Ирина Власова
Конспект совместной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Животные Арктики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе по теме: «Животные Арктики» /коллективная работа по аппликации с пошаговым фото/
Власова Ирина Тимофеевна, воспитатель высшей квалификационной категории
ГБОУ Гимназия № 1409 г. Москвы
Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию „Животные Арктики“» размещена в разделах
- В мире животных. ИЗО, поделки, рисование
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Актуальность. Тема достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности: экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение для всего общества. Своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщаются родители. Осознание людьми, что надо беречь нашу планету, закладывается в детстве. Конспект был разработан в рамках проекта исследовательско - творческого проекта «ПУТЕШЕСТВИЕ В АРКТИКУ», в процессе реализации которого дети подготовительной группы расширили представления об окружающем мире, научились бережному отношению к животным и птицам.
Цель: продолжать формировать знания детей о животных Северного полюса.
Цель: продолжать формировать знания детей о животных Северного полюса.
Задачи:
Обучающая:
Побуждать детей к самостоятельному поиску способов изображения полярного сияния и животных Севера (белых медведей, моржей, полярных сов,тюленей и др.) по представлению или с опорой на иллюстрации. Формировать умение изображать животных в движении, точно передавая особенности внешнего вида и пропорции. Передавать в рисунке красоту явления природы Севера - полярного (северного) сияния.
Развивающая:
Развивать у детей чувство формы и композиции.
Воспитательная:
Воспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении ранее усвоенных способов изображения в рисовании и аппликации, используя выразительные средства. Воспитывать бережное отношение к животным, к природе. Вызывать чувство восхищения природными явлениями.
Предварительная работа:
1. Оформление тематической выставки по теме «Природа Севера», подбор художественной и научной литературы в книжном уголке по данной теме.
2. Просмотр познавательных документальных фильмов о природе Арктики.
3. Беседа о полярном явлении, просмотр видеофильмов о северном сиянии в России и других странах.
4. Беседа об особенностях климата Севера и условиях жизни животных Арктики.
5. Уточнить и расширить представления об изменениях в природе (неживая природа, растительный и животный мир, устанавливать связи между жизнью животных и средой обитания, воспитывать любовь к своей Родине, развивать любознательность и стремление изучать природу Земли, живых обитателей (чтобы сохранить природу и животных мы должны их охранять).
6. Просмотр мультфильмов "Умка", "Умка ищет друга".
Словарная работа: обогащение и активизация словаря.
Обогащение: айсберг, ластногие, полярное сияние, полярная ночь, животные Арктики: белые медведи, моржи, тюлени, ласка, тупик, серебристая чайка, лемминг, полярная сова.
Активизация: полярное сияние (сверкает, блестит, серебрится, переливается, сияет, светится, искрится).
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Природа Севера», фрагмент видеофильма о полярном сиянии, иллюстрации и фотографии с изображением северных животных, физическая карта России, карта мира, тематическая выставка о природе Севера, для аппликации: бумага для акварели формата А3, акварельные краски, кисти, вода, простой карандаш, ножницы, клей-карандаш, фольга.
Музыкальное сопровождение:
1. Шумовой эффект «пурга» («Звуки окружающего мира» Т. Э. Тютюнниковой)
2. «Северное сияние» (П. Саймон и оркестр П. Мориа «Мост над бурными водами»)
Ход СОД:
1-й этап. Организационная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с природой Севера. Давайте сегодня совершим небольшое путешествие в Арктику. Арктика - это северная часть земного шара, где живут белые медведи, моржи, тюлени, но нет пингвинов. Арктика окружена водами Северного Ледовитого океана, которые покрыты льдом.
- Итак, давайте вспомним и покажем на карте, где находится Арктика, а также попробуем перечислить северные моря …
Дети показывают на карте, где расположена Арктика (Север). С помощью воспитателя перечисляют моря: Берингово море, море Лаптевых, Карское море, Восточно-Сибирское море…
- Северный Ледовитый океан очень большой. Лед на нем не тает даже летом. Океан покрыт плавающими льдами, встречаются айсберги и ледяные острова. Если внимательно посмотреть на карту России, то кажется, что белая шапка надета на «голову» России. Как вы думаете, как близость океана и северных морей сказывается на погоде?
(Погода морозная, холодная, студеная, суровая, лютая, вьюжная.)
- Давайте прослушаем фрагмент шумового эффекта пурги.
Дети слушают «пургу» - «Звуки окружающего мира» Т. Э. Тютюнниковой
- Ребята, о каком природном явлении идет речь в загадке?
Как красивы полюса,
Там сверкают небеса!
Яркий всполох там и тут,
Только это не салют.
Не встретишь радугу зимой,
Но у нас ночной порой
В небе можно разглядеть
Краски разные.
Как называется это явление прекрасное?
(Полярное сияние)
Северное сияние - это природное явление невероятной красоты, сверкающее многоцветие на небосводе, которое будоражит умы людей не одно столетие. Этот феномен еще называют полярным сиянием. Вызвано явление взаимодействием солнечных частиц с верхними слоями атмосферы Земли.
Информация для педагога. Многие ученые ломали голову над вопросом, от чего бывает северное сияние. Однако первым определил природу возникновения явления Михаил Ломоносов. Он провел тысячи лабораторных исследований и в результате пришел к выводу, что полярное сияние связано с электрическим током. Земной шар, по сути, представляет собой гигантское магнитное тело, которое способно образовывать магнитные поля благодаря этому электротокам. Появляются они из-за того, что железо никелевое ядро нашей планеты вращается вокруг своей оси. Чтобы понять, северное сияние что это такое, нужно представлять себе магнитное поле Земли. Земной шар играет роль огромного магнита, к которому летит солнечный ветер. Силовые линии отталкивают солнечные частички к северному и южному полюсу нашей планеты. Там они попадают в ионосферу через полярные каспы (это воронки в атмосферном слое). Именно здесь и рождается энергетический сгусток, потом он превращается в свечение. Атомы, которые находились в возбужденном состоянии, постепенно успокаиваются. От частиц начинает исходить мягкое свечение.
Воспитатель комментирует видеофрагмент с записью полярного сияния (презентация).
Звучит музыкальное сопровождение - «Северное сияние» (П. Саймон и оркестр П. Мориа «Мост над бурными водами»).
- Давайте подберем слова (прилагательные) для описания северного сияния. Какое оно? (Полярное сияние сверкает, блестит, серебрится, переливается, сияет, светится, искрится).
- Ребята, давайте рассмотрим иллюстрации и фотографии с изображением животных, живущих на Севере и вспомним их названия.
(Хищные млекопитающие животные: белые медведи, ласка, росомаха, песец, полярный волк. Копытные млекопитающие: северный олень, овцебык. Ластоногие: моржи, тюлени, морской котик, морской слон. Морские млекопитающие животные: нарвал, белуха, косатка, гренландский кит. Грызуны – лемминги. Птицы: полярная сова, серебристая чайка, люрик, тупик, гага обыкновенная, кайра, гагара, розовая чайка.)
Посмотреть презентацию о жизни животных «Природа Арктики».
2-й этап. Практическая часть. Рисование и аппликация «Животные Арктики».
1) Выполнить рисование акварельными красками по мокрому листу (полярное сияние). Для этого начала работы взять листы бумаги, акварельные краски, кисти; налить воду в стакан.
2) Обильно смочить лист бумаги водой, проводя кистью горизонтальные движения от одного края листа до другого.
3)Нанести на лист бумаги немного краски. Она будет растекаться по мокрому листу, образуя красивые подтеки и пятна.
4) Добавить в рисунок другие цвета, равномерно распределяя краску по всей поверхности листа.
5) Получается яркая красивая палитра, которая послужит в дальнейшей работе фоном для полярного сияния.
6) Для усиления эффекта небесных переливов можно немного приподнять лист и дать возможность краске «перетекать из цвета в цвет».
7) Получится яркое изображение с равномерными переливами.
Рисунки, которые получились у детей:
Педагогу можно предложить детям рисовать северное сияние на большом ватмане (используя крупный кисти, начиная с №10).
8) Предложить детям нарисовать силуэты животных, живущих в Арктике. Сначала выполнить рисунок простым карандашом.
Дети изображают разнообразных животных и птиц Севера (по выбору).
9) Обвести рисунок фломастером или раскрасить цветными карандашами.
10) Выполнить аппликацию. Вырезать ножницами силуэты животных. Получились заготовки для наклеивания на индивидуальную или коллективную работу «Животные Арктики».
11. На цветной тонированный лист наклеить кусочки фольги – снег или айсберги. Затем наклеить животных.
12. Получилась яркая работа!
Еще варианты детских работ по теме «Животные Арктики»:
Очень эффектно будет смотреться коллективная работа на ватмане. А если приклеить фигурки животных на объемные картонные коробочки, а затем – к ватману, то получится объемная 3D – картина. Она же может послужить в дальнейшем в виде игрового пособия или предмета для сюжетно-ролевой игры.
Аналогично детьми была выполнена коллективная работа «Природа Севера».
Изобразительная деятельность детей может осуществляться индивидуально, а может объединяться в общую композицию. Активная совместная деятельность, обладающая общественной направленностью, может, как известно, способствовать формированию у детей положительных отношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, ободрять товарища и т. п.
Актуальность заключается в том, что предпосылками продуктивных видов деятельности выступают потребность малыша в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаз. В каждом человеке заложен творческий потенциал, но, к сожалению, он часто остаётся нереализованными. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.
3 этап. Заключительная часть. Подведение итогов.
Волшебное полярное сиянье,
Что может быть прекрасней
Мерцаний чутких мирозданья
Согреющих нас в холод и ненастье?
Кто видел – не забудет никогда
Те чувства, что дарила нам природа,
Их сохранить хотелось навсегда,
Запомнить красоту сияющего свода.
Как зачарованный стоишь,
Любуясь чудом несказанным,
Что, небо, нам ты говоришь,
Своим свеченьем первозданным?
Наталья Сороко