Потапова Ольга
Конспект тематического музыкального занятия для детей в старшей группе «Путешествие в город Веселых людей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие творческих способностей детей.
Задачи
1. Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям.
2. Развивать ладовый и тембровый слух: учить различать мажор и минор, тембр разных инструментов.
3. Развивать восприятие средств музыкальной выразительности, умение подбирать пьесы в соответствии с их характером.
4. Учить детей сочинять простейшие попевки контрастного характера на заданный текст.
Публикация «Конспект тематического музыкального занятия для детей в старшей группе „Путешествие в город Веселых людей“» размещена в разделах
5. Развивать умение придумывать свой ритм и точно повторять заданный.
6. Развивать у детей фантазию при изображении различных фигур, побуждать детей к поискам выразительных движений.
Оборудование:
Бутафорский автобус.
Ширма,детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, колокольчик, ложки, погремушка, ксилофон, театральные куклы (Петрушка, Мажор, Минор, колдунья Горгана, Веселые человечки). Декорации к ширме («город Музыкальных инструментов», «город Гармонии», «Серый город Веселых человечков», «Разноцветный город Веселых человечков»,мольберты с изображением двух деревьев — «веселого» и «грустного» (у «веселого» дерева ветви подняты вверх, у «грустного» — опущены вниз); рядом воздушный шарик, внутри которого помещены «листочки разного настроения», на столах клей и кисточки,игрушечный ёжик, шкатулка, в которую вставлено зеркало.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель : Ребята, вы когда-ни- будь слышали о городе, точнее, о городке Веселых человечков? В этом городке живут очень добрые, веселые и смешные человечки. Вот сегодня я получила от них письмо. Послушайте, что они пишут: «Спасите! Помогите! Нас заколдовала злая волшебница Горгана. Мы теперь целыми днями только и делаем, что грустим и плачем. Наш город стал хмурым и серым, и вы не встретите в нем больше ни одной улыбки, ни одного веселого лица. Скорее приезжайте, помогите нам!» Ну что, ребята, поможем Веселым человечкам?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель : А вы не боитесь колдуньи Горганы? У вас у всех хорошее настроение?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель : Ну, тогда в путь! Только вот что, ребята, у меня тут есть несколько мелодий. Помогите мне выбрать нужную для нашего путешествия. Предлагается детям послушать «Марш» С. Прокофьева, «Вальс- шутку» Д. Шостаковича, песню «Настоящий друг», сл. М. Пляц- ковского, муз. Б. Савельева.
Музыкальный руководитель : Верно, дети! Лучше
всего путешествовать с веселой, доброй песней. Занимайте места в автобусе — нам пора в путь!
Дети садятся в бутафорский автобус, сделанный из стульев и картонного переда автобуса.
В стороне стоит большая ширма. В конце песни на ширме появляется декорация - «Город музыкальных инструментов» (на декорации изображены дома в виде музыкальных инструментов).
Музыкальный руководитель : Ребята, посмотрите! Мы подъехали к какому-то интересному городу. Какие необычные дома в этом городе. Как вы думаете, кто может жить в этом городе?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель : Да, судя по домам — это город музыкальных инструментов.
За ширмой слышен шум и грохот.
Петрушка: Ой-ой-ой!
Музыкальный руководитель : Кто это кричит?
Петрушка: Это я — Петрушка!
Музыкальный руководитель : Да где же ты?
Петрушка: Здесь я, здесь! Никак не могу вылезти! На меня инструменты упали!
Музыкальный руководитель : Вот беда! А какие инструменты?
Петрушка: Музыкальные. Только я не знаю, как они называются. Здесь лежит какой-то молоточек, я постучу по инструментам, и, может, вы мне скажете их названия? (Музыкально- дидактическая игра «Угадай, на чем играю». Петрушка по очереди ударяет по музыкальным инструментам, и дети на слух определяют, что звучит (барабан, бубен, металлофон, ложки, колокольчик, погремушки, ксилофон).
Музыкальный руководитель : Ну, вот мы и угадали, обо что ударился Петрушка. Сейчас я помогу ему выбраться. (Протягивает руку, делает вид, что помогает Петрушке; Петрушка появляется на ширме).
Петрушка: Здравствуйте, дети! Хорошо вы инструменты угадываете. А поиграть на них хотите?
Дети: Да!
Петрушка: Тогда давайте поиграем в игру.
Игра «Придумай и повтори»
Из-за ширмы выносят два стола с заранее приготовленными одинаковыми музыкальными инструментами. Приглашаются двое детей. Они подходят к столам и встают спиной друг к другу.
Один придумываетсвой ритм и исполняет его на любом инструменте. Другой должен повторить на таком же инструменте тот же ритм.
Петрушка: Молодцы! А можно, я придумаю свой ритм, а вы за мной повторите его? Дети отбивают ритм, придуманный Петрушкой.
Музыкальный руководитель : Петрушка нам с тобой очень весело и интересно, но мы спешим на выручку Веселым человечкам. Ты слышал их заколдовала злая волшебница Горгана. Не подскажешь ли путь в этот город?
Петрушка: Да, я слышал об этом несчастье. Дорога лежит через город Гармонии. В нем живут Синьор Мажор и Синьор Минор. (Загадочно) : Только вот что.
Воспитатель: Что же, Петрушка?
Петрушка: Вы на чем приехали в город Музыкальных
инструментов?
Дети: На автобусе.
Петрушка: Нет, на автобусе до города Гармонии не доехать.
Воспитатель: Дети, давайте подумаем: на чем можно доехать до города Гармонии?
Дети предлагают варианты.
Петрушка: Нет. Ни на одном из этих видов транспорта в город не добраться.
Воспитатель: А что же нам делать?
Петрушка: В город Гармонии можно попасть только с помощью танца. Вы умеете танцевать?
Дети: Да!
Петрушка: Если танцевать будете весело, то доберетесь быстро!
Воспитатель: Спасибо тебе, Петрушка, за помощь!
До свидания!
Петрушка:Счастливого пути!
Музыкальный руководитель :
Ну что, ребята, будем танцевать? Тогда давайте встанем в круг. Я включу веселую и ритмичную музыку, под которую каждый из вас должен придумать движение. Пусть даже самое простое, но чтобы оно было выполнено ритмично, под музыку. И самое
главное весело!
Воспитатель: Кого я приглашу, тот выбегает в центр круга и показывает нам свое движение. А мы его будем повторять. Договорились? Ну, тогда поехали!
Звучит любая веселая ритмичнаямузыка. Дети выполняют произвольный танец. Пока дети танцуют, на ширме появляется «город Гармонии» (дома в городе по цвету разделены пополам - одна половина раскрашена в холодные тона (синие, голубые, зеленые, серые цвета, а другая - в теплые (желтые, красные, оранжевые цвета). На ширме появляются Синьор Мажор и Синьор Минор.
Синьор Мажор:
Друзья, представиться спешу, Знакомству очень рад! Меня зовут Синьор Мажор — Я лучший друг ребят. С собой всегда я приношу Улыбку, шутку, смех, И если дружен ты со мной, То ждет тебя успех!
Синьор Минор:
А я зовусь Синьор Минор, И вот что вам скажу: Со смехом мне не по пути, Я грустью дорожу. Люблю, вздыхая, слезы лить И предлагаю вам: Давайте вместе погрустим, О чем — не знаю сам!
Музыкальный руководитель : Дети, давайте поздороваемся с Синьором Мажором и Синьором Минором. Но так, чтобы не обидеть ни того, ни другого.
Дети пропевают слово «Здравствуйте» на мажорный и минорный лад.
Мажор: Какие воспитанные дети!
Минор: Какие культурные дети!
Мажор:Если дети культурные и воспитанные, значит они дружат с музыкой, любят её слушать это так?
Дети: Да!
Минор: Мы сейчас проверим и загадаем музыкальные загадки.
Звучат музыкальные произведения весёлого и грустного настроения. Дети слушая произведения поднимают карточки теплых и холодных тонов.
Мажор: Молодцы ребята, внимательно слушали и правильно угадывали.
Минор: Ребята а кто сочиняет музыку?
Дети: Композиторы.
Минор:А каких композиторов вы знаете?
Дети называют.
Мажор:Как много вы знаете композиторов, а вот сейчас вы тоже будете композиторами и попробуйте сочинить песенки.
Минор: Уважьте Синьор Мажор придумайте песенку грустную на слова:
«Мелкий дождь идёт с утра загрустила детвора»
(2-3 человека сочиняют)
Мажор: А мне сочините что-нибудь светлое, радостное: «Солнце ярко светит,
весело всем детям»
Мажор: Большое спасибо вам, ребята, а куда вы путь держите?
Воспитатель: Мы едем в город Веселых человечков. Их заколдовала злая колдунья Горгана.
Минор: До чего же противная старуха! Я уж на что люблю грусть и печаль, и то не выношу ее колдовства.
Воспитатель: Не подскажете ли вы, уважаемые синьоры, как нам добраться до города Веселых человечков?
Минор: Нужно идти осторожно, на цыпочках. Как только музыка остановится, нужно замереть, приняв любую позу, так, чтобы вас нельзя было узнать. Тогда Горгана вас и не заметит, и вы сможете подойти к городу.
Мажор:Счастливого пути!
Игра «Придумай фигуру».
Под тихую музыкудети идут крадучись. С остановкой музыки каждый придумывает свою фигуру и замирает. На ширме появляется Серый город Веселых человечков. Звучит тревожная музыка. На ширме появляется колдунья Горгана. Горгана: Кто вы такие? Зачем сюда пожаловали?
И как это я вас просмотрела?
Воспитатель: Уважаемая колдунья Горгана, мы с ребятами проделали очень большой путь, мы пришли сюда по просьбе Веселых человечков. Мы все тебя очень просим: пожалуйста, расколдуй их город!
Горгана: Ну что ж, раз вы такие отважные, что не побоялись мне на глаза показаться, я вас испытаю. Вот вам трудное задание: я собрала настроение всех жителей города и надежно его спрятала. Вам нужно найти кое-что прозрачное и воздушное, воспользоваться кое-чем острым, достать все то, что там находится и правильно его разместить на кое-каких ветвях. Даю вам время на выполнение этого задания — пока звучит музыка.
(Звучит любая подвижная музыка).
Воспитатель: Ребята, давайте скорее искать — что же это такое «прозрачное и воздушное»? Дети: Воздушный шарик,вот он.
Воспитатель: В шарике что- то лежит. Что же она дальше сказала? Воспользоваться кое-чем острым! У кого есть что-то острое?
(Дети обращают внимание на игрушечного ёжика, подходят к нему и просят одолжить одну иголку).
Воспитатель: Молодцы, ребята, находчивые. Скорее протыкайте шар!
Дети протыкают шарик, он лопается, разлетаются листочки с изображениями «грусти» и «веселья».
Воспитатель: Ребята, посмотрите — листья не простые. На одних изображена грусть, на других — веселье. Горгана сказала, что нам надо правильно развесить их на кое-каких ветках. Дети подходят к мольбертам, открывают их. На мольбертах изображены два дерева - «веселое» и «грустное.
Воспитатель: Дети, давайте поспешим, время летит быстро. Как мы листья распределим? (Ответы детей).
Воспитатель: Верно! «Грустные» листья мы повесим на «дерево грусти», а «веселые» — на «дерево веселья».
(Дети выполняют задание).
Горгана: Что! Не верю своим глазам! Вы справились с этим труднейшим заданием! Всё равно не уступлю!
Воспитатель: Горгана, это нечестно! Мы выполнили твои условия. Сними теперь свое колдовство с города Веселых человечков!
Горгана: Ни за что!
Музыкальный руководитель : Ребята, давайте попробуем победить ее улыбкой и веселой песней!
Дети исполняют песню В. Шаинского «Улыбка».
Горгана: Ой, мне плохо! Перестаньте, замолчите! Ох, я умираю!
На ширме появляется Разноцветный город Веселых человечков и сами человечки, которые подпевают детям.
Веселые человечки : Спасибо вам, ребята! У нас опять веселый и счастливый город. И мы хотим вам подарить шкатулку улыбок. Надеемся, что, когда вы ее откроете, то все улыбнетесь!
Взрослые и дети: Спасибо вам, Веселые человечки!
Музыкальный руководитель : Давайте посмотрим, что же там в шкатулке?
Дети по очереди заглядывают в шкатулку и, видя в зеркале свое отражение, улыбаются.
Воспитатель: Нам пора возвращаться домой. До свидания, Веселые человечки! А вы, ребята, занимайте места в автобусе.
Музыкальный работник : Ну что, ребята, может быть, споем нашу любимую песню о дружбе?
Исполняется песня Б. Савельева «Настоящий друг».