Ольга Павленко
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в условиях мини-музея домашних животных в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия образовательной области познавательное развитие (в средней группе) в условиях мини-музея домашних животных «Добрая забота»
Цель занятия : формирование начальных форм духовной культуры у младших дошкольников
Задачи:
Обучающие:
-познакомить с бытом и укладом деревенской жизни;
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию в условиях мини-музея домашних животных в средней группе» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
-расширять представления детей о малых жанрах устного народного творчества: прибаутках, загадках.
Развивающие :
-развивать у детей положительное отношение к крестьянскому труду;
-развивать проявление заботы, гуманного отношения к животным.
-развивать речь детей : активизировать слова, обозначающие названия домашних животных, отношение человека к ним (добрая, заботливая, внимательная, ласковая хозяйка)
Воспитывающие:
Воспитывать доброжелательность, отзывчивость.
Предварительная работа:
1. Создание мини-музея «Домашнее подворье»
2. Чтение детям литературно-художественных текстов из книги № 3 для развития детей 4-5 лет «Добрая забота» под общей редакцией И. А. Кузьмина.
Л. Нечаев. Как покататься на лошадке.
К. Д. Ушинский «Петушок с семьей»
3. Загадывание загадок, объяснение пословиц и поговорок о заботе человека о домашних животных.
4. Рассматривание картин из серии «Домашние животные»
5. Организация и проведение сюжетных игр на основе мини-музея
6. Дидактические игры «Кто что делает», «Кто как кричит», «Позови маму», «Кого не стало»
Материал к занятию
Мини-музей «Домашнее подворье»
Книги № 3 для развития детей 4-5 лет «Добрая забота» под общей редакцией И. А. Кузьмина.
Индивидуальные задания из книги для развития «Добрая забота» на листах формата А4.
Карточки «Продукты»;
Иллюстрации «Собаки в космосе. Белка и Стрелка», «Собака и человек в доисторические времена»
Планируемый результат:
-обогащение представлений детей о домашних животных;
-проявление интереса к крестьянскому труду;
-умение проявлять заботу о животных.
Ход занятия:
Звучит русская народная мелодия.
Вводная часть.
Дети вместе с воспитателем подходят к экспозиции «Домашнее подворье» (фигурки животных у воспитателя в коробке)
Воспитатель: Я сегодня расскажу
Про уютную избушку
Про старика и старушку.
Ставит фигурки старика и старушки.
Живут они в деревне. Хозяйство у них большое. А кто у них живет - хотите узнать? (Да)
Основная часть.
Воспитатель загадывает загадку.
Много молока парного
Бабушке дает …. (корова)
Воспитатель ставит фигурку коровы.
Корова деревне - главная кормилица семьи. Почему?
(Она дает молоко)
Проблемная ситуация. Ребята, на столе лежат картинки, выберите те, на которых изображены молочные продукты. (Дети выполняют задание, затем объясняют свой) выбор. Ребята, у кого дома есть корова? (ответ детей).
А вы знаете, как зовут ваших коров? ( дети называют клички: Дочка, Марта, Белянка, Зорька и др.). Какие ласковые клички у ваших коров. А как вы думает, что делают ваши родители, чтобы коровы давали молоко? ( Ухаживают: кормят, поят, убирают навоз).
Кто еще живет у старика и старушки?
С человеком очень дружит
И ему надёжно служит,
По хозяйству помогает.
В сани он её впрягает,
И с подковами копыта.
В ней большая сила скрыта.
Знаешь ты уже отгадку?
Узнаёшь её. (лошадку?
Лошадь в деревне - первая помощница, самую тяжелую работу выполняла вместе с человеком. Ребята, давайте поможем старику накормить лошадь.
Проблемная ситуация: в группе в разных местах спрятаны: мешочек с овсом, муляж морковки, пучок сена, игрушка-рыбка, муляж мясо. Задача: найти корм для лошади. Дети выполняют задание, объясняют свой выбор.
Я скажу вам: "Ме-ме-ме!
Подготовьтесь-ка к зиме!
Шерсть мою скорей стригите
И носки себе вяжите!"
(Коза)
Игровая ситуация. Ребята, поможем старушке - смотаем нитки в клубочки. Детям предлагается корзинка с нитками, концы цветных шерстяных ниток свисают из корзинки. Задача: смотать нитки в клубочки.
Молодцы, ребята – помогли старушке, смотали нитки в клубочки, теперь она сможет связать внукам теплые варежки и носочки.
Воспитатель загадывает загадку.
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух.
(Собака)
Знаете ли вы, что собака – первое животное, которое приручил человек, а еще собака первой полетела в космос.
Показ иллюстраций «Собаки в космосе. Белка и Стрелка», «Собака и человек в доисторические времена. Краткие пояснения воспитателя.
Воспитатель загадывает загадку.
У него четыре лапки.
Эти лапки цап-царапки.
Пара чутких ушей.
Он гроза для мышей.
(Кот)
Кошки очень любят поиграть, давайте и мы с вами поиграем.
Проводится игра «Котик к печке подошел»
Дети образуют круг, берутся за руки. Педагог становится в круг вместе с играющими. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
Котик к печке подошел,
Котик к печке подошел. (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Горшок каши он нашел,
Горшок каши там нашел. (Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки.)
А на печке калачи,
Ох, вкусны и горячи! (Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в ладоши.)
Пироги в печи пекутся, (Выполняют наклон вперед, руки вперед, ладони вверх.)
Они в руки не даются. (Выпрямляются, прячут руки за спину.)
После игры дети усаживаются на стульчики.
Вот сколько животных живет во дворе у старика и старушки.
- Как, одним словом можно назвать этих животных? (Домашние).
- Как вы думаете, почему их так называют «Домашние»?
(Потому что они живут рядом с человеком).
- Для чего человек разводит домашних животных?
Корова дает молоко, лошадь выполняет тяжелую работу, свинья дает мясо, овец стригут, и их шерсти делают теплые ткани, шерстяную пряжу - нитки. Из шерсти шьют теплые вещи, а еще вяжут носки и рукавицы.
- Для того, чтобы домашние животные приносили пользу, за ними необходимо ухаживать, заботиться о них. Но как?
Во - первых, кормить.
- Как это делают летом?
Летом это сделать проще. Коров, коз, овец пасут на лугу.
- Кто это делает? (Пастух).
- Кто заботится о них? (Люди).
- Как? (Люди летом косят и сушат траву на зиму, заготавливают сено, корм: картофель, овощи, зерно).
Как вы думаете почему в народе говорили: «У доброго хозяина и конь добрый», «У коровы молоко на языке». (Дети высказываются) Воспитатель делает вывод.
Я предлагаю вам позаботиться о домашних животных. Но прежде чем
выполнить задание, давайте разомнем пальчики.
Начинаем с мизинчика и разминайте пальчики от кончиков к ладошке:
Скакала лошадка
Вдоль маленькой речки.
Бежали за нею
Толпою овечки.
По мостику стала
Лошадка бежать,
За ней лягушата
Решили скакать!
Лошадка, лошадка, довольно скакать,
Всем вместе приходит пора отдыхать
Детям предлагается задание из книги для развития для развития «Добрая забота» на листах формата А4.
Задача. Соединить линией животное и корм, которое оно любит
Воспитатель выполняет работу вместе с детьми.
Расскажите, как вы позаботились о животных.
(Рассказы детей о выполненной работе)
Экспертная оценка.
Воспитатель показывает свою картинку.
- Добрые хозяева кормят собаку вкусными косточками.
- Для коровы они накосили сена.
- Курам припасли зерно.
Посмотрите на свои картинки, сравните с этой и поднимите руки те дети, кто позаботился о домашних животных так же.
- Ребята, как вы думаете, что бы нам сказали животные, если бы они умели говорить?
( Моя кошка Мурка сказала бы: «Мур - мяу, благодарю.»
- Молодцы! Спасибо вам за заботу и любовь к животным.
Заключительная часть.
Рефлексия: Ребята, где мы сегодня побывали? (На деревенском подворье). Кого мы там видели? В чем проявляется забота о домашних животных и птицах? (В уходе, кормлении). Почему корову называли в народе «Кормилицей», «матушкой»? Что нужно сделать чтобы подружиться с домашними животными.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, я вижу, что теперь вы знаете, что домашние животные ответят вам за вашу заботу добром.
В следующий раз мы узнаем с вами, как называются жилища, которые строят люди для домашних животных.
1. И. А. Кузьмин. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное. -М. : Издательский дом «Истоки», 2012.
2. И. А. Кузьмин. Истоковедение. Том 11, -М. : Издательский дом «Истоки», 2012.
3. И. А. Кузьмин. Добрая забота. Книга 3 для развития дошкольного возраста (4-5 лет) .М. : Издательский дом «Истоки», 2014.
4. В. П. Коркин, В. И. Митянина, В. С. Рябченко, М. В. Панкова, А. М. Жданова, Л. А. Лазарева. Большая книга для детского сада. Литературно-художественное издание. Для чтения взрослым детям. М. -Росмэн. 2012.
САМОАНАЛИЗ
Образовательная деятельностью соответствует возрасту детей (средняя группа). В ходе НОД прослеживалось единство образовательных, развивающих и воспитательных задач. Соблюдалась чёткая взаимосвязь со всеми этапами НОД (включало в себя организационную часть; основную и заключительную части). Все они объединены единым сюжетом – игрой – прогулкой по деревенскому подворью. Смена видов деятельности (познавательной, игровой, коммуникативной, двигательной) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД. С целью создания положительного настроя, в начале занятия использовалось художественное слово.
По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес детей. Первая часть включала в себя организационный момент: появление персонажей, создание положительной атмосферы, мотивации.
На этапе практического применения полученных знаний и умений активизировался и обогащался словарь детей по данной тематике, ребята упражнялись в совершенствовании грамматического строя речи, закрепляли умение составлять распространённые предложения. На заключительном этапе были обобщены знания о домашних животных, о том какую пользу они приносят людям, как о них заботятся люди.
На всех этапах использовался основной вид деятельности дошкольника – игра. Использовался индивидуально - дифференцированный подход в обучении дошкольников развитию речи. Методы и приемы подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами. В ходе непосредственно образовательной деятельности использовались наглядные, словесные и практические, игровые методы, проблемные ситуации, направленные на применение познавательных, речевых, двигательных, практических навыков и умений, их совершенствование. Предложенные игры подобраны соответственно возрасту детей, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи, двигательных способностей детей.
На протяжении всей деятельности поддерживался познавательный интерес с использованием единого сюжета посредством сюрпризного момента, игр. В процессе образовательной деятельности преследовались и воспитательные цели: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать интерес к живой природе. Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались возможности каждого ребёнка. Для активизации мыслительной деятельности задавались задания и вопросы поискового характера («почему?», «как вы думаете?»). В процессе непосредственно образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей, совершенствованием грамматического строя речи.
В ходе занятия несколько раз использовалась смена деятельности, что способствовало снижению утомляемости, снятию мышечного напряжения.
В занятие была включена самостоятельная работа детей, в которой воспитатель принял участие на равных, как партнер.
На протяжении всей образовательной деятельности воспитатель делал упор на личный опыт детей.
Дети справились с поставленными задачами всех частей организованной деятельности, работали с желанием и интересом.