Махрова Любовь
Конспект урока «Изучение выразительных средств художественного текста поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя»
▼ Скачать + Заказать документы
Класс: 9 «а»
Предмет: русский язык
Учебник: Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на элект. носит. В 2 Ч. / Ч. 1 [В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский]; под ред. В. Я. Коровиной – М. : Просвещение, 2016. – 383 с.
Тема: Лингвистический аспект изучения художественного текста поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя.
Тип урока : комбинированный
Вид урока : урок формирования и совершенствования знаний
Публикация «Конспект урока „Изучение выразительных средств художественного текста поэмы „Мертвые души“ Н, В, Гоголя“» размещена в разделах
Цель урока : определить роль сравнения как изобразительно-выразительного средства в русском языке (на примере анализа художественного текста поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя).
Задачи:
Образовательные:
-повторить теоретический материал, определение сравнения;
- проанализировать художественный текст поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя, определить способы выражения сравнения;
- выяснить изобразительно-выразительные особенности сравнения;
- подготовка к сдаче ГИА.
Развивающие:
- продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;
- развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Воспитательные:
- формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи.
Используемые методы и приемы: слово учителя, беседа по вопросам, работа с учебником, индивидуальный опрос учащихся, наглядно-иллюстративный материал.
Форма организации деятельности учащихся: аналитическая работа с художественным текстом, работа с лингвистической и психологической терминологией, работа со словарем, беседа.
Оборудование: текст поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя, малый академический словарь, компьютер, проектор, презентация.
Ход урока:
Эпиграф к уроку
«Все в мире мы узнаем не иначе,
как через сравнение…»
К. Д. Ушинский
I. Мотивационно-ориентировочный этап
1. Организационный момент. Проверяется готовность школьников к уроку. Осуществление подготовки к ГИА является неотъемлемой частью продвинутого курса русского языка 9-го класса. Сегодня на уроке мы снова будем ссылаться на слова К. Д. Ушинского, которые станут воплощением урока, на котором мы закрепляем способность анализировать литературный текст, работать со сравнениями и применять теоретические знания при выполнении различных задач.
Определим предмет исследования со ссылкой на структуру урока. Для того, чтобы правильно проанализировать текст, вам необходимо знать, какие языковые инструменты выражают текст и создают общую выразительность языка. Ученики 9 класса должны уметь анализировать языковые характеристики исходного текста, правильно классифицировать изобразительные средства языка и определять их функцию в тексте.
Троп – использование слова в переносном смысле для характеристики каждого явления с помощью вторичного смыслового затенения, присущего этому слову. Путь основан на сравнении двух концепций, близких во всех отношениях.
Вопрос от учителя: «Тропами являются…»
Школьники отвечают: эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония, литота, аллегория, перифраз, олицетворение, сравнение.
II. Операционно-деятельностный этап
1. Введение в тему. Николай Васильевич Гоголь в течение многих лет работал и накапливал свой языковой материал, не покладая рук шлифовал текст, поднимая его до возможного совершенства. Очень часто в творчестве Гоголя встречается художественный прием – сравнение. Более подробно мы с Вами рассмотрим это на примере поэмы «Мертвые души».
2. Беседа по вопросам:
- Назовите главного героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?
- Какова композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?
- Ребята, давайте с Вами вспомним основные способы сравнения, которые встречаются в художественной литературе?
- Как вы думаете, с какой целью Н. В. Гоголь так часто использует сравнения?
3. Синквейн. Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте и т. д.? Какие трудности вы при этом испытываете? Отразите свои мысли, впечатления, затруднения в синквейнах.
Синквейн
Средства выразительности
Они
Красивые, живые (необычные)
Украшают, описывают, имитируют
Импользование сравнений в художественном тексте отражает богатство языка, богатство мыслей и внутреннего мира писателя и т. д.
Сокровища речи (тропы) Средства выразительности
Они
Непонятные, разнообразные
Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте
(усложняют, путают, озадачивают)
Богатства великого русского языка неизмеримы
Проблемы
– Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи. Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.
– Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ГИА? (Обсуждение в группах.)
• Повторить термины;
• Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;
• Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.
• Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте (поэма «Мертвые души» Н. В. Гоголя).
4. Работа в группах.
Учитель: А сейчас займемся анализом художественного текста поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя и выясним, какие способы выражение имеет сравнение.
Задание группе № 1
В примерах из художественного текста поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.
Ответьте на вопросы:
Какой частью речи является это слово?
В форме какого падежа оно стоит?
Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение. (существительным в т. п.). Привести примеры из текста для анализа.
Задание группе № 2
В примерах из художественного текста поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.
Ответьте на вопросы:
При помощи каких союзов происходит сравнение?
Как в русском языке называются такие синтаксические конструкции?
Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение (сравнительный оборот). Привести примеры из текста для анализа.
5. Работа с учебником.
III. Рефлексивно-оценочный этап
• Подведение итогов урока. Учитель выставляет оценки учащимся.
• Домашнее задание: Написать небольшое сочинение (до 5 стр.) по анализу художественного текста поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» с использованием тропов.