Лариса Тюрина
Конспект туристического похода в старшей-подготовительной группе: «Зимняя сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование ценностного отношения дошкольников и взрослых к здоровому образу жизни средствами детского туризма.
Задачи:
Познание. Воспитывать чувство ответственности в вопросах сохранения природы, интересы и любовь к ней; расширять знания о правилах поведения в лесу, поощрять желания выполнять их, осознать последствия «плохого» и «хорошего» отношения к природе, прививать способность видеть ее красоту и наслаждаться ею.
Публикация «Конспект туристического похода в старшей-подготовительной группе: „Зимняя сказка“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Коммуникация. Развивать наблюдательность, осмотрительность, инициативность; формировать экспериментально-исследовательские навыки по изучению окружающей среды,умения применять имеющиеся знания на практике.
Художественная литература. Повышать эмоциональную отзывчивость детей, поощрять участие в проживании событий рассказа.
Безопасность. Настроить детей на понимание опасностей, подстерегающих туристов на пути следования; расширять кругозор по вопросу собственной жизнедеятельности в окружающей природе.
Социализация, труд. Воспитывать положительные взаимоотношения, способность правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников, трудолюбие, самостоятельность, ответственность, бережное отношение к окружающему.
Физическая культура, здоровье. Обогатить новыми впечатлениями и знаниями о здоровом образе жизни; развивать координацию движений, быстроту реакций, ловкость, выносливость. Обучать детей спортивному ориентированию в увлекательной форме с помощью компаса, карты-схемы, учить проходить по указанному маршруту.
Художественное творчество. Формировать умение передавать средствами изобразительного искусства свои впечатления о событиях дня.
Материал: рюкзаки-по количеству детей, карта, гирлянда с картинками, фотоопарат, палочка-мерка, банки с водой, компас, четыре флажка, палочки для костра, пиктограммы видов костров, красный лоскуток, печеная картошка, термос с травяным чаем, одноразовые стаканчики, влажные салфетки, мешок для мусора, элементы костюма для Дядюшки Ау.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: «Голубые разведчики» М. Луканичев, «Стыдно перед соловушкой» В. Сухомлинский, рассказ «Леса в огне» А. Дитрих; стихотворения: А. Усачева «В поход»; М. Погарский «Четыре брата»; «Есть на Земле огромный дом»Л. Дайнеко; беседы: «Какие вещи нужны в походе», «Помоги сам себе и своему другу», «Путешествие по сторонам света», «Лес и его богатство»; рассматривание иллюстраций о природе, о диких животных, о растениях; отработка туристических навыков; разучивание речёвок; наблюдения; ориентирование по компасу, карте, планам и схемам; опыты; физическая подготовка в ходе игр.
Вхождение в тему:
Воспитатель: Ребята, мы с вами отправляемся в туристический поход. Мы уже определили маршрут и подготовили необходимое снаряжение. Наденем рюкзаки и построимся в шеренгу. С построения туристической группы начинается любой поход. Повторим повороты: команда «направо», «налево», «кругом».По дороге дружно произносим речё вки:
Кто шагает с рюкзаком?
Мы, туристы!
Кто со скукой незнаком?
Мы, туристы!
Нас вперед ведут…
Дороги!
Наш девиз:
«Всегда вперед!»
Эй, ребята!
Тверже шаг!
Что турист берет в дорогу?
Песню, ложку и рюкзак!
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на лес, в прошлый раз мы здесь были с вами осенью. Вспомните, каким он был. Что изменилось?
Изменилась ли она с лета и осени? (Нет.)
Она стоит такая же зеленая, но на пушистых ветках висит снег.
Что мы видим на вершине ели? (Шишки.)
Кто питается семенами из этих шишек? (Дятлы, белки)
Чтение стихотворения М. Рыльской:
Снег да снег кругом ложится,
Снег на солнце серебрится.
Только елочка стоит,
Вовсе летняя на вид.
Неожиданно на тропинку выходит дядюшка Ау.
Дядюшка Ау: Здравствуйте, гости дорогие! Кто такие будете? Для чего в лес идете?
Воспитатель: А вы кто?
Дядюшка Ау: Я, дядюшка Ау, помогаю из леса выйти тем, кто заблудился.
А вы зачем в лес пожаловали?
Воспитатель: Мы пришли полюбоваться на сказочную красоту леса и посмотреть, как он изменился зимой, свежим воздухом подышать, жизненных сил от матушки природы набраться, тебя добрым словом порадовать.
Дядюшка Ау: Хорошо, а вы не будете нарушать лесные правила?
Вы их знаете?
Воспитатель: Расскажите ребята, правила поведения в лесу.
Дети по очереди перечисляют известные им правила:
-Не ломать ветки и деревья, потому что зимой от мороза они хрупкие;
- Не разжигать костры, беречь лес от пожара;
- Не кричать в лесу;
- Не оставлять мусор в лесу и т. д.
Дядюшка Ау: Молодцы, правила поведения в лесу вы знаете. Ведь лес - это замечательное место, где можно отдохнуть, погулять, узнать что-то новое. Если вы не хотите, чтобы лес исчез, а был уютным, приветливым, надо соблюдать эти правила. Они нисколько не мешают получать удовольствие от прогулки. Когда идёшь в лес, соблюдай два важных правила поведения: уважение и осторожность. Помните, что лес вам не принадлежит. Подумайте о других. И, конечно, с уважением относитесь к растениям и животным.
Вы к лесу с уважением - и мы к вам и с почтением!
- А сейчас давайте закроем глаза и прислушаемся к звукам леса. Посмотрим, кто больше звуков услышит.
(Ответы детей).
Молодцы, вы умеете слушать звуки природы.
Дядюшка Ау: А что это за красная нить выглядывает из-за куста? Потяну за нее, помогите мне!
Вытягивает гирлянду с картинками с изображением рюкзака, костра, котелка, фотоаппарата.
Дядюшка Ау : Интересные картинки! Где же могут пригодиться все эти вещи и для чего?
Предполагаемые ответы детей: В походе пригодятся эти вещи. Рюкзак - для того, чтобы складывать необходимые вещи и продукты питания, аптечку. Котелок - чтобы варить еду и заваривать чай на костре. А фотоаппарат нужен, чтобы запечатлеть красоту вокруг и оставить воспоминания.
Воспитатель: Дядюшка Ау, давайте все вместе сфотографируемся на фоне этого чудесного леса!
А сейчас все идем смотреть опыты.
Опыты:
№1 Обратить внимание детей на сугробы. Какой они глубины? Возьмём палочку – мерку и замерим глубину сугроба в разных местах.
Предложить подумать, почему снег возле деревьев и кустов лежит более толстым слоем, чем на открытом месте.
Вывод: Дети, понаблюдав, отвечают, что в этих местах снег не разносится ветром.
№2 Ребята, посмотрите, что там под кустом? Дети находят банку, в которой замёрзла вода. Воспитатель обращает внимание на верёвочку, которая выглядывает из сугроба, потянули за неё и вытянули банку с водой, в которой вода не замёрзла. (Банки с водой приготовить заранее).
Вывод: Вода в сугробе не замёрзла, потому что в нём сохраняется воздух.
Воспитатель: Дядюшка Ау, а ты не хочешь с нами поиграть?
Дядюшка Ау: С удовольствием поиграю!
Воспитатель: А место для игр обозначим с помощью компаса. Найдём по компасу стороны горизонта и на расстоянии 10 метров установим флажки, чтобы получился квадрат. Воспитатель: Я приглашаю всех на туристическую эстафету :
№1 «Бег с передачей рюкзака». Команда: «На первый-второй рассчитайсь!». Постройтесь в две колонны. По сигналу вам надо обежать флажок с рюкзаком за плечами: добежать до своей команды, снять рюкзак и передать стоящему в колонне первым. №2 «Чья команда быстрее зажжет костер». Нам нужны палки. Будем складывать их «колодцем» (Показать пиктограммы видов костров). Играют три команды по 5 человек. Последний в команде «зажигает костер» - бросает в «колодец» красный лоскуток. (Поиграть 3-4 раза).
Дядюшка Ау: А теперь поиграем в мою игру. Посмотрите, какие могучие деревья в нашем лесу. Сейчас каждый из вас выберет своё дерево, подойдет к нему, погладит кору, обнимет, погреет дыханием, посочувствует, прижмется щекой и скажет ласковые слова: «Деревце, я тебе очень сочувствую, я понимаю, как тебе холодно и трудно зимой, я тебя погрею, потерпи- весной и летом тебе будет очень хорошо!». И пусть оно даст вам силу.
Привал.
Дядюшка Ау: Молодцы, ребята!
Вы так старались, весело и дружно играли, что я приготовил вам сюрприз – печёную картошку и травяной чай. (Дети благодарят за сюрприз и угощаются)
Дядюшка Ау: Ребята, надеюсь, вы помните правило туриста «Убери за собой!»
Дети: Конечно, помним.
Воспитатель: Спасибо тебе за все, Дядюшка Ау, а нам пора в детский сад.
До свиданья!
Дядюшка Ау: До свиданья, ребята! Вы много знаете о лесе! Буду рад встретить вас в нашем лесу еще много раз!
Дети: Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, могучий лес!
Полон сказок и чудес!
(С. Погореловский)
Дети выходят из леса и читают речовку:
Мы сегодня отдохнули,
Поясочки затянули,
Рюкзаки поправили
И домой отправились!
Рефлексия деятельности:
- Ребята понравился ли вам наш поход?
- Что нового вы узнали?
- Что интересного вы заметили сегодня в лесу?
Рисование на тему:«Зимняя сказка».