Мария Яркова
«Парма — кладовая земли моей». Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»
Конспект
совместной познавательно-исследовательской деятельности
(мир природы) в старшей группе № 2
Тема: «Парма – кладовая земли моей»
Воспитатель:
Яркова М. П.
октябрь 2011г.
пгт Ярега
Цель: обогащение знаний детей о дарах северной природы – ягодах.
Задачи:
1. Формировать понятие, что ягоды – плоды, полезны для здоровья человека и животного.
Публикация «„Парма — кладовая земли моей“, Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Развивать умение на основе исследовательских действий сравнивать ягоды клюквы и брусники, находить общее и различие.
3. Активизировать и обобщать словарь детей прилагательными, коми словами. (Приложение)
4. Воспитывать бережное отношение к дарам северной природы.
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций о ягодах; пальчиковые игры «Ягоды»; чтение загадок, стихотворений, познавательной, художественной литературы, решение проблемных ситуаций, продуктивные виды деятельности.
Материал: посылка, туески с ягодами клюквы, брусники, картинки с изображением ягод морошки, земляники, черники, голубики, малины, чёрной и красной смородины, рябины, черёмухи, шиповника, калины; письмо от Лесовичка; аудиозапись со звуками природы; тарелочки, лупы, картинки леса и болота, салфетки.
Ход:
І ч. Педагог предлагает детям отгадать загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (лес)
Ответы детей. Педагог подводит итог. Какие чудеса можно увидеть в лесу? Ответы детей.
Рассказ-беседа. Мы с вами живём в Республике Коми, наша Коми земля богата лесами, которые у нас называются – тайга. На коми языке тайга – парма. Парма богата дарами природы, какими?
ІІ ч. Стук в дверь, заходит почтальон и вручает письмо и посылку.
Педагог предлагает детям подумать от кого пришли письмо и посылка. Дети высказывают свои предположения и предлагают прочитать письмо (на конверте нарисована шишка).
Педагог читает письмо от Лесовичка. «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы любите гулять в лесу и соблюдаете лесные правила. В моём лесном царстве созрели последние даря осени. Отгадайте, какие, если вы правильно отгадаете, то волшебная посылка сама откроется. Для этого сначала отгадайте загадку:
На болоте и в лесу кисленькие витамины растут.
Для всех они полезны: для зверя, человека.
Кто ими угощается, у того здоровье –
Только прибавляется. (ягоды)
Посылка «открывается» и педагог предлагает назвать какие ягоды лежат в туесках. Дети называют: клюква и брусника.
Педагог читает дальше письмо: «Я рад, что вы правильно отгадали загадку. Я прошу вас найти сходство и различие этих ягод. С нетерпением жду от вас ответа и приглашаю в гости! До свидания! Лесовичок.
Педагог предлагает детям рассмотреть ягоды, составить рассказ и отправить Лесовичку. (Перед каждым ребёнком находится тарелочка с ягодами)
-рассматривание через лупу;
-обследуют руками: обводят, сжимают, гладят и др. ;
-пробуют на вкус.
Все свои действия сопровождают речью, отвечают на вопросы, подбирают прилагательные.
Педагог подводит итог. Дети составляют рассказ о ягодах, педагог записывает ответы детей.
План рассказа:
-Как называется ягода?
-Где растёт?
-Какой формы, какого цвета, какая на ощупь, на вкус?
-Чем полезна и как её используют?
-Что общего и чем различаются?
-Своё отношение к ягодам.
Физпауза
(включается аудиозапись звуков природы «Шум леса»).
Дети выполняют имитационные движения: деревья качаются, птицы летают, животные двигаются и др.
Педагог предлагает игру «Назови правильно» (Показывается картинка ягоды, дети должны назвать).
Итог рассказ-беседа с использованием коми слов. Летом в наших лесах (вор) бывает много ягод (вотосъяс). Первой созревает земляника (оз, а на болотах – морошка (мырпом). Её бывает так много, что ступить некуда, словно всё болото покрыто ярко-жёлтым ковром. Через неделю-две начинают собирать голубику (чодлач) и чернику (чод). Малина (омидз, чёрная и красная смородина (сэтор) поспевают в августе. Примерно в это же время созревают ягоды рябины и черёмухи. Бруснику (пув) и клюкву (турипув) собирают осенью – в сентябре и октябре.
Морошка и клюква растут на болоте (нюр). Осенью клюквы на кочках так много, кажется кто-то нарочно рассыпал ярко-красные и бордовые ягоды.
Игра
-Какая ягода сладкая? (юмов)
-Какая - кислая? (шома)
-Какая - вкусная? (чоскыд)
Педагог показывает картинку – дети отвечают.
ІІІ ч. Рефлексия:
-Что нового узнали?
-Что у нас получилось?
-Как это у нас получилось?
-Что было сложным, а что лёгким?
-Что было в работе интересным?
Педагог предлагает отослать рассказы Лесовичку с рисунками детей о ягодах.
Совместная деятельность :
Аппликация «Ягоды на тарелке»,
Лепка «Соберём брусники спелой целое лукошко»,
Ручной труд «Корзинка»