Папки-передвижки

Конспект урока «900 блокадных дней»

Юлия Богомолова
Конспект урока «900 блокадных дней»

900 блокадных дней

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

Расширять знания детей о блокаде Ленинграда;

Воспитывать в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда.

Воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны, расширять кругозор учащихся.

Коммуникативные универсальные учебные действия

способствовать формированию

Публикация «Конспект урока „900 блокадных дней“» размещена в разделах

адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывания;

формировать собственное мнение и умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Познавательные универсальные учебные действия

способствовать формированию

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

Регулятивные универсальные учебные действия

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Личностные универсальные учебные действия

способствовать формированию основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы: «Дорога жизни», «В те дни» Н. Тихонова, «Рисуют дети блокады» Э. Голубева;

Проведение тематических бесед, рассматривание иллюстраций, слушание фрагментов «Седьмой симфонии»(Ленинградской) Д. Шостаковича, знакомство с фактами биографии Дмитрия Шостаковича, Ольги Берггольц в период блокады Ленинграда.

Учитель:

Ребята, сегодня наш город отмечает скорбный, и в тоже время очень радостный день. Вы знаете, какой?

Ответы детей:

Да, 27 января наш город отмечает День снятия блокады.

За всю многовековую историю нашей страны не раз на её долю выпадали большие испытания. Но самыми тяжёлыми из них были войны, в которых нам приходилось отстаивать независимость своей Родины. Последней из войн была Великая Отечественная война.

Гитлер со своей армией завоевал почти всю Европу, осталась только Россия. У нас с Германией был заключён мирный договор о ненападении друг на друга. Германия нас обманула, так как тайно готовилась к войне против нашей Родины, подтянула свои войска к границам нашего государства.

И вот в воскресенье 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война …

Рано утром на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских,

Это значит – против нас.

В 1941 году в первые месяцы войны фашистские полчища подошли и окружили Ленинград. Начались тяжёлые дни ленинградской блокады (показ карты с изображением блокадного кольца)

Несколько раз наши войска пытались отбросить фашистов от Ленинграда. Но сил не хватало. Люди в блокадном городе голодали. Не было света, воды, отопления. Даже в таких условиях ленинградцы работали. Делали всё для фронта. В день на одного человека давали 125 г. хлеба. Но разве это был хлеб? Мякина с опилками. По “дороге жизни” – по льду Ладожского озера стали провозить хлеб, сахар, масло, а обратным рейсом вывозили раненых, детей, больных, стариков. И блокада эта продолжалась долгих 900 дней и ночей.

Давайте подойдем к иллюстрациям о жизни в блокадном городе и расскажем о том страшном времени (рассказы детей) :

Учитель: Посмотрите на эту табличку, такие таблички в годы войны можно было часто увидеть на стенах домов нашего города: «Граждане, при арт. обстреле эта сторона улицы наиболее опасна»

Читает ребенок:

На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при арт. обстреле.

Учитель: В то время звук сирены, предупреждающей о воздушной тревоге, был привычным, я хочу, чтобы вы послушали его, и сказали, какие чувства этот звук вызывает у вас сегодня (звук сирены)

Ответы детей:

Учитель: Ленинградский мальчик Леня Шувалов написал об этом стихотворение:

(читает ребенок)

Вой снарядов над Невой раздается в тьме ночной.

Ленинградцы на посту. Бомбы рвутся на мосту.

Гром зениток раздается, и земля кругом трясется.

Ленинградцы победили, самолеты все разбили.

И над русскою землей объявляется отбой!»

(звучит отбой воздушной тревоги)

Это было страшное время, несмотря на то, что не было электричества и дома освещались свечами и керосиновыми лампами, а для тепла печи-буржуйки топили мебелью, жители города не сдавались: учились, работали дети наравне со взрослыми, делали снаряды, гасили зажигалки, помогали раненым. Город защищали воины, и не только защищали, они сочиняли музыку, писали стихи. Не все люди дождались прорыва блокады, многие не выдержали голода, холода и умерли. Их похоронили на Пискаревском кладбище (показ картины) :

(рассказ ребенка) Это памятник Родине - матери с венком в руках, а вокруг братские могилы, на которых не указаны имена, а только годы… и слова: «Никто не забыт, ничто не забыто…»

Стихотворение «Пискаревское кладбище» (Л. Пяткина)

«Здесь редко плачут - высыхают слезы.

И только горький ком сжимает горло.

Мать-Родина и в солнце, и в морозы

Стоит над этим кладбищем просторным.

Гирлянду держит из дубовых листьев-

Как знак бессмертной славы ленинградцев.

Скорбя, к земле березки наклонились

И реквием поют могиле братской.

Седая смерть и юная весна-

Слова всегда враждебные друг другу.

Не смерть - свое бессмертье на века

Вы обрели в блокаду, голод, вьюгу»

Прослушивание песни: «Матерям погибших героев».( :Кондрашенко Л., Струве Г.)

Учитель:

Как народ помнит и чтит тех, кто защищал нашу Родину?

Ответы детей: (им ставили памятники, посвящали песни, их именами называли улицы городов)

Учитель: Ребята, а какие улицы в нашем городе, названные именами героев войны, вы знаете?

Ответы детей:….

Читает ребенок:

Мы в городе славном родились с тобой,

Мы помним всегда, что наш город – герой!

Блокадной зимой, в кольце огневом

Он выстоял в битве жестокой с врагом.

Есть в городе нашем проспектов немало,

В честь маршалов названных и генералов,

Защитников доблестных, смелых, отважных,

И улицы эти знает здесь каждый.

Маршала Жукова и Казакова,

Проспект Ветеранов, Зины Портновой,

Десантников, Доблести и Отважных –

О многом расскажут названия каждой.

Наш город они от врага защитили

И мы имена их, друзья, не забыли.

Учитель: После окончания войны жители нашего города решили навеки сохранить память о тех страшных днях, и вокруг Ленинграда стали появляться памятники. В честь героических защитников Ленинграда, как на линиях фронта, так и в самом городе люди установили много памятных знаков, монументов, обелисков, построили мемориальные кладбища. Но один из монументов - особый. Он длиной в 200 километров. Этот уникальный в своем роде памятник расположен на рубежах героической обороны города Ленина и назван Зеленым поясом славы.

Многие архитекторы, художники, скульпторы, инженеры, создавшие проекты мемориальных ансамблей, также были участниками войны, даже воевали на тех рубежах, где сейчас по их проектам воздвигнуты памятники.

И вот на Поясе Славы появились памятники, и сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми из них.

Рассказ учителя о памятниках:

1.«Разорванное кольцо»

2.«Цветок жизни»

3.«Катюша»

И на море и на суше —

По дорогам фронтовым —

Ходит русская «катюша»,

Ходит шагом боевым.

4.«Атака»

Танк стоит на постаменте

Много лет тому назад,

Здесь, где с моря дует ветер,

Защищал он Ленинград.

Здесь тогда кончался город.

Средь оврагов и кустов

В дождь, и в снег,

Жару и холод

Он к отпору был готов.

На его граненой башне

Блещет красная звезда.

Экипаж его бесстрашный

Села брал и города.

Учитель: : А сейчас давайте подойдем к карте, и еще раз посмотрим на эти памятники:

«Сегодня опять окружен Ленинград кольцом,

Но уже не блокады.

Пролег пояс славы во славу солдат-

Защитников Ленинграда.

В те дальние годы, в тяжелые дни

Стояли здесь насмерть герои.

Родной Ленинград отстояли они-

Мы их не забудем с тобою».

Учитель: Всех людей, которые жили в нашем городе в те страшные дни можно назвать героями, и после окончания войны нашему городу было присвоено гордое звание города-героя.

Звучит песня «Герои города»(Музыка. М. Протасова, слова. Е. Шкловского)

Учитель: Но наш город не только город-герой, но и один из самых красивых городов мира. В нем очень много красивых зданий и памятников, и чтобы во время войны они не пострадали, люди их прятали. Вы знаете как?

Ответы детей: («Медный всадник» был укрыт мешками с землёй и песком, обшит брёвнами и досками, шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной; шпиль Адмиралтейства был зачехлён, скульптуры Летнего сада были закопаны)

Учитель: Да, все верно. А когда война закончилась, все памятники открыли и вернули на место. Посмотрите, на этой карте не видно памятников, давайте вернем их на место.

Работа с «немой» картой.

Наш город очень красивый и величественный, и я хочу предложить вам прослушать гимн нашему великому городу, и, вы, я надеюсь, помните, что при исполнении гимна необходимо встать ( звучит гимн: слова: О. Чупров, музыка: Р. Глиэр)

Учитель: Вот и подошел к концу наш классный час, и я хочу попросить вас ответить, что вам понравилось сегодня больше всего? А может что-то совсем не понравилось?

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении ежегодного Всероссийского урока «Эколята — молодые защитники природы. Тема урока «Как помочь птицам»Фотоотчет о проведении ежегодного Всероссийского урока «Эколята — молодые защитники природы. Тема урока «Как помочь птицам» 30.11.2021 года, на базе МДОБУ д/ с №10 "Вишенка" Арсеньевского городского округа, Приморского края, воспитанники старшей группы №4.

Конспект музыкального занятия для подготовительной группы «Дела давно минувших дней…» Конспект музыкального занятия для подготовительной группы «Дела давно минувших дней…» Вход в зал под русскую народную музыку хороводом Музыкальное.

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Последовательность дней недели» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, продолжать учить решать задачи, способствовать формированию мыслительных операций,.

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.

Конспект урока «Цветы — остатки рая на земле» Конструкт занятияТема урока:Цветы – остатки рая на землеЦель: Развивать умения создавать цветочный мотив на основе группировки цветов с.

Конспект открытого урока по математике в 1 классе в формате урока-путешествия «Закрепление. Числа от 1 до 20» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Закрепление. Числа от 1 до 20» МО учителей начальных классов Учитель начальных.

Конспект урока изобразительного искусства «Космос»Конспект урока изобразительного искусства «Космос» "Космос" Цели: 1. Содействовать формированию эстетического отражения к действительности. 2. Совершенствовать знания обучающихся о космосе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока «900 блокадных дней»
Опубликовано: 24 ноября 2022 в 10:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД