Бохач Татьяна Александровна
Конспект сюжетно-ролевой игры «Безопасность на железной дороге»
▼ Скачать + Заказать документы
Оборудование: ИКТ (колонка, видеопроектор, компьютер, телевизор, подборка обучающих мультфильмов о правилах поведения на железнодорожных объектах, телефон с приложением QR-код, проездные билеты с QR-кодами, контейнеры с оборудованием для сюжетных игр «Кафе», «Магазин», «Касса», «Больница», «Поезд», конструктор «Полидрон», беговая детская дорожка, костюмы: проводника, охранника, буфетчика, дежурного по вокзалу, мед сестры, осмотрщика. Детские чемоданы и рюкзаки, куклы, детские деньги, банковские карточки, банкомат, микрофон, цифровой фотоаппарат, аудио запись шума поездов, оповещение дежурного по вокзалу, информационное табло с расписанием движения поездов, опознавательные таблички (камера хранения, полиция, мед пункт, выход на перрон, касса, туалет, кафе, комната отдыха).
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы по теме железная дорога;
Проведение обучающих занятий по формированию целостной картины мира: «Профессии на железнодорожном транспорте», «Осторожно, поезд», «Внимание, железная дорога, зона повышенной опасности!»;
Создание дидактических игр по железнодорожной тематике;
Проигрывание сюжетов с определенной ролевой структурой: «Вокзал», «Багажное отделение», «Поездка на поезде».
Рисование с детьми на тему «Железная дорога, детям не игрушка»;
Посещение центров активности ранней профориентации «Веселый паровозик», центр безопасности «Аркадий Паровозов»;
Создание видеоролика с участием воспитанников группы: «Не играй на железнодорожных путях»
Помощь родителей в оснащении игрового оборудования по железнодорожной тематике.
Подготовка к игровой ситуации
Сценарий сюжетно-ролевой игры составлен самостоятельно, Постановка целей и задач направлены на обеспечение целевых ориентиров ФГОС ДО и ФОП ДО
Сюжетно-ролевая игра проводилось в подготовительной группе № 2 во вторую половину дня. В игре участвовало 16 детей.
Цель и задачи соответствуют рабочей программе группы и соответствуют возрастным возможностям детей. Задачи были сформулированы конкретно. Для достижения цели создана подходящая развивающая образовательная среда.
На каждый этап сюжетно-ролевой игры были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной, проблемной и поисковой деятельности. Оборудование достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным.
Положительный психологический настрой был создан перед сюжетно-ролевой игрой в приемной. Детям были предложены обучающие мультфильмы о правилах безопасного поведения на железнодорожных объектах, в процессе просмотра дети обменивались своими знаниями.
Ход:
Дети приглашены в приемную, где на телевизоре воспитатель им включает мультфильмы, обучающие правилам безопасности. После внимательного просмотра, дети отвечают на вопросы воспитателя и самостоятельно вспоминают и повторяют правила безопасности на железной дороге. Вместе с тем, обсуждают формат повествования таких правил и необходимость делиться своими знаниями с другими детьми.
Воспитатель: Ребята, а как сейчас вы сможете применить свои знания?
Дети: Надо поиграть в игру!
Воспитатель: Замечательная идея! Пожалуйста, загляните в свои сейфы, там есть сюрпризы для вас.
Дети находят в сейфах бейджики с названиями профессий (распределение ролей с учетом дифференцированного подхода) и входят в групповое помещение, где в центре расположено оборудование: костюмы и реквизиты к сюжетно ролевой игре «Безопасность и дети».
Ребята перевоплощаются и организовывают свое рабочее пространство, согласно своей профессии.
В этот момент в группу входит педагог центра «Веселый паровозик» Светлана Александровна, очень грустная. Дети это сразу замечают и спрашивают о случившимся. Воспитатель центра рассказывает о том, что была в средней группе и ребятам там очень сложно запомнить правила безопасности на железнодорожных объектах. «…Ведь если никто не будет знать эти правила, жди беды!»
Нина Анатольевна: Ребята, мы сможем помочь С. А и её группе?
Ребята наперебой говорят о согласии помочь. Вместе с воспитателями они перебирают варианты: нарисовать плакаты, прочесть сказку, поиграть, показать мультфильм, а лучше всего (останавливаются на более актуальном) самостоятельно снять обучающий видеоролик и подарить его детям помладше. Когда сюжет обговорен, начинается игра:
Дети - журналист и оператор начинают свой путь с поста охраны.
(на протяжении всей игры воспитатель корректирует действия журналиста, помогает задать правильный вопрос и получить полный ответ, связанный с безопасностью на ж/д объектах).
Охранник: Здравствуйте! Пожалуйста, кладите сумку на ленту, содержимое карманов в этот лоток. И проходите через арку.
Журналист проходит и обращается к охраннику:
Скажите, пожалуйста, кто вы по профессии?
Охранник: Я охранник вокзала.
Журналист: Какие у вас обязанности?
Охранник: Обеспечивать безопасность объекта. Я провожу досмотр граждан с помощью электронных сверхчувствительных устройств (показывает на ленту и на рамку). Это интроскоп! Компьютер сканирует содержимое багажа, рамка – метало детектор, реагирует на металлические предметы. Если гражданин вызывает подозрения, и техника выявляет запрещенный предмет, я по рации вызываю полицейского. А теперь извините, мне нельзя отвлекаться.
Журналист подходит к кассам, здоровается с кассиром.
Кассир: Добрый день!
Журналист: Я журналист и пишу о работе вокзала. Мне бы хотелось немного узнать о вашей работе!
В этот момент подходит предполагаемый пассажир.
Журналист: Пожалуйста, на вашем примере!
Кассир: Я продаю билеты на поезда дальнего и местного следования. При покупке билета необходимы личные документы гражданина: паспорт для взрослого и свидетельство о рождении для ребенка.
Пассажир протягивает паспорт.
Кассир: Билет куда и на какую дату вам нужен? Плацкарт или купе?
Пассажир говорит: город Иркутск, 1 апреля, плацкарт.
Кассир: Минутку (стучит пальцами по клавиатуре, смотрит в компьютер) Я вбиваю данные в программу и оформляю билет. 1 апреля Северобайкальск – Иркутск, плацкарт. Три тысячи сто восемь рублей.
Пассажир оплачивает наличными.
Кассир: Постельное белье включено в стоимость билета. Время отправления местное, указано в билете. Пожалуйста, сверяйте данные, не отходя от кассы! Счастливого пути!
Пассажир проверяет данные, благодарит и уходит, вместе с ним журналист.
Ситуация:
Посреди вокзала плачет маленький ребенок. Тут же появляется странный (рассеянный) пассажир. Он тянет девочку за руку и говорит ему: Пойдем со мной, я найду твою маму!
Стоп игра. Вопрос детям: можно ли уходить с незнакомцами, даже когда ты потерялся?
Дети говорят о том, что ни в коем случае нельзя уходить с незнакомцами. Нужно искать полицейского или сотрудника вокзала.
Игра продолжается.
Подходит полицейский: Не плачь, малыш! Мы найдем твою маму. Как тебя зовут?
Ребенок называет имя и уходит с полицейским и журналистом.
Журналист: Товарищ полицейский, что следует делать, когда ребенок потерялся на вокзале?
Полицейский: Нам необходимо успокоить ребенка, убедиться, что он невредим, при необходимости оказать ему медицинскую помощь. Отвести его к дежурному по вокзалу. Там мы выясним, как зовут родителей и где они последний раз были с ребенком.
Подходят к дежурному по вокзалу.
Полицейский: Этот ребенок потерялся.
Журналист: Уважаемый дежурный по вокзалу! Как мы найдем его родителей?
Дежурный по вокзале: Мы объявим о случившимся по громкой связи! И просмотрим видео с камер наблюдения!
Объявляется: Найден (Фамилия Имя) около питьевого фонтанчика! Родителей (Имена) прошу подойти к дежурному по вокзалу!
Журналист: Как же следует себя вести, чтобы не потеряться?
Дежурный по вокзалу: Детям на вокзале не стоит убегать и прятаться от родителей. Ребенок и его родитель всегда должны видеть и слышать друг друга. А если всё же такое произошло. Ребенку стоит вернуться на место, где он в последний раз видел родителя и обратиться за помощью только к полиции или к другим сотрудникам вокзала в форме.
В ходе игры ребенок, игравший роль медика, внимательно следил за происходящим, предлагала свою профессиональную помощь другим детям. Когда у буфета прошел рассеянный пассажир и бросил бумажку, именно медик вместе с уборщиком подбежали к нему и сделали замечание.
Журналист: Ох, я так переволновался, что даже проголодался! Зайдем в буфет!
Заходит в буфет, обращается к буфетчице:
Буфетчица: Добрый день! Выбирайте! У нас всё свежее! Мы всегда рады всем жителям и гостям города!
Журналист: Скажите, а какие правила безопасности должны знать дети, находясь в кафе?
Буфетчица: Во время выбора и покупки блюда, соблюдать очередь и дистанцию, быть внимательным к себе и к другим. Быть осторожным, смотреть под ноги, не наступать на мокрый пол (вдруг кто – то случайно прольет компот) Перед едой мыть руки с мылом, ведь гигиена это безопасность здоровья! Не размахивать и не держать во рту, играясь, столовые приборы.
В этот момент наблюдают ситуацию:
Рассеянный пассажир расталкивает очередь у кассы и изъявляет желание купить билет без документов. Кассир, делает замечание на нарушения порядка (дети, стоявшие в очереди, возмущаются и проговаривают правила поведения нарушителю) и настаивает на своем, что купить билет без документов не является возможным, грозится вызвать охрану. Рассеянный пассажир долго ищет паспорт, вытаскивая из сумки все свои вещи. После покупки, кассир протягивает билет, говоря о том, что необходимо сверить данные. Пассажир игнорирует, машет рукой и уходит, оставляя сумку.
Дети не сразу замечают одиноко стоящую сумку. Воспитатель привлекает их внимание к проблемной ситуации, спрашивая каждого, рядом стоявшего ребенка, не его ли это сумка. К месту событий подходит и журналист: О, Боже! Нужно срочно звать сотрудника полиции!
Полицейский подошел сам: Сохраняйте спокойствие! Мы уже определяем по камере видеонаблюдения кто и когда оставил эту сумку!
Журналист: Скажите, почему стоит быть бдительным, но не стоит паниковать?
Полицейский: Потому что ваша бдительность может спасти сотни, а то и тысячи жизни! Такие сумки, пакеты, рюкзаки и чемоданы ни в коем случае нельзя пинать, брать в руки и вскрывать! В них могут быть страшные и опасные вещи. Первое, что нужно сделать – отойти на безопасное расстояние и обратиться к охране или к полицейскому. Паниковать – бежать, кричать, толкаться ни в коем случае нельзя!
В этот момент подбегает рассеянный пассажир.
Пассажир: Моя сумочка! Спасибо, что охраняли её!
Полицейский: Как вы докажите, что сумка и вправду ваша?
Пассажир: Ну, она в клеточку. Моя, я сам её покупал!
Полицейский: Предъявите документы, пожалуйста!
Сравнивают табличку на сумке с документами. Всё в порядке.
Полицейский: Не стоит оставлять багаж без присмотра, где вам только вздумается! Багаж можно сдать в камеру хранения!
Журналист: Как хорошо, когда всё под контролем!
Журналист в зале ожидания. Там знакомится с вывеской «Комната отдыха». Разговаривает с дежурным вокзала:
Бывает так, что у пассажиров пересадка с большим интервалом времени, ему необходимо отдохнуть, вздремнуть. В комнате отдыха есть всё необходимое. Спальное место, душ, телевизор и т. д.
Ситуация.
Журналист: Там что-то происходит, давайте посмотрим!
На перроне у вагона спорит рассеянный пассажир с проводником:
Пустите меня! Мне нужно уехать!
Проводник: Я не могу вас пустить, у вас в билете другая фамилия!
Ну и что? Был Рассейнов, стал Бассейнов, какая разница?
Журналист: Итак, мы ведем прямой репортаж с места событий. Проводник не пускает эту даму в вагон! Уважаемый проводник, расскажите подробней, что происходит?
Пров: Этот рассеянный пассажир приобрел билет, не сверив данные! Там ошибка. Я не могу пустить его в поезд, у меня не проходит его билет по сканеру!
Журналист: Сканер билетов? Как интересно! Покажите?
Проводник сканирует телефоном билет другого пассажира. На экране высвечивается номер его места.
Проводник: Проходите, пожалуйста. Ваше место номер 2.
Журналист: До чего техника дошла!
Тем временем рассеянный пассажир пытается залезть на поезд, заступив за ограничительную полосу. Обеспокоенные дети предотвращают опасный поступок. Обступив пассажира, наперебой рассказывают ему:
Если переступить через ограничительную черту во время движения поезда, сильным воздушным потоком человека может засосать под состав. Но и во время стоянки поезда запрещено заходить за эту линию, человек может споткнуться и его нога, к примеру, может застрять между перроном и вагоном, также он может случайно зацепиться и т. д. На поезд нельзя карабкаться, можно упасть, и на крыше поезда есть страшные электрические провода!
Журналист также видит и читает большой знак с иллюстрациями, запрещающий перебегать через железнодорожные пути.
Испуганный рассеянный пассажир признается, что его никто не научил правилам безопасности, ему очень стыдно, он обещает исправиться. Медик проводит его в свой кабинет, даёт лекарство от тревоги и головной боли.
Журналист заканчивает свой репортаж: Ну, вот и подошла к концу наша маленькая экскурсия по железнодорожным объектам. Здесь было очень интересно! Осталось отдать снятый материал в монтаж!
Журналист и видео оператор передают диск воспитателю для видео монтажа.
Дети заканчивают игру и собираются вместе в круг, готовый ролик показывают на экране.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, видео ролик, что мы с вами сняли, будет полезен детям из средней группы?
Дети говорят да.
Воспитатель: Как вы считаете, выполнили ли мы с вами цель, которую поставили перед собой в начале игры? Все ли ребята справились со своими игровыми ролями, никто не допускал ошибок в соблюдении правил безопасности в игре?
Рефлексия: дети умело проводят оценивание игровых действий своих друзей (взаимоконтроль) находили положительные и отрицательные моменты в ходе игры, например, кассир покидал свое рабочее место и пассажиры, не могли вовремя приобрести билет и поэтому опоздали на поезд, а охранники забывали просматривать багаж.
Положительно оценена работа дежурного по вокзалу: не покидала своего игрового рабочего места, ребенок внимательно следил за ходом игры, самостоятельно передавая по громкой связи объявления о потерявшемся ребенке, об одиноко стоящей сумке.
Журналист четко задавал вопросы, никого не перебивал, был вежливым и тактичным.
Высоко оценил работу всех ребят и сам педагог, он отметил, что дети, играющие проводников, не отвлекались от своих профессиональных обязанностей, проверяли билеты, следили за пассажирами, не допуская пересечения ограничительной черты.
Дети вспоминают яркие события, проблемные ситуации, указывая на присутствие в каждом фрагменте игры нарушителя правил безопасности. Отмечая тем самым закрепление собственных знаний и готовность подсказать и помочь другим.
Дети после рефлексии дарят воспитателю центра «Веселый паровозик» видео ролик.
Светлана Александровна благодарит ребят и обещает, что её дети из средней группы вырастут такими же умными и отзывчивыми.
Сюжетно ролевая игра получилась живой и энергичной. Дети легко вживались в роли, искренне проживая каждый момент, они делились друг с другом только положительными эмоциями.