Елена Гусева
«Морские обитатели». Конспект совместной деятельности в соответствие с ФОП ДО по речевому развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: подготовительная группа.
Цель: закрепление и обобщение представлений о морских обитателях.
Педагогический замысел:
• Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде, о внешнем виде, питании, передвижении.
• Продолжать формировать умение составлять описательный рассказ об обитателях морских водоёмов.
• Продолжать развивать умение использовать в речи прилагательные и глаголы.
• Формировать навык полных ответов на вопросы.
• Развивать речь, мыслительную активность, умение высказать и обосновать свои суждения.
• Воспитывать бережное отношение к природе, повышать интерес к познанию окружающего мира.
Оборудование: стулья для «постройки» катера, аудиозапись со звуком моря, стаканы с водой, трубочки, соль, яйцо, картинки и иллюстрации с морскими обитателями.
Предварительная работа: чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке…», изучение темы «Морские обитатели», просмотр познавательных видео про морских обитателей, рассматривание картинок на заданную тему, отгадывание загадок про морских обитателей, пазлы, дидактические игры «Морские обитатели».
Примерный ход совместной деятельности:
I. Вводная часть
Дети собираются в круг в игровой зоне группового помещения, берутся за руки.
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся на морскую прогулку:
«Детский сад наш изменился,
В море вдруг он превратился.
Мы отправимся на катере гулять,
Впечатлений много разных получать!
Проходите на наш катер, усаживайтесь поудобнее на места в нём – располагайтесь на палубе. Наш катер отправляется в открытое море!».
Звучат звуки морских волн и чаек.
Воспитатель: «Ребята, давайте вспомним, какие водоёмы вы знаете. (Ответы детей) Какие из них с солёной водой? Какие водоёмы с пресной водой?». (Ответы детей.)
I. Основная часть.
Помощник воспитателя раздаёт стаканчики с солёной водой и стаканчики с пресной водой.
Воспитатель: «Пока мы с вами путешествуем, помощник капитана угощает вас «коктейлями». Попробуйте сначала на вкус воду в зелёных стаканчиках. (Дети пробуют солёную воду.) Как вам? Что ощущаете? Какая это вода? (Ответы детей.) Правильно, это солёная вода – вода морей и океанов. Её мы не употребляем, не пьём. Но она приносит нам пользу…Кто знает, чем полезна морская вода? (Ответы детей) Конечно, в морской воде заживают ваши небольшие раны, ссадины и царапины. Кроме того, морская вода способствует уменьшению аллергии, если у кого-то она есть. Солёная вода успокаивает вас.
А теперь попробуйте воду в красных стаканчиках. (Дети пробуют пресную воду.) Как вам? Какая она на вкус? Какая это вода? (Ответы детей.) Конечно, это пресная вода, вода без вкуса. Та, вода, к которой мы привыкли и пьём её каждый день».
Дидактическая игра «Кто где живёт?».
Воспитатель: «Я называю животное, а вы называете водоём, в котором оно живёт. Медуза – океан, море. Акула – море, океан. Щука, карась – река. Дельфин – море, океан. Кит – море, океан. Краб – море, океан. Осьминог – море, океан. Окунь – река. Сом – река. (Ответы детей)
Дидактическая игра «Один – много».
Воспитатель: «Акула – много акул. Медуза, морской конёк, дельфин, кит, ракушка, морская звезда, осьминог, кальмар, черепаха, морской ёж, окунь, рыба». (Ответы детей)
Воспитатель: «Ребята, а где можно увидеть морских обитателей? (Ответы детей) Правильно, под водой. С помощью чего можно опуститься под воду? (Ответы детей.) Верно, с помощью водолазного костюма, подводной лодки, батискафа. С помощью кислородной маски. Сейчас мы с вами поиграем. Представим и изобразим, как надеваем водолазный костюм и маску» Мы будем погружаться на дно».
Дети имитируют движения. Подходят к столу, на котором стоят стаканчики с водой и лежат трубочки.
Воспитатель: «Давайте подуем в трубочку в стаканчике с водой и услышим звук бурлящей воды. С таким же звуком под водой плавают люди в масках и водолазных костюмах». (Дети дуют в трубочки, слушают звук бурлящей воды.)
Воспитатель: «Ребята, мы с вами не заметили, как в водолазных костюмах и масках опустились под воду. Что и кого мы видим под водой?».
Воспитатель показывает карточки с морскими животными, рыбами. Дети называют их.
Дидактическая игра «Какой он?».
Воспитатель: «Я называю морского обитателя, а вы подбираете к нему слово, какой он. Медуза – опасная, прожорливая, хищная. Дельфин – добрый, умный, приветливый. Кит – огромный, черный, тяжёлый. Морская звезда – разноцветная, пятиконечная, радужная. Ракушка – красивая, неподвижная, цельная. Акула – страшная, большая, прожорливая». (Ответы детей)
Дидактическая игра «Угадай по описанию».
Воспитатель: «Поиграем в игру. Один ребёнок описывает одного морского обитателя. А остальные дети отгадывают его. Например, он очень большого размера, питается планктоном, не хищник. Вес – 40 слонов. (Кит)». Дети играют в игру.
III. Заключительная часть
Рефлексия:
Воспитатель: «Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам больше всего запомнилось?».
Дети делятся своими впечатлениями с воспитателем.