Юлия Другова
Конспект совместной образовательной деятельности «Русская народная кукла» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ель:
Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностями традициям своего народа.
Задачи:
1. Содействовать углублению интереса к истории и традициям народной игрушки. Формировать интерес к традициям и духовным ценностям русского народа, интерес эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. (Социально-коммуникативное развитие)
Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности „Русская народная кукла“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
2. Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, обряд, рванка, развивать связную, грамматически правильную речь. (Речевое развитие)
3. Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, учить завязывать узлы, координации речи с движениями, согласованности действий, ловкости (физическое развитие)
4. Познакомить с историей и видами народных кукол (познавательно развитие)
5. Продолжить развитие художественного и эстетического вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции. Развивать восприятии музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. (Художественно-эстетическое развитие)
Интеграция образовательных областей :
-социально-коммуникативное развитие
- речевое развитие
- познавательное развитие
- физическое развитие
- художественно-эстетическое развитие
Методы и приемы:
- практические: изготовление куклы, подвижная игра «У Маланьи, у старушки», пальчиковая гимнастика
- наглядные: просмотр презентации «Русская народная кукла», рассматривание кукол, материала для изготовления
- словесные: загадки, вопросы, ответы, игра-песня.
Оборудование:
Русские народные костюмы, ноутбук, экран, корзина, куклы, фоновая русская народная музыка, карточки со схемами изготовления куклы, запись игры-песни «У Маланьи, у старушки»
Раздаточный материал:
Прямоугольный отрезок цветной ткани, квадратный отрезок белой ткани, нитки.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная». Рассматривание русских народных игрушек.
Ход совместной деятельности с педагогом:
1. Организационный момент
Дети с воспитателем входят в зал. Звучит русская народная мелодия.
- Ребята, посмотрите, сколько здесь гостей, поздоровайтесь.
- Посмотрите, как красиво в зале, мне кажется, нас ждет что-то волшебное.
(Замечаем шкатулку красивую, в записка: «Ждите дорогого гостя»)
Звучит русская народная мелодия, входит русская красавица.
- Здравствуйте ребята, (низко кланяется!
В-ль: - Здравствуйте! Ребята, посмотрите какая красавица к нам пришла, какой сарафан красивый у нее! А сейчас такие носят? (Дети говорят, что нет)
Василиса: -А вот раньше, давным – давно, все девушки и женщины такие наряды носили.
В-ль: - А вы узнали наши гостью? (Если нет, то он представляется Василисой Прекрасной) А из какой сказки она к нам пришла, вы знаете?
Василиса: - Я пришла к вам в гости не с пустыми руками, послушайте загадку
Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков ее скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь – кто она? (Кукла)
(Демонстрирует корзинку, в ней куклы закрутки)
В-ль: - Ой, ребята, да это же куклы русские народные. Таких кукол в магазине не купишь.
Ребенок: - А стихотворение знаю о кукле тряпичной.
Василиса: - Расскажи-ка нам, а мы с удовольствием послушаем. (Ребенок рассказывает стихотворение М. А. Пожарова «Тряпичная кукла»)
2. Игра – песня «У Маланьи, у старушки»
Василиса: - Спасибо большое за стихотворение чудесное. Этих кукол я сделала сама. Вторых таких кукол в целом мире не сыскать. А хотите ли вы узнать, какие куклы бывали в моем детстве? (Василиса рассказывает о куклах под презентацию. Активизация словаря детей : «вертеть» куклу, безлика, оберег, обряд, рванка)
В-ль: - Ребята, а вы хотели бы научиться делать таких кукол?
Василиса: - Тогда я охотно вас научу. Проходите в нашу мастерскую. Сначала нужно размять пальцы для работы.
На горе мы видим дом (Руками изображаем гору и крышу дома)
Много зелени кругом (Рисуем руками круг)
Вот деревья, вот кусты (Показываем высоту деревьев и кустов)
Вот душистые цветы (Двумя руками показываем раскрывшийся цветок)
Окружает всё забор (Рисуем круг и показываем «решётку» из пальцев)
За забором чистый двор (Ладонью как-бы вытираем стол - туда и обратно)
Мы ворота открываем (Из ладошек делаем закрытые ворота, а потом их открываем)
К дому быстро подбегаем (Изображаем указательным и средним пальцами, как бегут пальчики)
В дверь стучимся: тук, тук, тук (Об левую ладонь правым кулачком стучим)
Кто-то к нам идёт на стук (Подносим правую ладонь к правому уху и слушаем)
В гости к другу мы пришли и подарки принесли (Протягивание вперёд обе руки).
В-ль: Садитесь за столы, ребята. Я предлагаю вам сделать куклу, которая называется «отдарок на подарок».
В-ль: В старину на Руси говорили : «Подарки любят отдарки». Куколку такую дети дарили старшим в ответ на их подарки. Это было знаком благодарности за подарки. А ваши родители вам дарят подарки? Вот и вы им подарите отдарок.
5. Продуктивная деятельность
В-ль: - Когда куколку делать будете, нужно обязательно о хорошем думать, представьте, как родители ваши радоваться будут подарку.
В-ль: - Сначала сделаем нашей куколке голову. Для этого берем белый узенький лоскут, скатаем его. Возьмите цветной лоскут, какой он формы? (Прямоугольной) А теперь нужно сложить прямоугольник пополам, вложив скаточку внутрь.
1) Держа куколку в обеих руках, указательными пальчиками отгладим ткань со скаточкой так, что бы получилась круглая и гладкая головка.
2) Теперь нитью перевяжем голову и оставим длинную нить, ее будет формировать туловище.
3) Верхние уголки прямоугольника поднимаем вверх, собираем ткань мягкими складочками под руками куклы. Затем, оставленной длинной нитью делаем два витка крест –накрест – с правой стороны под левую ручку. И от правой ручки на левую сторону у шейки на груди – получился крест. Затем делаем два витка на поясе и затягиваем петлю.
6. Итог занятия
В-ль: - Ребята, давайте встанем в круг. Посмотрите на ваши работы, какие куклы вам понравились больше всего?
- Вы хотели бы сделать еще кукол? В группе мы обязательно с вами сделаем еще кукол. А теперь нам пора прощаться с гостями. Скажите им «До свидания».