Лариса Плеханова
Конспект совместной деятельности «Кораблик отправляется в морское путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Кораблик отправляется в морское путешествие
Цель: эффективное взаимодействие всех видов анализаторов в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР).
Оборудование:
музыкальный центр, аудиозапись «Звуки моря»;
5 стаканчиков с водой и 5 трубочек для коктейля;
6 контейнеров, в каждом 5 баночек, заполненных разными материалами: бисером, скрепками, горохом, фасолью, пазлами;
6 шипованных малых мячей;
сухой бассейн с фигурками морских обитателей;
5 линеек с геометрическими фигурами;
образцы с изображением лодочки;
Публикация «Конспект совместной деятельности „Кораблик отправляется в морское путешествие“» размещена в разделах
листы бумаги с нарисованной волной;
цветные карандаши.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по морю на корабле. Чтобы попасть на корабль, нам нужны пропуски. Но прежде, чем мы отправимся в путь, нужно все подготовить, проверить в порядке ли наш корабль. И поможет нам в этом наш язычок и наши ручки. Сначала нужно определить, какая погода стоит перед отплытием.
I. Артикуляционная гимнастика и межсистемное взаимодействие. (Развитие артикуляционной моторики с согласованной и несогласованной работой рук). Язычок открыл окошко, затем выглянул, потом снова спрятался.
1. Артикуляционное упражнение «Окошко» (широко открыть рот).
2. Артикуляционное упражнение «Иголочка» (острый язык высунуть наружу).
Выполним это упражнение вместе с руками. Сначала язычок выглянул в окошко, и ручки тоже вытянулись вперед, затем язычок спрятался, и руки тоже прижались к груди. А теперь выполним все наоборот: язычок спрятался, а ручки вытянулись вперед; язычок высунулся, а ручки прижались к груди.
Нам нужно проверить все ли в порядке в каютах корабля. Язычок поднимется по трапу наверх, а затем спустится вниз.
3. Артикуляционное упражнение «Качели» (улыбнуться, открыть рот, высунуть язык наружу, поднять его на верхнюю губу, затем опустить на нижнюю). Нам помогут ручки. Язык наверх – и ручки наверх, язык вниз – и ручки вниз. А сейчас все наоборот: язык – наверх, а ручки – вниз; язык – вниз, а ручки – наверх. Язычок решил провести уборку на корабле, почистить палубу.
4. Артикуляционное упражнение «Почистим нижние зубки» (губы в улыбке, рот приоткрыт, язык упирается в нижние зубы, затем выталкивающими, выметывающими движениями чистит нижние зубы). Язычок закончил уборку на корабле и решил привести себя в порядок: расчесаться.
5. Артикуляционное упражнение «Расчешем язычок» (губы в улыбке, закусить кончик языка и протолкнуть его между зубами вперед).
Необходимо сверить время перед тем, как отправиться в путь. А время мы определяем по часам. Они бывают разные: наручные, песочные, гелевые. Мы можем показать часики язычком.
6. Артикуляционное упражнение «Часики» (высунуть узкий язык, тянуться попеременно то к правому уху, то к левому). Выполним упражнение вместе с ручками. Язычок влево – и ручки влево, язычок вправо – и ручки вправо. А теперь все наоборот: язычок в одну сторону, а ручки в другую.
Мы все проверили, у нас все в порядке. Можно отправляться в путь. Дети садятся корабль и отправляются в путешествие.
- Отдать швартовы! Ребята, вот мы и вышли в открытое море. Послушайте звуки и шум моря.
II. Упражнение «Буря в стакане» (развитие направленной длительной воздушной струи). Не море очень часто бушует буря. А буря появляется тогда, когда дует ветер. А вы знаете, что бурю можно увидеть в стакане? Присядьте за столы. У каждого из вас стоит стаканчик с водой и опущенной в него трубочкой. Вам нужно набрать воздух носом и выдохнуть в трубочку. Дуть нужно долго, чтобы воздушная струя была длительной. (Дети выполняют упражнение).
- Молодец, Витя, ты так долго дул, что у тебя в стаканчике появилась пена.
- Карина, ты тоже очень старалась. (Воспитатель оценивает всех детей).
- Скажите, ребята, а какая получилась буря в стакане? (сильная, мощная, шумная, страшная, пенная).
III. Глазодвигательная гимнастика (улучшение зрения, снятие напряжения и улучшение кровообращения в области глаз). У моряков должно быть хорошее зрение. Его нужно тренировать. Посмотрите, в море плывет дельфин! Давайте последим за ним глазками. (Педагог водит палочку с дельфином влево – вправо, вверх – вниз, дети следят глазами).
- Мы с вами выполнили гимнастику для глаз.
IY. Упражнение «Радист» (развитие слухового гнозиса – узнавания).
На корабле обязательно должен быть радист. А хорошим радистом может стать тот, кто умеет различать звуки. Присядьте за столы, у каждого из вас контейнер с 5-ю баночками, у меня тоже. Из каждой баночки я буду извлекать звук, нужно найти баночку, которая звучит так, как у меня. (Дети по очереди находят баночки по слышимому образцу и откладывают их в свободный контейнер).
- Молодцы, ребята, вы настоящие радисты.
Y. Упражнение «Ходят волны» (развитие чувства ритма, речи с движением).
А сейчас, ребята, мячики помогут нам рассказать стихотворение. Встаньте в пары лицом друг к другу, мячик возьмите в левую руку. Упражнение нужно делать всем вместе, дружно. (дети произносят стихотворение и ритмично перекладывают мяч из своей левой руки в правую руку, затем из своей правой руки в левую руку товарища, затем движения повторяются).
Ходят волны на просторе.
Вы узнали? Это море.
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
YI. Упражнение «Найди морских обитателей» (развитие тактильных ощущений).
А сейчас, ребята, для вас сложное задание. Но я уверена, что вы справитесь. Это сухой бассейн. В нем спрятались морские обитатели. Вам необходимо на ощупь найти и определить, что там спрятано.
- Кого мы нашли в бассейне? (морских обитателей).
YII. Физкультминутка «Море» (развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений).
- А сейчас, ребята, отдохнем и выполним упражнение «Море».
На море плещутся волны
1) Маленькие и
(одна рука на поясе, друга – на уровне груди рисует в воздухе маленькую волну параллельно полу, упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой);
2) Большие, Вот такие!
(руки в замке на уровне груди рисуют в воздухе большую волну горизонтально полу);
3) По волнам плывут дельфины: мама и папа
(руки согнуты в локтях; совершают синхронные волнообразные движения вперед);
4) Один нырнул, а другой вынырнул, вот так!
(руки согнуты в локтях на уровне груди, совершают поочередные волнообразные движения вперед);
5) За ними плывут дельфинята, вот такие!
(руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют синхронные волнообразные движения вперед);
6) Один нырнул, а другой вынырнул.
(руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют поочередные волнообразные движения вперед);
7) Вот плывут их хвостики, вот один плавник, вот другой плавник. А навстречу дельфинам плывут змейки, вот одна змейка, вот другая.
(руки слегка согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти не сильно сжаты в кулачки, большие пальцы отогнуты и совершают волнообразные движения; так же затем работают указательные и средние пальцы обеих рук. Далее большие пальцы каждой руки зажимают согнутые указательный и средний пальцы. Свободные мизинцы, а затем безымянные пальцы осуществляют волнообразные движения вперед).
8) А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так.
(руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти сжаты в кулак, резко разжимать сжатые в кулак кисти, расставляя прямые пальцы в стороны).
9) Ну-ка показали ножки – осьминожки
(руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти рук опущены вниз. Поболтать пальчиками в разные стороны).
10) И вместе все танцуют и смеются. Вот так!
(руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти смотрят вверх. Вращение и повороты рук в кистях).
YIII. Моделирование «Кораблик» (развитие мыслительной деятельности, пространственного представления, воображения, мелкой моторики, ориентировки на листе бумаги, развитие глазомера).
Вот и подошло к концу наше путешествие по морю. На память о нем каждый из вас пусть построит свою лодочку. А помогут нам в этом линейки с геометрическими фигурами. А вот и наш кораблик, посмотрите внимательно, из каких фигур он состоит, сколько углов у кормы (4, как можем назвать эту фигуру (четырехугольник? Найдите на своих линейках такую же фигуру, обведите ее пальчиком. На какую фигуру похож парус (треугольник? Найдите фигуру на линейке, обведите пальчиком. А что вы еще заметили на рисунке? (солнышко). На какую фигуру оно похоже? (на круг). Найдите и обведите пальчиком на линейке. А сейчас попробуйте построить свою лодочку с парусом, используя линейку. Молодцы, ребята! А сейчас мы заштрихуем кораблик цветными карандашами, направление линий показано на моем рисунке. Как идут линии на корме и как идут линии на парусе? А солнышко мы заштрихуем при помощи спирали. (Дети штрихуют).
- Линии прямые, параллельные, не выходят за контур фигуры. Расстояние между линиями одинаковое.
- Молодцы, у вас получились отличные кораблики.
Окончание занятия.
- Ребята, вам понравилось путешествовать? Вспомните, какая игра вам понравилась больше всего?