Юлия Богомолова
Конспект урока «900 блокадных дней»
▼ Скачать + Заказать документы
900 блокадных дней
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
Расширять знания детей о блокаде Ленинграда;
Воспитывать в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда.
Воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны, расширять кругозор учащихся.
Коммуникативные универсальные учебные действия
способствовать формированию
Публикация «Конспект урока „900 блокадных дней“» размещена в разделах
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывания;
формировать собственное мнение и умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Познавательные универсальные учебные действия
способствовать формированию
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
Регулятивные универсальные учебные действия
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Личностные универсальные учебные действия
способствовать формированию основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: «Дорога жизни», «В те дни» Н. Тихонова, «Рисуют дети блокады» Э. Голубева;
Проведение тематических бесед, рассматривание иллюстраций, слушание фрагментов «Седьмой симфонии»(Ленинградской) Д. Шостаковича, знакомство с фактами биографии Дмитрия Шостаковича, Ольги Берггольц в период блокады Ленинграда.
Учитель:
Ребята, сегодня наш город отмечает скорбный, и в тоже время очень радостный день. Вы знаете, какой?
Ответы детей:
Да, 27 января наш город отмечает День снятия блокады.
За всю многовековую историю нашей страны не раз на её долю выпадали большие испытания. Но самыми тяжёлыми из них были войны, в которых нам приходилось отстаивать независимость своей Родины. Последней из войн была Великая Отечественная война.
Гитлер со своей армией завоевал почти всю Европу, осталась только Россия. У нас с Германией был заключён мирный договор о ненападении друг на друга. Германия нас обманула, так как тайно готовилась к войне против нашей Родины, подтянула свои войска к границам нашего государства.
И вот в воскресенье 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война …
Рано утром на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,
Это значит – против нас.
В 1941 году в первые месяцы войны фашистские полчища подошли и окружили Ленинград. Начались тяжёлые дни ленинградской блокады (показ карты с изображением блокадного кольца)
Несколько раз наши войска пытались отбросить фашистов от Ленинграда. Но сил не хватало. Люди в блокадном городе голодали. Не было света, воды, отопления. Даже в таких условиях ленинградцы работали. Делали всё для фронта. В день на одного человека давали 125 г. хлеба. Но разве это был хлеб? Мякина с опилками. По “дороге жизни” – по льду Ладожского озера стали провозить хлеб, сахар, масло, а обратным рейсом вывозили раненых, детей, больных, стариков. И блокада эта продолжалась долгих 900 дней и ночей.
Давайте подойдем к иллюстрациям о жизни в блокадном городе и расскажем о том страшном времени (рассказы детей) :
Учитель: Посмотрите на эту табличку, такие таблички в годы войны можно было часто увидеть на стенах домов нашего города: «Граждане, при арт. обстреле эта сторона улицы наиболее опасна»
Читает ребенок:
На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при арт. обстреле.
Учитель: В то время звук сирены, предупреждающей о воздушной тревоге, был привычным, я хочу, чтобы вы послушали его, и сказали, какие чувства этот звук вызывает у вас сегодня (звук сирены)
Ответы детей:
Учитель: Ленинградский мальчик Леня Шувалов написал об этом стихотворение:
(читает ребенок)
Вой снарядов над Невой раздается в тьме ночной.
Ленинградцы на посту. Бомбы рвутся на мосту.
Гром зениток раздается, и земля кругом трясется.
Ленинградцы победили, самолеты все разбили.
И над русскою землей объявляется отбой!»
(звучит отбой воздушной тревоги)
Это было страшное время, несмотря на то, что не было электричества и дома освещались свечами и керосиновыми лампами, а для тепла печи-буржуйки топили мебелью, жители города не сдавались: учились, работали дети наравне со взрослыми, делали снаряды, гасили зажигалки, помогали раненым. Город защищали воины, и не только защищали, они сочиняли музыку, писали стихи. Не все люди дождались прорыва блокады, многие не выдержали голода, холода и умерли. Их похоронили на Пискаревском кладбище (показ картины) :
(рассказ ребенка) Это памятник Родине - матери с венком в руках, а вокруг братские могилы, на которых не указаны имена, а только годы… и слова: «Никто не забыт, ничто не забыто…»
Стихотворение «Пискаревское кладбище» (Л. Пяткина)
«Здесь редко плачут - высыхают слезы.
И только горький ком сжимает горло.
Мать-Родина и в солнце, и в морозы
Стоит над этим кладбищем просторным.
Гирлянду держит из дубовых листьев-
Как знак бессмертной славы ленинградцев.
Скорбя, к земле березки наклонились
И реквием поют могиле братской.
Седая смерть и юная весна-
Слова всегда враждебные друг другу.
Не смерть - свое бессмертье на века
Вы обрели в блокаду, голод, вьюгу»
Прослушивание песни: «Матерям погибших героев».( :Кондрашенко Л., Струве Г.)
Учитель:
Как народ помнит и чтит тех, кто защищал нашу Родину?
Ответы детей: (им ставили памятники, посвящали песни, их именами называли улицы городов)
Учитель: Ребята, а какие улицы в нашем городе, названные именами героев войны, вы знаете?
Ответы детей:….
Читает ребенок:
Мы в городе славном родились с тобой,
Мы помним всегда, что наш город – герой!
Блокадной зимой, в кольце огневом
Он выстоял в битве жестокой с врагом.
Есть в городе нашем проспектов немало,
В честь маршалов названных и генералов,
Защитников доблестных, смелых, отважных,
И улицы эти знает здесь каждый.
Маршала Жукова и Казакова,
Проспект Ветеранов, Зины Портновой,
Десантников, Доблести и Отважных –
О многом расскажут названия каждой.
Наш город они от врага защитили
И мы имена их, друзья, не забыли.
Учитель: После окончания войны жители нашего города решили навеки сохранить память о тех страшных днях, и вокруг Ленинграда стали появляться памятники. В честь героических защитников Ленинграда, как на линиях фронта, так и в самом городе люди установили много памятных знаков, монументов, обелисков, построили мемориальные кладбища. Но один из монументов - особый. Он длиной в 200 километров. Этот уникальный в своем роде памятник расположен на рубежах героической обороны города Ленина и назван Зеленым поясом славы.
Многие архитекторы, художники, скульпторы, инженеры, создавшие проекты мемориальных ансамблей, также были участниками войны, даже воевали на тех рубежах, где сейчас по их проектам воздвигнуты памятники.
И вот на Поясе Славы появились памятники, и сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми из них.
Рассказ учителя о памятниках:
1.«Разорванное кольцо»
2.«Цветок жизни»
3.«Катюша»
И на море и на суше —
По дорогам фронтовым —
Ходит русская «катюша»,
Ходит шагом боевым.
4.«Атака»
Танк стоит на постаменте
Много лет тому назад,
Здесь, где с моря дует ветер,
Защищал он Ленинград.
Здесь тогда кончался город.
Средь оврагов и кустов
В дождь, и в снег,
Жару и холод
Он к отпору был готов.
На его граненой башне
Блещет красная звезда.
Экипаж его бесстрашный
Села брал и города.
Учитель: : А сейчас давайте подойдем к карте, и еще раз посмотрим на эти памятники:
«Сегодня опять окружен Ленинград кольцом,
Но уже не блокады.
Пролег пояс славы во славу солдат-
Защитников Ленинграда.
В те дальние годы, в тяжелые дни
Стояли здесь насмерть герои.
Родной Ленинград отстояли они-
Мы их не забудем с тобою».
Учитель: Всех людей, которые жили в нашем городе в те страшные дни можно назвать героями, и после окончания войны нашему городу было присвоено гордое звание города-героя.
Звучит песня «Герои города»(Музыка. М. Протасова, слова. Е. Шкловского)
Учитель: Но наш город не только город-герой, но и один из самых красивых городов мира. В нем очень много красивых зданий и памятников, и чтобы во время войны они не пострадали, люди их прятали. Вы знаете как?
Ответы детей: («Медный всадник» был укрыт мешками с землёй и песком, обшит брёвнами и досками, шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной; шпиль Адмиралтейства был зачехлён, скульптуры Летнего сада были закопаны)
Учитель: Да, все верно. А когда война закончилась, все памятники открыли и вернули на место. Посмотрите, на этой карте не видно памятников, давайте вернем их на место.
Работа с «немой» картой.
Наш город очень красивый и величественный, и я хочу предложить вам прослушать гимн нашему великому городу, и, вы, я надеюсь, помните, что при исполнении гимна необходимо встать ( звучит гимн: слова: О. Чупров, музыка: Р. Глиэр)
Учитель: Вот и подошел к концу наш классный час, и я хочу попросить вас ответить, что вам понравилось сегодня больше всего? А может что-то совсем не понравилось?