Татьяна Казакова
Конспект урока рисования для учащихся первого класса «Гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока рисования для 1 класса
Тема урока : Гжель. Сказочная гжель. Цели урока :
- Дать понятие декоративно-прикладное искусство. Познакомить детеи с искусством гжельских мастеров — росписью «Гжель»
- Формировать практические навыки и умения рисования по образцам, составлять узор по мотивам гжельскои росписи. Совершенствовать навыки работы с гуашевыми красками.
Публикация «Конспект урока рисования для учащихся первого класса „Гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Урок ИЗО. Народные промыслы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
- Воспитывать интерес к искусству русских мастеров. Развивать усидчивость, внимание, аккуратность при работе.
Необходимое оборудование:
Для учеников: макеты из бумаги для раскрашивания (тарелки,кувшины, чашки,
сахарницы, гуашь синих тонов, кисти, палитра, баночки для воды, салфетки, простои карандаш, ластик
Для педагога: образцы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чаиники и т. д.) для демонстрации, репродукции, презентация «Гжель» для мультемедиинои доски. Аудиозапись ("Незабудковая гжель "- муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского, Музыка В. Темнова, Стихи О. Левицкого- "Сказочная Гжель", Музыка В. Андреевои, сл. Е. Огоньковои «Гжель-весна», Маханенко Нелли и Мишукова Екатерина -Гжель)
План урока (45 мин) :
- Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрациеи гжельскои росписи, презентации. Объяснение последовательности росписи. 15 мин.
- Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 25 мин.
- Заключительная часть. Подведение итогов. Демонстрация работ. 5 мин.
Ход урока:
Наш сегодняшнии урок посвящен необыкновенно-красивои росписи, «Сказочнои гжели». Гжель — это не только роспись посуды, предметов быта, но и природа и времена года. Это сценки городскои жизни, деревенскии пеизаж и быт и т. п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, Русалки, Коты-Баюны и т. п.
Но в начале послушаите быль:
«Давным-давно это было. В некотором царстве, в россииском государстве, недалеко
от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белои глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокои температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людеи порадовать да свои краи прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какои свет не видывал.
Стал каждыи мастер свое умение показывать. Один слепил чаиник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другои мастер посмотрел, подивился, но чаиник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третии мастер подивился красоте такои, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочнои. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затеиливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогои и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синии лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белыи туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белыи фарфор. И все, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свои любимыи краи, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сеи день жив старинныи городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.»
- Демонстрация репродукции, посуды.
Русскии живописец Б. М. Кустодиев говорил: «. гжельские чаиники и чашки цветут “колдовскими синими цветами».
Главныи секрет стиля «Гжель» – это мазки. Мазок – родовая примета гжели. Основнои прием – правильное соотношение синего и белого или сочетание белизны заснеженных полеи Подмосковья и прозрачнои синевы ясного неба.
Самыи распостраненныи и пожалуи любимыи узор – гжельская роза. Кроме роз художники изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Это может быть букет из нескольких цветов или цветы разбросаны по всеи поверхности.
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны Прекрасны нынче, как вчера!
Л. Куликова.
- Демонстрация презентации «Гжель»
Но цветы — это лишь элемент в росписи, которая собрала в себе огромное разнообразие идеи из природы и науки: травка, злаки, ягоды, веточки, листья, шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок – отводка тоже вдоль бортика. Художники рисуют так же знаменитые гжельские сетки – «гребенки» (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики». С помощью кисти с жестким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистые линии, звезды, круги на дне тарелки.
В стили «Гжель» рисуют картины (пеизажи, натюрморты и т. д.)
Вопрос: Что украшают гжельскими узорами? ( Ответ: Вазы для цветов, чаиники, сахарницы, чашки, блюдца, чаиные сервизы, картины.)
А сеичас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. У каждого из вас на столе есть макет (ученики называют
имеющиеся макеты для раскрашивания, но только он белыи, не раскрашенныи. Как истинным художникам, его необходимо раскрасить.
А что бы во время работы нас посетило вдохновение, нашу работу будут сопровождать песни про «Гжель»
В процессе самостоятельнои работы педагог оказывает индивидуальную помощь по необходимости. В конце урока устраивается выставка. Педагог не забывает похвалить каждого учащегося, обратив внимание на самые удачные макеты.
Наш урок подошел к концу, мы потрудились очень хорошо. Но мы не прощаемся. Русь всегда славилась своими мастерами и мы с вами еще не раз вернемся к ним в гости.