Татьяна Уточкина
Конспект трудового занятия для старших дошкольников «Стирка салфеток после занятий ИЗО»
▼ Скачать +Заказ
Конспект трудового занятия (НОД)
Тема: «Стирка салфеток после занятия ИЗО»
Возрастная группа: старший возраст
Количество детей: 6
Доминирующий вид детской деятельности: игровой
Этап руководства: мотивационно-побудительный
Доминирующая образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Публикация «Конспект трудового занятия для старших дошкольников „Стирка салфеток после занятий ИЗО“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие
Цель: формирование умения организовать и выполнить ручную стирку мелких предметов одежды (салфетки, носовые платки, носки, содействие освоению рациональных способов осуществления трудовых действий в ручной стирке, развитие умений самоорганизации и самоконтроля в ручной стирке.
Задачи:
- дидактические:
• закрепить знания детей о свойствах предметов: мыло пенится, вода делает мокрым
• обогатить словарный запас: хозяйственное мыло, туалетное мыло, детское мыло, вода холодная, теплая, горячая, тазик, намылить, полоскание, отжим.
• формировать у детей правила безопасности с бытовыми приборами (стиральная машинка) и предметами быта (хозяйственное мыло, вода, тазик)
• расширять и обогащать представления детей о трудовых действиях и результатах труда – стирки
• дать представление об этапах процесса стирки : замачивание, стирка, полоскание, отжим.
- воспитательные: воспитывать внимательность, усидчивость, желание доводить дело до конца, отзывчивость и стремление помочь воспитателю
- развивающие:
• развивать тактильное восприятие (вода холодная или теплая, вода мокрая, вода мыльная);
• мелкую моторику (необходимо правильно взять салфетку, для отжима, отжать салфетку, закрепить прищепкой салфетку на веревке, необходимо намылить салфетку кусочком мыла и потереть салфетку руками, необходимо прополоскать салфетку в чистой воде);
• развивать у детей коммуникативные навыки к жизни и труду взрослых
Предварительная работа:
1. Ознакомление детей со значением, содержанием, структурой трудовых процессов, составляющих содержание хозяйственно-бытового труда – просмотр мультфильма из серии «Маша и медведь» «Большая стирка», «Осторожно, обезьянки!»
2. Ознакомление детей с этапами ручной стирки – чтение рассказа Л. Пантелеева «Большая стирка»
3. Разучивание стихов по теме стирки Е. Серова, Е. Благинина и др.
4. Пальчиковая гимнастика «Стирка»
5. Консультация для родителей «Стирка платочка в тазике – шалость детишек или находка для родителей?»
Место проведения занятия : игровая комната
Оборудование, дидактические и игровые материалы, их расположение в пространстве: тазики с теплой водой (стоят на столах, ближе к туалету – 6 шт., корыто с холодной водой для полоскания (корыто стоит на двух детских табуретах) – 1 шт., детское мыло, нарезанное кусочками, которое удобно обхватывать детской рукой – 6 шт., стиральная доска – 3 шт., салфетки после занятия ИЗО – 6 шт., вешалка для сушки белья из кукольного уголка, прищепки – 12 шт., пластиковое ведро на 12 л для слива грязной воды, наклейки «Мамин помощник по стирке» - 6 шт.
Формы организации коллективной деятельности детей: совместная деятельность педагога с детьми в подгруппе по 6 человек
План деятельности:
1. Организационная часть – воспитатель замечает, как испачкались салфетки после занятия по ИЗО.
2. Основная часть – ознакомление детей с этапами ручной стирки, организация процесса ручной стирки салфеток совместно с детьми
3. Заключительная часть – развешивание постиранных салфеток на сушилке, уборка необходимого для стирки материала; напоминание и проговаривание всех этапов стирки
Ход деятельности:
Организационная часть:
Воспитатель: Ребята, мы с вами нарисовали очень красивые сегодня рисунки, которыми уже можно полюбоваться на выставке ваших достижений. Мы с вами убрали все принадлежности на места, но посмотрите – салфетки, которые мы использовали для промакивания кистей стали грязными. Что нам нужно с ними сделать?
Дети: Постирать.
Воспитатель: Если бы мы были дома, то нам в этом помогла наша помощница. Послушайте загадку про нее :
В комнате ванной коробка стоит,
Глазом прозрачным и круглым глядит.
В глаз заглянуть интересно, когда
В этой коробке клокочет вода.
Дети: Стиральная машина
Воспитатель: Правильно, дети. Стирку, которую осуществляет наш полезный автомат, стиральная машина, называют автоматической. Вот как про нее еще говорят:
Крутит-вертит барабан
Мамина помощница.
В ней простынка, сарафан
Чисто прополощутся.
Но у нас здесь нет в группе стиральной машины, а салфетки постирать нужно. Что будем делать?
Дети: Стирать руками.
Воспитатель: Правильно, ребята. Такую стирку называют ручной.
Основная часть:
Воспитатель: Ну что, мои помощники, приступаем к ручной стирке?
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы думаете, что нам для этого понадобится? Что для этого готовили девочки из рассказа «Большая стирка»?
Дети: Корыто, вода, мыло, стиральный порошок.
Воспитатель: Верно, все вспомнили. Только мы вместо корыта возьмем каждый себе по тазику и будем стирать каждый свою салфетку. (Воспитатель готовит называемые материалы и атрибуты).
Воспитатель: Ребята, какой водой мы с вами будем стирать : горячей, теплой или холодной?
Дети: Теплой.
Воспитатель: Все верно. Почему нельзя стирать горячей водой вручную?
Дети: Можно обжечься.
Воспитатель: А холодной водой конечно можно стирать, но могут ручки замерзнуть. И к тому же в теплой воде лучше отстирываются вещи. Наша помощница дома, стиральная машинка, тоже для стирки нагревает воду до нужной ей температуры. (Наливает в тазики теплую воду и раздает каждому по салфетке)
Воспитатель: А еще, как вы раньше сказали, нам нужно мыло или стиральный порошок. Стирального порошка у нас нет в группе, поэтому мы берем по кусочку мыла. А какое мыло бывает? (Ответы детей). Для мытья рук используют туалетное мыло, оно очень приятно пахнет. Для стирки обычно хозяйственное мыло. А у нас есть универсальное мыло, которым можно и руки помыть, и постирать – детское мыло. (Воспитатель раздает нарезанное кусочками мыло. Кусочки мыла нарезаны так, чтобы детям было удобно держать его в ладони)
Воспитатель: Ребята, у нас с вами все есть для стирки. Можно приступать. Намочите салфетку в воде. Раскройте левую ладошку, положите на нее салфетку. Правой рукой возьмите кусочек мыла, окуните его в воду и проведите насколько раз по левой ладошке с салфеткой от себя к кончикам пальцев. Это вы намылили салфетку. (Воспитатель показывает все действия на своей салфетке, подходя к детям к детям и помогая им в случая затруднения. Для левшей объяснение на какую руку положить салфетку и какой рукой взять мыло, противоположные).
Воспитатель: Положите мыло в мыльницу и возьмите салфетку двумя руками. Ладони сожмите в кулачки. Крепко держите салфетку?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь соедините кулачки с салфеткой и потрите кулачки друг об друга. (Воспитатель показывает все действия на своей салфетке, подходя к детям к детям и помогая им в случая затруднения.).
Мыло пенится в корыте,
Я стираю, посмотрите.
Воспитатель: Если наша салфетка не отстиралась, то можно ее еще раз намылить и потереть. А еще для стирки вручную есть вот такая помощница – стиральная доска (воспитатель показывает доску и то, как с помощью нее можно постирать салфетку; раздает детям стиральные доски – дети повторяют действия за воспитателем).
Воспитатель: Салфетки мы с вами постирали. Но они мыльные. Что нам нужно сделать теперь с ними? Оставить такими в тазике, пусть сами дальше достирываются или…
Дети: Отжать и прополоскать (при затруднении воспитатель наводит на этот ответ по аналогии со стиральной машиной)
Воспитатель: Все верно. Теперь нам нужно их прополоскать. Для этого нам сначала нужно отжать лишнюю воду из салфеток. Для этого откройте свои ладошки, посмотрите на них, какие они стали розовые и сморщенные. Поставьте их так, чтобы большие пальчики смотрели вперед, ладошку над ладошкой. (Воспитатель показывает положение рук и помогает детям при затруднении). А теперь все то же самое делаете, но с салфеткой на ладошках – салфетка накрыла ваши ладошки сверху (Воспитатель показывает положение рук и помогает детям при затруднении). Замечательно. А теперь сожмите ваши ладошки с салфеткой в кулачки. (Воспитатель показывает положение рук и помогает детям при затруднении). Очень хорошо. Крепко держите салфетку?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь поворачивайте кулачки навстречу друг другу. (Воспитатель показывает положение и движение рук и помогает детям при затруднении). Это мы с вами отжали салфетку. Молодцы.
Воспитатель: А теперь – полоскание наших салфеток. Для этого мы сливаем грязную воду в ведро, моем наши тазики, чтобы они не были мыльными. (Воспитатель помогает детям слить грязную мыльную воду, помогает сполоснуть тазики.)
Воспитатель: А теперь наливаем чистую воду в тазики. Помните, дети, девочки из рассказа «Большая стирка» говорили, что белье в холодной воде полоскают? Но открою вам тайну – чтобы салфетки быстрее стали чистыми, их лучше полоскать в теплой воде. Мы их дважды прополощем в холодной воде. А вот на третий раз в нашем корыте с холодной. (Воспитатель наливает теплой воды детям в тазик, холодную воду в корыто).
Воспитатель: Чтобы салфетка стала чистой-чистой, мы ее сейчас прополощем в чистой воде. И мыло из салфетки «убежит» в воду, сделав его мыльной. Для этого возьмите салфетку за уголок одной рукой, левой или правой, как вам удобно. Погрузите салфетку в воду полностью, даже ручку опустите. И водите в тазике влево-вправо медленными движениями. Как вы думаете, почему нельзя быстро это делать?
Дети: Чтобы вода не вылилась из тазика (при затруднении с ответом, воспитатель наводит детей на этот вывод)
Воспитатель: Верно, чтобы после стирки салфеток, нам еще не пришлось мыть полы, как девочкам из рассказа «Большая стирка». Дети, какая вода была, когда я налила вам ее в тазик?
Дети: Чистая, прозрачная.
Воспитатель: Точно. А теперь какая она стала?
Дети: Мыльная, грязная.
Воспитатель: Верно подметили. Мыло из салфетки перешло в воду. Давайте отожмем наши салфетки, как я вам уже показывала. И поменяем воду. (Дети и воспитатель отжимают свои салфетки. При затруднении воспитатель помогает детям. Дети и воспитатель сливают мыльную воду в ведро. Воспитатель меняет воду)
Воспитатель: Мы еще раз прополощем наши салфетки в тазиках. (Процесс повторяется, воспитатель и дети замечают, что вода стала чище. Третий раз дети и воспитатель полоскают салфетки в корыте)
Воспитатель: Мы с вами постирали наши салфетки, прополоскали, отжали. Что теперь мы будем с ними делать?
Дети: Сушить.
Воспитатель: Правильно, ребята. Где сушат белье?
Дети: На сушилке.
Воспитатель: Да, на сушилке: в помещении или на свежем воздухе. У нас есть сушилка в нашем кукольном уголке. На ней мы и высушим наши салфетки. Но чтобы салфетки наши не упали с веревки, что нужно сделать?
Дети: Закрепить салфетки прищепками.
Воспитатель: Все верно, молодцы. Перед тем, как повесить наши салфетки, возьмите каждые свою салфетку за один край двумя руками и струхните ее. Это мы с вами так ее расправляем, чтобы она не был атакой мытой после стирки. (Воспитатель показывает, а дети за ним повторяют все действия).
Заключительная часть:
Воспитатель: Какие вы замечательные помощники. Наши ладошки немного устали, поэтому давайте сделаем зарядку для наших пальчиков:
Мы платочки постираем
Крепко, крепко их потрем
(Трем кулачки друг об друга)
А потом повыживаем,
Мы платочек отожмем.
(Движением «выжимаем белье»)
А теперь мы все платочки
Так встрянем, так встряхнем.
(Встряхиваем кисти рук)
А теперь платки погладим,
Мы погладим утюгом.
(Кулачком правой руки гладим ладонь левой)
(Воспитатель и дети выполняют пальчиковую гимнастику)
Воспитатель: Замечательно. А теперь давайте по порядку вспомним: что зачем мы делали сегодня.
Дети: Стирали салфетки, отжимали салфетки, полоскали салфетки, отжимали салфетки, развешивали сушиться салфетки. (Воспитатель уточняет, если нужно, направляет с ответами детей)
Воспитатель: Дети, сегодня вы были настоящими помощниками по стирке. Каждому из вас вручаю наклейку, которая доказывает, что вы теперь можете официально называться «Мамиными помощниками по стирке» (Воспитатель раздает заранее приготовленные заламинированные наклейки с надписью «Мамины помощники по стирке»)
Последующая образовательная работа по совершенствованию субъектной позиции ребенка в выбранном виде деятельности: (задачи и формы организации)
Задачи:
• Формировать желание осуществлять по собственному побуждению ручного труда, как заботы о других
• Развивать трудовую инициативу
• Формировать обобщенные знания об общественной значимости труда
• Воспитывать переживание радости и удовольствия от результатов труда и его процесса
• Закрепить навыки отжима
Средства – трудовые традиции.
Формы организации: поручения, дежурство по выполнению полезных дел, совместная трудовая деятельность взрослых и детей.
Методы: опосредованные задания, метод доверия.