко воспринимается на слух. Не всякая запятая нуждается в паузе и не всякая пауза — в запятой. Пауза помогает наладить контакт с собеседником, акцентировать внимание, выделить важное по мысли слово.
Особое внимание необходимо уделять артикуляции и дикции, стараться выговаривать все звуки четко и внятно, иначе слово человек превратится в чек, а словосочетание нас стало в настало. Хорошая дикция — это вежливость по отношению к собеседнику, и умение ею пользоваться может помочь при общении с людьми.
Надо помнить, что устная речь отличается от письменной и главное условие грамотного чтения — вдумчивость и осознанность.
3. Слушание романсов (аудиозапись)
4. Выступление учащихся. (чтение или исполнение романса на изучаемые стихи.)
III. итог урока.
– Обмен мнениями об услышанном на уроке.
– Сочинение-миниатюра «О чем мне хочется сказать, когда умолкли звуки…».
Домашнее задание: подготовка к контрольной работе.