Ирина Ильченко
Конспект творческой студии «Мозаика» для родителей ДОУ «ДОМ — деятельность, общение, музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект творческой студии
Ведущий зажигает свечу и произносит слова:
Родной очаг – уют и тепло –
Не гаснет ни ночью, ни днем.
В любое ненастье манит он к себе
Ярким красным огнем.
ВЕДУЩИЙ: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашей семейной горнице и надеемся еще не раз встретиться с вами здесь. А открылась наша горница замечательной легендой «Родной очаг».
Все наши радости, успехи, удачи зависят от семьи, ее доброты, тепла, радушия. Все благополучно в семье – человек открыт окружающим.
Публикация «Конспект творческой студии „Мозаика“ для родителей ДОУ „ДОМ — деятельность, общение, музыка“» размещена в разделах
- Дом, дома на улице города. Аппликация
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Но что такое дом? Это что - красивая мебель, ковры, посуда? Домашний очаг? - А что такое, по-вашему, дом? (ответы родителей) Вы совершенно правы.
Есть хорошая песня, а в ней такие слова:
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно
Даже не стулья за столом,
Это не дом.
Дом – это там, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, нежным, добрым и злым,
еле живым…
- А что такое, по-вашему, дом (ответы родителей) Вы совершенно правы.
Дом – это постройка, место, где тепло, уютно и безопасно, где всегда нам рады и готовы помочь в трудную минуту. Дом – это место, куда мы возвращаемся с работы, где живет наша семья, где нас ждут. У каждого живого существа есть свой дом. Недаром говорят: «В гостях хорошо, а дома…- лучше».
В доме происходит постоянное движение, одна деятельность сменяется другой. На фоне этого возникают разные коммуникативные ситуации, т. е. формируется своя культура общения, которая окружена некой индивидуальной аурой, музыкой. Слово ДОМ расшифруем как аббревиатуру. «Д» - это «Деятельность». «О» - Общение и «М» - это Музыка. (Слайд).
В широком смысле этого слова, Домом можно считать и нашу планету, и нашу страну, наш город, где живут люди разных национальностей. Каждый житель имеет свою культуру, язык, музыку. Мы с вами проживаем в России, мы - Россияне. Большинство из нас относятся к русской культуре. Культура семьи, города, страны определяется культурой отдельного человека. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом роста личности. «Каково на дому, таково и самому» - русская народная пословица.
Для того чтобы утвердить себя в социальном мире, ребенку приходится овладевать более совершенными способами социальной и предметной деятельности. И первыми помощниками в этом становятся родители.
Ребенок 4-5 лет с удовольствием включается в обыгрывание народных потешек, прибауток, т. е. малых форм фольклора. Проявляет положительные эмоции в процессе восприятия народных сказок, мелодий. Испытывает большой интерес к народным играм. Т. О. происходит ненавящевое приобщение ребенка к народной культуре.
- Как часто используете в общении (воспитании) с ребенком народные потешки, прибаутки вы, уважаемые родители? (Ответы родителей)
- Я вам предлагаю подойти более творчески и интереснее к этой ситуации. К народной потешке попробуем подобрать музыкальное сопровождение. Какие из предложенных инструментов вы, считаете, подойдут, возьмите их. (На подносе лежат разные шумовые и муз. инструменты, в том числе и народные. 1-ая подгруппа родителей выбирают р. н. инстр., м. р. рассказывает потешку, показывая жестами как и кому играть на инструменте.)
Я начну рассказывать потешку, а жестами буду вам помогать где, как и кому играть. Ну, что попробуем?
Задание №1 «Музыкальная потешка, прибаутка»
Текст потешки для музыкального сопровождения :
Ой, люли, та-ра-ра!
Хороша у нас игра. (Хлопают в ладоши.)
Прилетели утки («машут крыльями»,
Заиграли в дудки («играют на дудочке»).
Прилетели гуси («машут крыльями»,
Заиграли в гусли («играют на гуслях»).
Прискакали зайки (прыгают, как зайки,
Взяли балалайки («играют на балалайках»).
Козы пляшут,
Хвостиками машут (приседают и встают).
Идут бараны,
Бьют в барабаны (шагают на месте).
Тра-та-та, тра-та-та!
Хороша у нас игра! (Ударяют пальчик о пальчик.)
- В домашних условиях вы также можете использовать при музыкальном сопровождении потешек, прибауток, небольших стихотворений или народных сказок разные предметы, которые могут издавать какие-либо звуки. Их называют шумовые инструменты, которые будут выполнены вместе с ребенком. Так, например, подойдет обыкновенный фантик от конфеты или шоколада. Такой простой игровой прием будет интересен и полезен для вашего ребенка. Импровизированное творчество способствует развитию звукового восприятия, логоритмического слуха, мелкой моторики и т. д. Как гласит народная мудрость: «В каждой избушке свои погремушки»
- 2-ую подгруппу родителей попрошу помочь мне в этом. (родители берут бум. фантик и выполняют действия за муз. рук.)
Текст потешка:
Творческая природа фольклора играет большую роль в развитии креативности (творчества, является действенным средством воспитания духовной культуры, национальности, нравственности подрастающего поколения.
Концертный номер - песня «Алёнушка»
- Тот социальный опыт, к которому приобщается ребенок с первых лет своей жизни, получаемый в семье, проявляется в его социальном пространстве (окружении) – это детский сад, семья, улица.
Для создания гармоничной социальной культуры в семье должны быть дети, отец и мать. Может вы уже догадались, как еще расшифровывается это интересное и простое слово дом. Дом это – «Дети. Отец. Мать». В таком ДОМЕ (семье) все помогают и заботятся друг о друге. Всем хорошо, комфортно и хорошее настроение. Музыка может способствовать поддержке этого положительного и благоприятного фона. Она воспринимается, чувствуется по-своему, будь это взрослый или ребенок. Музыку можно изображать, не имея при этом каких – либо художественных способностей. Музыкально-творческие совместные минутки проводимые дома будут способствовать сплочению и укреплению детско –родительских взаимоотношений и стимулировать творческие проявления.
«Дома и стены помогают» не забывайте эту народную мудрость.
- Сейчас мы попробуем выполнить совместное музыкально-творческое задание. Для этого Я попрошу вас объединиться тройками. Выбрать для своей тройки какое – либо средства для творческого изображения музыки. Например: краски – бумага, цветные нитки - ножницы, салфетки разных цветов. Цветовым решением, штрихами или разнообразными линиями показать настроение музыкального отрывка, т. е. его характер. Для грустной музыки, наверное, подойдут холодные, неяркие цвета, для весёлой — яркие и тёплые.
Прислушайся, и ты поймёшь,
Как музыка рисует дождь,
Палитру красок подобрав,
Раскроет музыкальный нрав.
1гр. краски - акварель, бумага для рисования,цветные мелки
2 гр. барх. бумага, цветные нитки, ножницы
3гр. салфетки разных цветов, барх. бумага
Задание №. 2 Рисование музыки Вивальди, «Осень - Времена года» (фрагмент произведения)
Творческое задание - упражнение с цветными платками для гостей творческой лаборатории или показ костюмов
- просмотр и краткий анализ творческих работ.
Вывод: Подобные совместные творческие игровые задания, упражнения развивают фантазию, воображение, ассоциативное и образное мышления у ребенка. Работа с нитками или салфетками способствует развитию подвижности пальцев рук, т. е. мелкой моторики, а также стимулированию речевых центров головного мозга.
-Задумывались ли вы над тем, что музыка может иметь свою цветовую окраску? (ответы родителей). Ассоциироваться с каким –то цветом?
Идеи синтеза музыки и цвета получили развитие еще в начале 20 века. Так, например, композитор А. Н. Скрябин владел цветомузыкальным зрением, что помогало более ярко и образно сочинять музыку. Писатель Набоков каждую букву алфавита соотносил с определенным цветом. Ньютон сопоставил цвета спектра с музыкальной октавой. Динамические оттенки – это своеобразные музыкальные краски, благодаря которым любая музыка звучит выразительно.
- Для чего пластинки металлофона окрашены в разные цвета, как вы думаете, уважаемые родители? (для развития воображения, фантазии, музыкального цветовоприятия)
Стихотворение- подсказка : Есть у радуги семь красок, а у музыки семь нот. Только кто же без подсказок эти ноты разберет? Вот что: ноты все украсим, словно радугу раскрасим. И запомним сразу мы, где тут фа, а где тут ми.
Покупая своему ребенку очередную новую игрушку, взрослый как бы отстраняется от общения с сыном или дочкой. Порой сам не знает, как действовать с новой игрушкой. Взрослый оставляет ребенка наедине с самим собой. Мы попробуем изменить эту ситуацию. Так, например, покупка детского металлофона или синтезатора.
- Как можно действовать с этими инструментами?
- Предлагаю творческое игровое задание с музыкальными инструментами
Задание №4 Ты мне, я тебе. Разноцветные бусы
• На карточке изображены цветные кружочки или можно сказать разноцветные бусы. Вам нужно соотнести цвет кружочка на карточке с цветом пластинки на металлофоне, и проиграть. А мы попробуем услышать знакомую мелодию.
• Одному из родителей составить свои цветные бусы, а другому проиграть на металлофоне или синтезаторе.
Т. О. у ребенка в ходе таких совместных игр развивается способность цветовосприятия музыки, появляюся навыки музицирования и происходит становление творческой личности.
Музыкальный номер
Музыкальный вкус общения
ДОМ – это, прежде всего дети: девочки, мальчики. Взаимодействие между братьями и сестрами, т. е. общение. Они отличаются друг от друга, в одной и той же ситуации ведут себя по-разному. Для того чтобы привлечь внимание к себе чаще всего представителей противоположного пола, используют разные средства. Но в одном они похожи. И девочки, и мальчики стараются красиво одеться, воспользоваться духами. Некоторые ароматы, запахи могут поднять настроение и ассоциироваться с какой-то ситуацией. Сегодня мы попробуем ассоциировать запах с музыкой. Аналогичные проблемно-поисковые, игровые ситуации вы можете успешно использовать и дома вместе с ребенком.
• Перед вами на столе лежат мешочки с запахами, вам, предстоит объединиться парами, выбрать один какой-либо мешочек. Посовещавшись определить, что за аромат. Затем слушая музыкальные фрагменты соотнести аромат из мешочка с характерным музыкальным отрывком и постараться аргументировать свой ответ. Желаем успеха!
Музыкальный руководитель проигрывает музыкальные фрагменты. Восточная мелодия соответствует запаху кофе. Цветочный аромат (мыло) – вальс, лук или чеснок – марш. Морская свежесть - мужской аромат, конфета карамель – веселая детская полька.
А каким будет запах детства, есть ли он?
Француз Лоран Ассулен давал в Московской консерватории необычный «Парфюмерный концерт». Во время концерта зрителям раздавали бумажные полоски с подходящими к той или иной композиции ароматами. Достаточно поднести полоску к носу – и музыку можно вдохнуть в прямом смысле.
Подводя итог нашей встречи можно сказать, что «дом» – многогранен: имеет свой запах, свою музыкальную ауру, культуру. Дом не может быть пустым и одиноким. Дом должен быть разноцветным и разноликим.
В завершении сегодняшней нашей встречи нам бы хотелось получить рефлексивную оценку нашего мероприятия. Перед вами разноцветные кляксы и дом, который предлагаю украсить. Сделайте свой выбор и прикрепите цветную кляксу.
Большое спасибо за сотрудничество!
Звучит музыкальный фон - песня про дом.