Елена Дербишева
Конспект тематического досуга «В гости к Хозяюшке» (для детей 5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Задачи:
• Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.
• Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами.
• Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.
• Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
• Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Публикация «Конспект тематического досуга „В гости к Хозяюшке“ (для детей 5–6 лет)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Материалы и оборудование:
«Русская изба» с предметами быта;
Предметные картинки русского быта;
Дидактическая игра «Что было, что стало»;
Русский народный костюм для воспитателя, костюмы или атрибуты для детей;
Платочек для игры «Повтори движение», колпачок или шапочка для игры «Пирог»;
Музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
- Беседа "Народная культура и традиции"
- Выставки: "Предметы народного быта", "Русские народные сказки"
- Рассматривание иллюстраций и картинок по темам "Предметы народного быта", "Народные традиции и обычаи"
- Чтение русских народных сказок
- Рисование "Гжельская роспись"
Ход мероприятия:
Дети входят в «избу» (импровизированное оформление в русском народном стиле). Их встречает Хозяюшка.
Хозяюшка : Здравствуйте, дорогие гости! Проходите, рассаживайтесь поудобнее.
Дай Бог тому,
Кто в нашем дому,-
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытием,
И здоровьицем!
Гость на порог — хозяину радость.
Дети:
- Хозяюшка в дому, что оладушек в меду! (Дима Д)
- Много гостей – много новостей! (Соня С)
- Что есть в печи – на стол мечи! (Матвей Д)
- Дом вести – не лапти плести. (Вероника Г)
Хозяюшка : Какие молодцы, столько пословиц и поговорок знаете о доме!
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
Дети: Чтобы жить в нем.
Хозяюшка : Как мы себя чувствуем дома?
Дети: Нам дома хорошо, тепло, уютно!
Хозяюшка : Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
Ответы детей.
Хозяюшка : Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. Скажите, а из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки (лиственница)
Когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. Скажите, дорогие гости, а что можно еще изготовить из дерева?
Ответы детей. Показ деревянных изделий (или предметные картинки) деревенского быта: шкатулка, разделочная доска, скалка, толкушка, детская игрушка и т. д.
Хозяюшка : Будем сегодня друг друга потешать, да загадки про русский быт загадывать. Кто у нас первый молодец-храбрец и загадку нам загадает?
Выходит первый ребенок (Дима В) :
Стоит копна
Вся в дырках.
На копне гора,
Из горы дым идет. (Изба)
Второй ребенок (Артем К)
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду. (Дом)
Хозяюшка : А теперь послушайте, да отгадайте мою загадку:
Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает (печь)
Бабушка седа-бела,
Зимой всем мила,
А как лето наступает —
Про бабушку забывают. (Печь)
Дети: Это печка!
Хозяюшка : Послушаем стихотворение о русской печке.
Ребёнок (Артем Л)
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Хозяюшка (демонстрация иллюстраций) : Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. Готовили в чугунках, и тогда еда могла долго оставаться теплой (демонстрирует чугунок). А кто знает, чем же могла печь накормить своих хозяев?
Дети: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Русская народная игра «Пирог»
Ход игры: Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Выбираются повара. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог» :
Да экий он, какой высоконький, - идут, взявшись за руки к пирогу
Да экий он, какой широконький, – идут назад
Да экий он, какой мягошенький, - пекут пирог
Режь его – топают ногой
Да ешь! - повара из каждой команды бегут к пирогу
После этих слов повара из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», становится пирогом.
Хозяюшка : Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или закуток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.
Вы знаете, жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто - с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Что же это за жители такие, кто знает? (Демонстрация предметных картинок)
Ответы детей (грибы, ягоды, засушенные лечебные травы, зерно, овощи)
Хозяюшка : В центре избы стоял большой стол, за которым собиралась вся семья. Когда в дом приходили гости, на стол ставили все, что спрятано в ларях и погребе. На столе всегда стоял хлеб и соль. Поэтому русский стол называют «хлебосольный».
Хозяюшка : Давайте послушаем загадку.
Ребенок (Кира Б) :
Толстый, пузатый,
Стоит, пыхтит.
Сверху – дыра,
Снизу – дыра,
А посредине – огонь и вода! (Самовар)
Музыкальная композиция «Пых-Пых-Самовар»
Хозяюшка : Стены в домах украшали вышитыми полотенцами - «рушниками», а полы были покрыты самотканными половиками. (Демонстрация предметных картинок)
А кто знает, где хранили одежду, ведь шкафов не было? Давайте послушаем загадку про этот предмет.
Ребенок (Макс К) :
И стоит, покрыт ковром
Ларь с хозяйственным добром. (Сундук)
Хозяюшка : Кто догадался, что это?
Дети: Сундук!
Хозяюшка : Правильно, это сундук. Давайте рассмотрим, какие вещи хранились в сундуке.
Показ предметных картинок «Старинная одежда русского крестьянина»
Хозяюшка : Вы сегодня тоже все в красивых народных костюмах, у девочек – сарафаны, у мальчиков – русские рубахи-косоворотки. Выходите русские красавицы да добрые молодцы поплясать да наряды показать!
Игра «Повтори движение»
Звучит «Барыня». Дети стоят в кругу, передают платочек. Музыка останавливается. Тот участник, у которого в руках платочек, показывает движение, а дети под музыку повторяют.
Хозяюшка : Хорошо все танцевали, присядем рядком да поиграем спокойно ладком. Мы с вами на этой неделе познакомились с тем, как жили раньше русские люди и я предлагаю вам вспомнить и разложить предметные картинки, что было раньше и что мы используем в быту сегодня.
Дидактическая игра «Что было, что стало»
Ход игры:
Перед детьми картинки с предметами, которые помогают нам сейчас.
Дети находят предметы, которые заменяли эти предметы раньше.
Швейная машинка – игла
Пылесос – веник
Стиральная машинка – корыто, доска стиральная
Лампа – свеча, лучина
Плита – печка
Фен – полотенце
Обогреватель – печка
Умывальник – рукомойник
Холодильник – погреб
Расческа - гребень
Электрический чайник – самовар
Магнитофон – гармонь
Утюг – рубель.
Дети подбирают пары картинок.
Хозяюшка : Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились: загадки отгадали, пословицы и стихотворения рассказали, в игры разные играли да поплясали. За это вам положено угощение. Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем. А мне так хочется вас угостить вкусными баранками.
Литература:
• М. А. Давыдова «Сценарии музыкальных и фольклорных праздников».
Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством».
• Пономарева М. Н., методическое пособие для воспитателя
дошкольного образования «Я – златоустовец».
• Т. И. Бахметьева, Г. Т. Соколова, художник Г. В. Соколов «Детские
частушки, шутки, прибаутки».
Интернет-источники:
https://www.maam.ru/detskijsad/dosug-v-ruskoi-izbe-starshaja-grupa.html