Елена Баранникова
Конспект тематического занятия для детей подготовительной группы «Бородино. Почему о нём помнит вся Россия?»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральное Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр развития ребёнка – д/c №43» УДП РФ
План-конспект тематического занятия для детей подготовительной группы «Бородино. Почему о нём помнит вся Россия?»
Воспитатель: Баранникова Елена Викторовна
Задачи:
1) Развивающие: познакомить детей с историей России Отечественной войной 1812 года; героизме русских воинов, познакомить со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Публикация «Конспект тематического занятия для детей подготовительной группы „Бородино, Почему о нём помнит вся Россия?“» размещена в разделах
- Бородинское сражение, 7 сентября
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
2) Обучающие: учить использовать модель «Река времени»; осваивать действие символизма.
3) Воспитательные: сформировать умение работать в коллективе, дожидаться ответа товарищей, отвечать на вопросы.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы – Энциклопедии «История России», «1812 год» (воспоминания участников войны, отрывки.); «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Кутузов».
2. Просмотр видеофильма «Александр Невский», «1812 год».
3. Макетирование – создание макета «Бородинское поле», изготовление деталей солдатиков.
4. Прослушивание музыкальных произведений – Чайковский, русские народные песни.
5. Работа с родителями – организация экскурсий в Бородино, музей «Бородинская панорама».
6. Рассматривание иллюстраций русских художников.
7. Проведение игровой деятельности: подвижные, настольные, словесные игры.
Оборудование:
1. Панно «Река времени»
2. Портреты русских полководцев
3. Макет
4. Фотографии памятных мест в Москве
5. Мячи, кегли
Ход занятия
1 часть. На стене расположено панно «Река времени»
Воспитатель: «Ребята, что это за пособие? Зачем оно вам нужно или в чем оно нам помогает?»
Дети- Это панно «Река времени», оно нужно для того, чтобы путешествовать по разным временам истории нашей Родины.
Воспитатель: «Ребята, а что такое время?»
Дети- Время – это промежуток в жизни человека. Время – это миг в истории.
Воспитатель: «Почему люди запоминают различные события? Зачем это нужно?»
Дети- Это нужно для того, чтобы знать всё, что происходит в жизни людей, для памяти.
- Сегодня мы будем говорить о тех великих сражениях, которые были на Руси. Кого победили наши солдаты в Великой Отечественной войне?
Дети- Немецких солдат, фашистов.
- А какие великие битвы вы знаете!
Дети- Русские воины дрались с немецкими крестоносцами на Чудском озере, с татаро-монголами на Куликовском поле. На Чудском озере битва была названа Ледовым побоищем.
- Расположите символы каждой битвы в том порядке, как она была в истории.
Дети закрепляют на панно символы: рыцарский крест, шапка монгола.
- Самая дальняя от нашего времени, какая была битва?
Дети- Ледовое побоище.
Выставляется на «Реке времени» портрет А. Невского, князь победил немецких рыцарей.
- Какая битва была следующая по времени?
Дети-Куликовская битва.
Выставляется портрет Д. Донского, князь со своим войском победил монголо-татар.
Выставляется портрет М. И. Кутузова. Дети рассматривают портрет и рассказывают о том, что М. И. Кутузов русский полководец. Он с русским войском победил армию Наполеона. Великая битва произошла на Бородинском поле.
- Давайте поподробнее поговорим об этой битве, о Бородинском сражении, потому что в 2012 г. Исполнилось 200 лет с того времени как она произошла. Целых 200 лет, два века. Что вы знаете об этой битве?
Дети- В битве участвовало большое количество генералов, и эта битва называлась «битва генералов».
- Какие русские генералы участвовали в битве?
Дети- Генералы П. И. Багратион, М. Б. Барклай-де Толи, Н. Н. Раевский, М. И. Платов.
Выставляют портреты генералов на панно.
II часть.
Выставляется макет «Бородинское поле».
- Когда вы с вами готовили макет, то много говорили о событиях, о великих полководцах. Мы читали стихотворение русского поэта М. Ю. Лермонтова «Бородино». Давайте вспомним его, с чего начинается стихотворение?
Дети - Молодой солдат спрашивает старого солдата о той битве «Скажи-ка дядя, ведь недаром…»
- А что ответил старый солдат?
Дети - «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя. Богатыри не вы!.»
- А почему русское войско долго отступало?
Дети - Войско французов было смешанное, большое, у них было больше орудия. А русское войско было меньше по количеству солдат, оружия, пушек. Поэтому, чтобы сохранить солдат, Кутузов приказал оставить Москву и отступить.
- «Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали.
Ворчали старики…». Почему ворчали старики?
Дети - Русские солдаты хотели воевать, сразиться в бою с французами.
- «И вот нашли большое поле,
Есть разгуляться где на воле…». Почему можно было разгуляться?
Дети- Поле было огромным и много солдат на нём поместится.
- «Построили редут…». А что такое редут?
Дети- Это земельное сооружение на холме в виде угла.
- «Забил снаряд я в пушку туго…»
Дети- Солдаты были готовы к бою, и все они готовились стоять насмерть, ломить стеною.
- «Уж постоим мы головою,
За Родину свою!». Ребята, вы почувствовали, как в этих словах передается сильных дух, мужество солдат? Они готовы были биться насмерть. Как ещё можно назвать солдат?
Дети- Сильные, храбрые, герои.
- «Два дня мы были в перестрелке…». Целых два дня гремел грохот орудий, а солдаты ждали приказа, чтобы им добраться до картечи. «Что значит ночная пала тень?»
Дети- Наступил вечер, ночь, стало темно.
- «Прилег вздремнуть я у лафета…». А кто знает, что такое лафет?
Дети- Это металлические «ножки» у пушки.
- «Но тих был наш бивак открытый
Кто кивер чистил, весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито…». А что такое бивак, кивер? Для чего чистился штык?
Дети- Солдаты разбили место под открытым небом, чтобы отдохнуть и почистить оружие. А штык чистили, чтобы в бою можно было сражать французов.
- «И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй…»
Дети- Это значит, бой начался очень рано, утром выстроились солдаты строем и рядами.
- Ребята, как вы понимаете выражение «Полковник наш был хватом…»?
Дети- Это военный очень хитрый, шустрый, храбрый.
- А о ком говориться в этих строчках?
Дети- Это генерал П. И. Багратион. Он был тяжело ранен в этом бою.
- «И молвил он, сверкнув очами
Ребята! Не Москва ль за нами!
Умрем же под Москвой!
Как наши братья умирали!
И умирать мы обещали,
И клятву верности сдержали!
Мы в Бородинский бой!.». О каких братьях говорил генерал?
Дети- Он говорил о полководцах Александре Невском и Дмитрии Донском.
- Как наши солдаты сдержали обещанье?
Дети- Они стояли насмерть, сражались целый день.
- «Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи…»
- Что значит «двинулись как тучи»?
Дети- Французов было много, что не видно было до конца.
- «И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами.
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут…». А кто такие уланы и драгуны?
Дети- Кавалерия французская.
- «Вам не видать таких сражений,
Носились знамена как тени,
Звучал булат, картечь визжала…». Что происходило на поле?
Дети имитируют движения знамени, сабель, булаты.
- Шла битва, со всех сторон били пушки, всадники двигались по разным направлениям, всё было черным от дыма картечи пушек. В этот день враг понял, что они зря пришли на русскую землю. Французы видели, что русские умирали, но позиций не сдавали.
- Ребята, а что значит «рукопашный бой»?
Дети- Это когда солдаты дрались с помощью штыков и кулаков.
- «Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел…»
Дети- Рукопашного боя было много, и много погибало солдат, их были целые горы. И ядра с пушек не долетали до цели, они попадали в погибших солдат.
- «Вот смеркалось. Были все готовы
Заутро бой затеять новый.
И до конца стоять…». Ребята, вы чувствуете, какая сила, храбрость у наших солдат. Целый день биться и до конца стоять. А что значит «отступили бусурманы»?
Дети- Французы стали оставлять свои позиции.
- «Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать…».
Дети- Это значит, русские солдаты стали после боя собирать раненных и считать убитых.
- Ребята, как заканчивается стихотворение?
Дети хором читают окончание:
«Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя!
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля,
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!»
- Да, ребята, вы почувствовали какими были наши солдаты. Как они хотели победить, как они хотели жить!
III часть. Подвижная игра «Сбей неприятеля».
- Ребята, давайте мы немного проиграем, и представим, что мы из пушек будем сражать неприятеля.
Дети делятся на команды, посередине «поля» выставляются кегли. У ребят мячи (ядра пушек).
Поочередно команды прокатывают мячи, чтобы сбить кегли.
- Ребята, вы заметили, что у вас на поле происходило?
- «Носились знамена как тени,
В дыму огонь блестел.
Картечь визжала.
Смешались в кучу кони, люди…». И победила неприятеля русская армия.
IV часть. Память истории.
- Ребята, а как наш народ сохраняет память о героях Бородинской битвы?
Дети- Люди пишут стихи, рассказы, романы, дают названия улицам, городам, выпускают ордена и медали, сочиняют музыкальные произведения. П. И. Чайковский в честь героев 1812 года написал музыкальное произведение «Увертюра 1812 года». А в городе Москве есть улицы: Большая и Малая Филевская, улица 1812 года, Кутузовский проспект, Багратионовский проезд, м. Кутузовская, м. Багратионовская, улица Барклая, улица Дорохова, площадь Победы, Триумфальная арка, Поклонная гора, Поклонная улица, Манеж, музей – панорама «Бородинская битва», музейный комплекс «Бородино».
Дети показывают фотографии памятных мест в городе.
V часть. Итог
Звучит музыка «Марш победителей» Чайковского.
- Сегодня наше путешествие по реке времени закончилось. О каких событиях мы с вами вспоминали и говорили?
Дети- Говорили о битвах, сражениях, которые происходили в разные времена. О героях – полководцах, о храбрости и мужестве русского народа.
- Мы должны знать историю нашей земли и помнить о тех, кто нас защитил от врагов.
Под музыку ребята маршируют как на параде.
Изготовление макета «Бородинское поле»
1. Пушки, оборонительные заграждения, редуты-бросовый материал
2. Поэтапное раскрашивание солдатиков двух армий, конницы.
3. Расстановка армий строго по схеме- карте битвы.
Воспитатель: Баранникова Елена Викторовна