Светлана Кобцева
Конспект совместной образовательной ситуации по развитию пространственных представлений в старшей группе «Поможем космонавту»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №47» г. Ярославля
Конспект совместной образовательной ситуации
по развитию пространственных представлений
Тема: «Поможем космонавту».
Подготовила:
Кобцева Светлана Александровна,
первая квалификационная категория,
учитель-дефектолог
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Цель: развитие пространственных представлений.
Задачи.
Образовательные :
- закрепить пространственные отношения (право, лево, в, через, вокруг, на, впереди);
- закрепить обратный счёт;
- продолжать закреплять у детей графические навыки.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувства отзывчивости и желания помочь;
- воспитывать умение работать совместно.
Коррекционные:
- создавать условия для развития мелкой и общей моторики;
-создавать условия для развития речи, внимания, мышления, слухового восприятия.
Материалы к занятию.
Аудиозапись с обращением астронавта; простые карандаши, листы бумаги в клетку на каждого ребёнка; изображение «космического корабля»; страница с текстом из дневника космонавта; кубы, изображающие обломки деталей от корабля, и схемы целых деталей; паспорт детали двигателя.
Ход совместной образовательной деятельности.
1. Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации к познавательной деятельности.
Педагог предлагает детям послушать аудио обращение от астронавта.
- Ребята, я вам ни так давно говорила о том, что я смотрела новости и там говорили о русском космонавте, который отправился для исследования космоса. И сегодня я услышала, что он пытается выйти на связь. Я для вас записала его сообщение. Хотите его послушать? (Да, хотим).
Педагог включает аудиозапись.
«Земля, Земля! К вам обращается космонавт. Мой корабль получил повреждения на неизвестной планете. Нужна ваша помощь. SOS, SOS, похоже у моего корабля повреждён двигатель. Высылаю вам свои координаты: 1 вверх, 3 вправо, 2 вверх, 1 по диагонали вправо вверх, 4 вверх, 2 влево, 1 по диагонали вправо вверх, 3 вверх, 2 влево».
Связь обрывается.
- Ребята, какое тревожное послание. Мы можем помочь космонавту? (Да).
- Как мы можем это сделать? (Отправиться туда, сообщить кому-нибудь).
- Как мы сможем найти этого космонавта? (Он оставил нам свои координаты).
- Я запомнила эти координаты, и давайте их запишем, чтобы проложить путь, по которому будет следовать наш корабль.
2. Игровая деятельность.
Игра «Проложим путь для космического корабля».
Задачи: закреплять у детей графические навыки, пространственные представления «право, лево, по диагонали».
Дети выполняют графический диктант.
1 клетка вверх, 3 клетки вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 4 клетки вверх, 2 клетки влево, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 3 клетки вверх, 2 клетки влево.
- Путь мы с вами проложили, а на чём же мы с вами можем полететь в космос? (На ракета, на космическом корабле).
Игра «Найди своё место».
Задачи: закрепить у детей счётные умения, внимание, пространственные отношения «справа, слева, позади, впереди».
- Я предлагаю вам занять места на корабле.
Педагог предлагает детям в соответствии с инструкцией найти своё место в нужном ряду.
- Вадик, займи 4 место во втором ряду, Ксюша, твоё место 3 в первом ряду… (все дети занимают свои места).
Физкультминутка.
Мы в ракету смело сели (приседаем)
Шлем на голову надели
Начинай обратный счёт,
5-4-3-2-1
Пуск! И в космос мы летим,
В невесомости парим (встаём поочередно на правую и на левую ногу, балансируя).
Путь наметили к планете,
Той, что Марсом все зовут (дети ищут глазами изображение планеты на стене)
Астероид слева ой (дети наклоняются в правую сторону,
Не боимся мы с тобой.
Помахали в след комете (находят изображение кометы на противоположной стене и машут рукой,
Потянули за рычаг
Взяли курс к созвездию Рак (дети находят на стене изображение созвездие Рака)
Посмотрели в телескоп
И нажали кнопку Стоп!
И закончили полёт
Космос нас с тобой зовёт (хлопают в ладоши).
Прилетели на планету.
- Смотрите, а вот и следы, а рядом какой-то лист.
Находят свиток.
- Возможно это страница из дневника космонавта. Давайте прочитаем. Ребята, она очень плохо сохранилась, некоторые места совсем стёрты и нет возможности их прочитать. Попробуем догадаться, о чём он пишет.
Игра «Пропущенное словечко».
Задачи: закреплять пространственные представления «за, через, вокруг, впереди, в, на», слуховое восприятие, речь, внимание.
Педагог читает детям записку, в которой пропущены предлоги и наречья. Дети вставляют их.
«Шёл 12 день моего путешествия. И вот я приземлился (на) эту планету. Меня пугала неизвестность, но я решил остановиться и исследовать её. Вдруг (впереди) меня стал приближаться огромный метеорит. Столкновения избежать не удалось. И мне пришлось ещё раз облететь (вокруг) этой планеты. Я сошёл (на) поверхность и внимательно посмотрел (вокруг себя, по сторонам, на право, на лево). Спускался (в) глубокие кратеры, забирался (на) высокий холм, перепрыгивал (через) грязевые потоки. И вот я забрался (на) высокий холм. (Впереди) меня показался едва уловимый свет, и я поспешил на него».
- Ребята, здесь опять следы космонавта и какие-то обломки. Вероятно, это повреждённые детали от его корабля. И снимки целых деталей.
Игра «Собери деталь и найди её по паспорту».
Задачи: развитие пространственного мышления, счётных умений, закрепление понятия «паспорт», умения находить постройку по паспорту.
На полу разложены необходимое количество кубов. Педагог предлагает детям рассмотреть снимок с объёмным изображением «деталей корабля» и взять каждому необходимое количество кубов для постройки своей детали. Дети выполняют задание самостоятельно.
- Молодцы. Все справились с заданием. Ребята, здесь есть ещё изображение, но оно отличается от снимков, по которым вы собирали свои детали. На что оно похоже? (На паспорт). А здесь написано «деталь от двигателя», без этой детали космонавт не сможет улететь с этой планеты. Давайте найдём её среди деталей, которые вы собрали.
Педагог вместе с детьми находят «деталь от двигателя» по паспорту.
- Ребята, вы такие молодцы. А как вы думаете то, что мы с вами сделали, поможет космонавту отремонтировать корабль и вернуться на Землю? (Да, он починит свой корабль и вернётся).
- Теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Подойдите все к нашему кораблю, займите свои места.
Педагог вместе с детьми находят свои места и говорят следующие слова.
Ждёт на Землю нас полёт,
Начинай обратный счёт :
5-4-3-2-1
Дружно за руки возьмёмся,
От планеты оторвёмся.
В детский сад мы полетим,
Ведь домой мы все хотим.
3. Рефлексия. Итог.
- Ребята, вот мы и вернулись к нашим гостям в наш детский сад. Где мы с вами были? (Летали на другую планету).
- Зачем мы туда летали? (Мы узнали, что космонавт попал в беду, его корабль получил повреждения от столкновения с астероидом; мы захотели ему помочь; собирали детали от корабля; нашли важную деталь по паспорту.)