Яна Александровна
Конспект занятия «Удивительный мир театра»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 122»
ТЕМА: «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ТЕАТРА»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально -коммуникативное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие».
ВОСПИТАТЕЛЬ: ГАНИНА Я. А.
ОРЕНБУРГ, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Конспект занятия „Удивительный мир театра“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Данное занятие на тему «Удивительный мир театра» относится к образовательным областям «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально -коммуникативное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие». Занятие способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятия – обобщить, закрепить, систематизировать знания детей, полученные в начале года; дать детям ощущение уверенности в своих силах; сплотить детский коллектив.
Занятие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста.
Выбранная тема занятия призвана систематизировать и проверить знания детей: умение самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа; совершенствовать артистические навыки детей; развитие воображения, памяти, смекалки; повторить изученный материал, приобретенный на занятиях; развивать мелкую моторику рук с помощью различных материалов; расширять представление детей о театре, театральной деятельности; развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог; Воспитывать в детях умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу, подводить к пониманию того, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умения работать в команде, что являются ведущими задачами в целепологании и целевыми ориентирами дошкольного образования ФГОС ДО. Через содержание данного занятия, дети учатся анализу и синтезу, конструктивному мышлению, умению понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; путём интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка и др.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
Организационная информация Примечание
1. Ф. И. О. педагога Ганина Яна Александровна
2. Доминирующая образовательная область Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально -коммуникативное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие».
3. Вид деятельности детей Познавательно-исследовательская (виртуальная экскурсия по городу Оренбург (Оренбургский государственный областной театр кукол (ул. Советская, театр кукол «Пьеро» (пр. Победы, исследование различных видов театра : театр на платках, театр Топотушек, теневой театр, игровая (обыгрывание сказок, коммуникативная (беседа о кукольных театрах г. Оренбурга, о видах театра, беседа о героях сказок, о театре, продуктивная (изготовление афиши-аппликация)
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Удивительный мир театра»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия - Постановка целей и мотивации деятельности детей (предлагается через игру, проблемную ситуацию систематизировать знания детей);
- Активизация деятельности в процессе занятия (использование игровых приемов, создание проблемной ситуации, рассматривание иллюстрации, анализ, выводы);
- Организация практической деятельности детей (создание афиши);
- Поддержание интереса у детей (ситуация выбора, физкультурная пауза);
- Оценка и самооценка (поощрение).
3. Интеграция образовательных областей - Познавательное развитие,
- Речевое развитие (обогащение активного словаря,
-Художественно-эстетическое развитие,
-Физическое развитие (развитие мелкой моторики, двигательная активность)
-Социально-коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками в процессе образовательной деятельности.)
4. Возрастная группа: Группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет
5. Цель: Формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков детей через вовлечение в их в театрализованную деятельность.
6. Задачи:
6.1 Образовательные Продолжать знакомить с искусством театра;
Дать представление о театральной атрибутике (афиша, фойе, зрительный зал, касса, билеты, антракт, театральный звонок);
Закрепить правила поведения в театре;
Продолжать знакомить детей с нетрадиционными видами театра (теневой театр)
Активизировать речевую деятельность детей;
Формировать умение передавать характерные особенности поведения персонажей
Формировать умение у детей участвовать в коллективном разговоре.
Продолжать учить детей понимать обращенную речь, стимулировать желание вступать в контакт с окружающими
Активизировать словарь, способствовать формированию выразительной интонационной речи детей старшего дошкольного возраста, обогащать словарный запас (виртуальная экскурсия)
Продолжать знакомить с городами России (Санкт-Петербург, их достопримечательностями.
Закреплять умение составлять множество из разных элементов;
Совершенствовать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, закреплять умение устанавливать зависимость по цвету, форме, величине;
Вовлекать детей в игровую ситуацию, создать положительный эмоциональный настрой
6.2 Развивающие Развивать внимание, мышление, связную речь, работать над выразительностью речи, продолжать развитие умения отвечать на вопрос полным распространённым предложением
Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать текст.
Развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению;
Развивать творчество, инициативу и умение работать в коллективе.
Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость
Развивать двигательную активность детей;
Развивать поэтический слух.
6.3 Воспитательные Прививать интерес к театрально-игровой деятельности
Воспитывать любовь к своему городу, желание узнавать о нем как можно больше
Воспитывать доброжелательное отношение к оценке работ своих товарищей
Воспитывать стремление доводить начатое до конца.
7. Планируемые результаты:
7.1 Знакомы с искусством театра;
Имеют представление о театральной атрибутике (афиша, фойе, зрительный зал, касса, билеты, антракт, театральный звонок);
Владеют правилами поведения в театре;
Знакомы с нетрадиционными видами театра (теневой театр)
Развита речевая деятельность детей;
Сформировано умение передавать характерные особенности поведения персонажей
Сформировано умение у детей участвовать в коллективном разговоре.
Владеют обращенной речью, стимулировано желание вступать в контакт с окружающими
Активизирован словарь, сформирована выразительная интонационная речь детей старшего дошкольного возраста, обогащен словарный запас (виртуальная экскурсия)
Знакомы с городами России (Санкт-Петербург, их достопримечательностями.
Закреплены умения составлять множество из разных элементов;
Сформированы представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, закреплено умение устанавливать зависимость по цвету, форме, величине;
Дети вовлечены в игровую ситуацию, создан положительный эмоциональный настрой
7.2 Развито внимание, мышление, связная речь, работа над выразительностью речи, развиты умения отвечать на вопрос полным распространённым предложением
Сформировано умение связно, последовательно и выразительно пересказывать текст.
Развита эмоционально-чувственная сфера детей.
Развиты творчество, инициатива и умение работать в коллективе.
Сформированы познавательный интерес, любознательность, эмоциональная отзывчивость
Развита двигательная активность детей.
Развит поэтический слух.
7.3 Сформирован интерес к театрально-игровой деятельности
Привита любовь к своему городу, желание узнавать о нем как можно больше
Владеют доброжелательным отношением к оценке работ своих товарищей
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Мягкий модуль, письмо от детей из Санкт-Петербурга, конверт с пазлами Золотой ключик, фото с видами театра, фотоаппарат, презентация про театр, билеты, виды театра : театры в уголке театрализации, театр на платках («Крылатый, мохнатый, да масленный», театр Топотушек («Три поросенка», теневой театр (Буратино и мальвина, аудиозапись песни трех поросят, три стола с листами формата А3, клей, доски для аппликации, салфетки и вырезки для афиши.
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Беседа о театре, его видах (театр би-ба-бо, пальчиковый театр, настольный театр, театр на лопатках, варежковый театр. Знакомство с новыми видами театра (театр на платках и театр Топотушек, чтение сказок, слушание песен, имитационные игры, изготовление разных видов театра.
Конспект занятия
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Дети и воспитатель сидят на ковре.
Воспитатель: Ребята, мы дружим и переписываемся с детьми из детских садов, которые находятся в разных уголках нашей Родины. Из каких городов мы уже получали письма?
Дети: Это города Мценск, Ижевск, Санкт-Петербург, Мурманск.
Воспитатель: Недавно мы делились с нашими новыми друзьями открытками с достопримечательностями нашего города, и они нам тоже присылали открытки со своими достопримечательностями. Сегодня нам в группу принес почтальон письмо, оно из города Санкт-Петербург. Сейчас я его прочитаю. 2мин
1.2 Мотивация деятельности детей «Здравствуйте, ребята, группы «Капелька»! Пишут вам ребята из Санкт-Петербурга группы «Гномики»! В нашем городе очень много кукольных театров. Самые известные кукольные театры нашего города – это Большой театр кукол и Театр сказки.
(Воспитатель показывает фото Большого театра кукол и Театра сказки)
В нашей группе много различных театров, и мы любим ставить театральные постановки.
(Воспитатель показывает фотографии с театральными постановками разных видов театров и спрашивает детей, какой вид тетра они узнали)
Дети: Это пальчиковый театр, театр на ложках, настольный театр.
Воспитатель продолжает читать письмо: Ребята, а какие кукольные театры есть в вашем городе Оренбурге? Какие виды театров есть в вашей группе?»
1 мин
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Воспитатель: Ребята, откуда пришло письмо?
Дети: из города Санкт-Петербург
Воспитатель: О чем рассказывают ребята в письме?
Дети: Дети рассказывают о кукольных театрах города Санкт-Петербург, что у них в группе много различных театров и они ставят театральные постановки.
Воспитатель: О чем просят нас ребята в письме?
Дети: Ребята просят им рассказать, какие кукольные театры есть в нашем городе и какие виды театра есть в нашей группе.
II. Основная часть:
2. 1 Актуализация ранее приобретенных знаний Воспитатель: В письме еще что-то лежит (воспитатель достает маленький конверт с пазлами «Золотой ключик»). Это загадка. Чтобы загадку отгадать, что надо сделать?
Дети: Собрать пазлы.
Дети собирают пазлы на модуле.
Воспитатель: как вы думаете, что получилось?
Дети: Золотой ключик!
Воспитатель: Вспомните, из какой сказки этот ключик?
Дети: Из сказки «Приключение Буратино» или «Золотой ключик»!
Воспитатель: Ребята, вспомните, золотой ключик куда дверь открывал?
Дети: В театр!
Воспитатель: Ребята, а что такое театр?
Дети: театр – это удивительный дом, где показывают спектакли, сказки, где танцуют и поют, рассказывают стихи.
Воспитатель: И сейчас мы с вами отправимся в виртуальную экскурсию по театрам города Оренбурга. Знаете ли вы, что значит «виртуальная экскурсия»? (варианты ответов детей) «Виртуальная экскурсия» не предполагает выход или выезд куда-то, а проводится непосредственно в учреждении. Поэтому на самом деле мы с вами останемся в группе, но как будто посетим кукольные театры нашего города.
На экране появляется изображение
Оренбургского государственного областного театра кукол.
Воспитатель: Вот мы и на главной улице Советской города Оренбург. Здесь находиться Оренбургский театр кукол. А теперь мы с вами оказались на проспекте Победы, здесь расположился театр кукол Пьеро.
На экране появляется изображение Театра кукол Пьеро.
Воспитатель: Приглашаю вас пройти в театр.
Мы зашли в театр, что мы должны сделать сначала?
Дети: Первым делом мы идем в гардероб, снять верхнюю одежду.
Воспитатель: Ребята, а это что?
Дети: Фойе. Фойе – это специальное помещение, которое устраивают для зрителей для отдыха или ожидания.
Воспитатель: Чтобы нам попасть на спектакль, как вы думаете, что надо сделать?
Дети: Купить билет на спектакль.
Воспитатель: Проходите в кассу за билетами.
Воспитатель подходит к кассе и раздает билеты.
Воспитатель: Найдите места, обратите внимание на спинку стула.
На спинке стула изображены геометрические фигуры,
в соответствии с билетами дети находят свою фигуру
садятся на стульчики. Звенит звонок.
Воспитатель: как вы думаете, что это за особенный звук?
Дети: Перед началом представления в театре звенит звонок три раза.
Воспитатель: Ребята, какие правила поведения в театре вы знаете? (ответы детей).
Дети: Не шуметь, не опаздывать, слушать внимательно.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
первое правило – не опаздывать на премьеру
не разговаривать, соблюдать тишину.
После спектакля аплодировать.
Воспитатель: Ребята, зачем мы пришли в театр?
Дети: Нам надо написать письмо и рассказать ребятам из Санкт-Петербурга о кукольных театрах нашего города и какой театр есть у нас в группе.
Воспитатель: Ребята, о каких видах театра мы можем написать в письме?
Дети: Пальчиковый!
Воспитатель: Айша, найди пальчиковый театр. Какие герои?
Ваня подходит, одевает пальчиковый театр и называет героев : Три медведя и Машенька.
Воспитатель: Какая сказка?
Дети: сказка «Три медведя»
Воспитатель: Я сейчас сфотографирую Айшу с пальчиковым театром для нашего письма. (Воспитатель фотографирует детей)
Воспитатель: Какой еще театр есть в нашем уголке?
Дети: Варежковый театр.
Воспитатель: Никита, найди варежковый театр. Какие герои?
Маша подходит, одевает варежковый театр и называет героев : Заяц, Волк, Медведь, Лиса и колобок.
Воспитатель: Герои из какой сказки?
Дети: сказка «Колобок»
(Воспитатель фотографирует детей)
Воспитатель: Какой еще новый необычный театр у нас появился?
Дети: Платочный театр.
Воспитатель: Покажем сказку «Крылатый, мохнатый да масленный». А я сфотографирую артистов для нашего письма.
(Выходят артисты, показывают сказку. Воспитатель фотографирует)
Драматизация сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».
Дети: Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:
Миша: Эх, щи так щи, боярские щи, до чего хороши да жирны!
А блин ему:
Вера: я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!
А воробей кашу ест, похваливает:
— Ай каша, ну и каша, — рассыпчата, горяча!
А мышь ему:
Таня: я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот каша и горяча!
Миша: Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!
Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.
Дети аплодируют.
Воспитатель: ребята, какой театр мы показали?
Дети: Театр на платках, потому что артисты надевают платки и изображают героев.
Воспитатель: Сейчас антракт. Как вы думаете, что такое антракт?
Дети: Антракт – это перерыв между актами, действиями спектакля.
театрализованная игра «Как живешь?» (По Н. Пикулевой)
Цель: Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами. Ход игры. Педагог – Дети
– Как живешь? – Вот так! (С настроением показать большой палец.)
– А плывешь? – Вот так! (Любым стилем.)
– Как бежишь? – Вот так! (Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами.)
– Вдаль глядишь? – Вот так! (Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.)
– Ждешь обед? – Вот так! (Поза ожидания, подпереть щеку рукой.)
– Машешь вслед? – Вот так! (Жест понятен.)
– Утром спишь? – Вот так! (Ручки под щечку.)
– А шалишь? – Вот так! (Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.)
Звенит звонок. Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Ребята, какую музыкальную сказку мы с вами разучили?
Дети: Сказка «Три поросенка»
Воспитатель: Артисты выходите.
(театр Топотушек : звучит музыка «Три поросенка», дети исполняют музыкальный отрывок из сказки «Три поросенка», воспитатель фотографирует)
Дети аплодируют.
Воспитатель: Сейчас снова антракт.
театрализованная игра «Загадки без слов»
Цель. Привлекать детей к проигрыванию мини-сценок, развивать фантазию.
Педагог делит детей на две команды. Первой команде показывает карточку «Мальчик играет на дудочке», и команда изображает это действие, а вторая команда отгадывает. Затем педагог повторяет еще раз, только с другой командой, показывает им картинку «Девочка бежит». 8 мин
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Воспитатель: Ребята, а сегодня хочу вас познакомить с новым необычным театром, «Театром теней».
Убираю ширму, на столе все необходимое для теневого театра.
Воспитатель: Как вы думаете, почему театр назвали теневым? Чем он отличается от обычного театра? Кто в нем выступает? (ответы детей)
Воспитатель: Это необычный театр, для него нам понадобится ширма, силуэты героев. Зрители должны сидеть с другой стороны, на некотором расстоянии от теневого театра. Актерами теневого театра может быть что угодно: куклы, вырезанные из бумаги, руки, фигурки пальчикового театра и сами актеры - люди.
Воспитатель: А что нужно для того, чтобы появилась тень? (Ответы детей)
Экспериментальная часть «Театр теней»
Воспитатель: Давайте вместе с вами попробуем ее получить и понаблюдать за ней. Что нам для этого понадобится? Без чего не появится тень? Что нужно для того, чтобы она появилась? (выдвижение гипотез детьми)
Воспитатель: Важный момент для теневого театра - установка света. Свет должен падать сзади. Силуэты должны находиться между светом и экраном. (с помощью лампы проверяем предположение детей)
Воспитатель: Все предметы имеют тень? Тень всегда одинаковая? От чего зависит размер и расположение тени?
(выдвижение гипотез детьми, помощью лампы проверяем предположение детей)
Воспитатель: Как вы думаете, если я фигуру приближу к свету, и уберу дальше от ширмы, что становится с фигурой?
Дети: Фигура становится меньше.
Воспитатель: А если фигура будет дальше от света и ближе к ширме, что стало с фигурой?
Дети: Фигура стала крупнее.
Воспитатель: Ребята, какой вывод можно сделать.
Дети: Если фигура ближе к свету и дальше от ширмы, то она меньше. А если фигура дальше от света и ближе к ширме, то она крупнее.
Может у одного предмета быть несколько теней?
(выдвижение гипотез детьми, помощью лампы проверяем предположение детей)
Воспитатель: Тень может рассмешить, развеселить, напугать. Мы можем с ней поиграть. Попробуем, займите свои места в зале.
Воспитатель: Мальвина оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао. Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек Артемону, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть. Тогда девочка сказала ему строго:
— Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.
От возмущения она хлопала ресницами.
— Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
— Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
— Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.
Дети аплодируют.
Воспитатель: Ребята, узнали отрывок из какой сказки?
Дети: Сказка «Приключение Буратино» или «Золотой ключик»
5 мин
2. 3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Воспитатель: Как вы думаете, как зрители узнают, что состоится спектакль?
Дети: Должна быть афиша.
Воспитатель: Что должно быть указано на афише?
Дети: название спектакля, число, дата, персонажи предстоящего представления.
Воспитатель: Какие сказки вы посмотрели сегодня?
Дети: сказки «Крылатый, мохнатый и масленый», «Буратино», «Три поросенка».
Воспитатель: Предлагаю вам пройти в художественную мастерскую и создать афишу к сказке, которая вам понравилась.
Прежде, чем начнем, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Весёлый человечек»
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою, Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. Складывают пальцы в замок
(Дети подходят к столам, на столах плакаты, персонажи для создания афиши, клей, салфетки, клеенки. Воспитатель фотографирует)
Воспитатель: Ребята, вот и закончилась наше виртуальная экскурсия. 7 мин
III. Заключительная часть
3. 1 Анализ и самоанализ деятельности детей Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались?
Дети: побывали на виртуальной экскурсии в театре.
Воспитатель: для чего мы отправились в виртуальную экскурсию?
Дети: Сегодня к нам в группу пришло письмо из Санкт-Петербурга, в котором ребята из другого сада попросили рассказать, какие кукольные театры есть в нашем городе Оренбурге, и какие театры есть в нашей группе.
Воспитатель: Как выдумаете, где нам могут пригодиться эти знания?
Дети: в школе, в театральной кружках
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, у меня есть театральные маски. Возьмите себе одну: если вам было хорошо и занятие понравилось, веселую, а если не понравилось - грустную.
Воспитатель: Я распечатаю фотографии, и завтра мы вместе напишем письмо детям в город Санкт-Петербург. Расскажем, какие театры есть в нашем городе и в нашей группе.
Сейчас можете пройти в театр теней и попробовать себя в роли артистов теневого театра. 2мин
IV. Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)
4.1
4.2