Лариса Перфильева
Конспект занятия по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников «Фликер — надежный друг»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Почти половина пострадавших на дорогах в ДТП – это именно пешеходы. Фликер – это световозвращающий элемент, который может спасти пешехода на дороге. Обеспечивая видимость в условиях недостаточной освещенности, световозвращающий элемент становится практически единственным способом обозначить себя на проезжей части.
Цель: Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников.
Задачи:
Закрепить правила поведения пешеходов и формировать навыки использования светоотражающих. элементов;
Публикация «Конспект занятия по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников „Фликер — надежный друг“» размещена в разделах
Развивать навык безопасного поведения при переходе дороги, наблюдательность, самостоятельность и уверенность в себе.
Воспитывать интерес к правилам ПДД, осознание необходимости использовать световозвращающие элементы на одежде.
Возраст: старшая группа.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Материал и оборудование: фликеры, светоотражающие ленты, светоотражающая самоклеящаяся бумага пленка, шаблон человека из картона, ножницы, клей, карточки с изображением дорожных знаков.
Предварительная работа: изучение правил дорожного движения, чтение произведения С. Михалкова «Дядя Стёпа - милиционер», Н. Дедяевой «Не играйте на дороге!», главы из произведения Б. Житкова «Что я видел», просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука безопасности», проведение дидактических игр по изучению правил дорожного движения.
Словарная работа: ввести в словарный запас слово - фликеры.
Методы и приемы:
Словесные: рассказ воспитателя, беседа.
Практические: экспериментирование.
Наглядные: рассматривание световозвращающих элементов.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто такие участники дорожного движения?
Воспитатель: Кем из участников дорожного движения можете быть вы?
Дети: пешеходы, пассажиры.
Воспитатель: А ваши папы и мамы? (пешеходы, пассажиры, водители)
Воспитатель: А все мы вместе – участники дорожного движения. И все мы знаем, что у дорожного движения строгие законы. Давайте, ребята вместе вспомним некоторые из них.
Воспитатель: Ребята, кто такой пешеход?
Дети: Это человек, который двигается по тротуару или обочине дороги.
Воспитатель: Где необходимо переходить дорогу?
Дети: По пешеходному переходу.
Воспитатель: Как пешеход обязан двигаться там, где нет тротуаров?
Дети: По обочине, навстречу движению транспортных средств.
Воспитатель: Перед тем как перейти улицу, что надо сделать?
Дети: посмотреть на лево, затем на право, затем снова на лево и только тогда можно переходить улицу.
Выходит Шапокляк:
Шапокляк: Здравствуйте! Не ждали?
Я вам сразу скажу
Что с правилами я не дружу
ПДД учить не хочу.
Я и так самая образованная женщина в мире.
Где хожу я по дороге?
Там, где только захочу.
Светофор совсем не нужен
Глазами – то и я моргать могу.
Воспитатель: Ребята, правильно ведет себя Шапокляк? Давайте расскажем Шапокляк, что может произойти на дороге если не соблюдать правила.
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно может произойти авария. Что же вы творите госпожа Шапокляк? Правила дорожного движения не соблюдаете, да еще и передвигаетесь в темноте без световозвращающих элементов на одежде.
Шапокляк: А что, это такое за элементы?
Воспитатель: Чтобы пешеходам было безопасно ходить в темное время суток, люди придумали использовать на одежде светоотражающие элементы. Многие из вас могли видеть светоотражатели на одежде у дорожных рабочих и сотрудников ГИБДД. Ведь эти люди много времени проводят на дороге и должны себя обезопасить. Но ведь мы с вами тоже являемся участниками дорожного движения - поэтому мы тоже не должны подвергать себя опасности. Чтобы обезопасить себя от неприятностей на темных улицах и дорогах – необходимо использовать световозвращающие элементы или фликеры. Водитель замечает пешехода со световозвращателем на одежде издалека и успевает снизить скорость.
Исследовательская деятельность
Воспитатель: Давайте проверим, так ли это на самом деле – светятся ли светоотражатели в темноте при попадании на них света. Для этого возьмём 2 шапки и узнаем, есть ли на них светоотражатели. Что для этого нужно?
Дети: темнота, нужно выключить свет.
Воспитатель: Вместо фар автомобиля мы используем фонарик. Направим луч света на шапки. На какой из шапок есть светоотражатели? А обычная ткань светится в темноте?
Воспитатель: Световозвращатели должны быть размещены так, чтобы были видны водителю. Желательно — не только сбоку, но и спереди пешехода, а в идеале — со всех сторон. Вообще, чем больше световозвращателей, тем лучше, тем заметнее пешеход.
Воспитатель: Световозвращатели (фликеры) бывают разные:
Фликер-значок (показывает) Куда его можно прикрепить?
Дети: Можно быстро прикрепить к одежде, сумке, обуви.
Воспитатель: Фликер-подвеска (показывает)
Дети: Можно повесить на грудь.
Воспитатель: Фликер-брелок (показывает)
Дети: Удобно повесить на рюкзак, велосипед, самокат.
Воспитатель: Фликер-браслет (показывает)
Дети: Можно носить на руке, или прикрепить на ручку сумки.
Воспитатель: Фликер-наклейка
Игра «Размести световозвращатели».
Воспитатель: Сейчас предлагаю разделиться на 2 команды по 5 человек. Каждая команда из участников выбирает модель (ребенок, а другие участники должны поочереди на модель прикрепить фликер и прокомментировать. Кто быстрее?
Воспитатель: Госпожа Шапокляк, теперь вам понятно, где должны быть размещены световозвращающие элементы?
Шапокляк: Я теперь все поняла о светоотражающих элементах, о том, что они жизненно необходимы.
Воспитатель: Госпожа Шапокляк, ребята, а сейчас я предлагаю, вам стать модельерами и украсить одежду на человечке светоотражающими элементами. Согласны?
Практическая деятельность детей.
(детям дан шаблон человека, с помощью светоотражающей ленты или светоотражающей самоклеющейся бумаги нужно сделать одежду безопасной для ношения в темное время суток)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Красивая одежда на человечке получилась, в ней точно безопасно находиться на улице в темное время суток. Теперь дома, с помощью мамы, вы сможете создать такую же одежду для своей безопасности. Я думаю, что вы с удовольствием будете носить на одежде фликеры, посоветуете это сделать и своим друзьям.
Помнить все должны вокруг
Кто в дороге добрый друг,
С собой фликер ты возьми –
И в беду не попади!
Помни, жизнь всего одна
Больше всех она важна.
Шапокляк: Ладно модно одеваться я люблю, что прямо вся светиться буду?
Ладно, ладно все поняла. Буду умненькой благоразумненькой и выучу все ваши правила и куплю себе желтенький жилетик и разные браслетики и значки. Буду не только модной, но и заметной в темноте.
Воспитатель: Молодец, госпожа Шапокляк. Фликер, без сомнения, - знак дорожного движения. Но полагаться только лишь на фликеры не стоит. Это всего лишь один из способов защиты пешехода. Необходимо помнить и соблюдать правила дорожного движения. Эти правила самые важные. На дорогах не зевай и правила дорожные соблюдай.
Шапокляк: Спасибо вам и до свидания!
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали?
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какой очень важный световозвращажающий
предмет поможет более безопасно перейти дорогу в тёмное время суток?
Дети: Фликер.
Воспитатель: А зачем мы надеваем фликер или световозвращающую повязку?
Дети: Чтобы не сбила машина. Ведь если будет темно, водитель машины может нас не
заметить.
Список использованных литературных источников:
Т. И. Данилова «Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД», изд-во «Детство-Пресс», 2016
В. К. Полыванова «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», изд-во «Детство-Пресс», 2009