Анна Фузеева
Конспект совместной деятельности по художественному творчеству с детьми «Украшение матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- продолжать учить составлять узоры, декоративные композиции на бумаге разной формы из геометрических и растительных элементов;
- закреплять умение складывать бумагу прямоугольной и квадратной формы;
- совершенствовать приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, вчетверо;
- продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции;
- формировать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
Интеграция: «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура».
Публикация «Конспект совместной деятельности по художественному творчеству с детьми „Украшение матрешки“» размещена в разделах
Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам.
Коммуникация: расширять словарный запас.
Физическая культура: дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.
Словарная работа: Расписная, сарафан, мастер, художник, ярмарка.
Предварительная работа: Рассматривание альбомов «Народные промыслы России», чтение литературы познавательного характера, слушание музыкальных фольклорных произведений.
Материалы и оборудование: деревянная нерасписная матрешка, матрешки Семеновской, Загорской, Полхово-Майданской росписей, цветной силуэт матрешки из картона, трафареты цветов, цветная бумага, клей, кисточки, подставки для кисточек, клеенки, салфетки.
Ход:
Дети встают полукругом и приветствую гостей:
Гости дорогие, здравствуйте, глядите
И не говорите, что слыхом не слыхали,
И видом не видали.
Приглашаем всех на ярмарку веселую!
Воспитатель:
- Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нём расписной.
Вынимаю напоказ
И веду о нем рассказ. Что же в этом сундучке?
Вы узнаете, если отгадаете загадку.
Загадывание загадки:
Деревянные подружки,
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются — …
(Матрешки)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, правильно отгадали: Посмотрите на нее - это русская матрешка.
- Из чего сделана наша матрешка?
- Расскажите, какая она? (красивая, деревянная, расписная).
- Молодцы ребята! Какие красивые слова вы подобрали для матрешки. Я тоже немного расскажу вам о ней.
В каждой стране есть свои сувениры. В нашей большой стране России, тоже есть свои сувениры. Самый яркий из них - это матрешка, настоящая русская красавица.
Не всегда у детей было так много разных игрушек, как сейчас. И родители мастерили игрушки сами из дерева (показать как выглядит матрешка до росписи).
Мастера расписывали деревянную куклу. Похожа она была на простую девочку, одетую в сарафан с ярким платком на голове. То была первая русская матрешка. В большой кукле пряталось целое семейство кукол - одна другой меньше. Деревенских девочек часто называли именем Матрена, и куклу стали называть ласково - матрешка. Один мастер вытачивал из дерева куклу, а другой ее расписывал. Много матрешек делали своим детям, и соседским, да еще и на базар возили на продажу, а там такую красоту сразу раскупали.
Мастеров было много и у каждого получалась своя кукла. В наше время матрешка изменилась (показать современную матрешку).
Люди, которые приезжают в Россию из других стран, обязательно увозят на память о нашей стране русскую матрешку, ведь она является символом нашей страны – России!
Воспитатель:
- Любят Матрешек русские люди. Только в разных селах матрешки разные получаются.
Первый ребенок достает из корзины Загорскую матрешку и читает стихотворение :
Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы загорские матрешки
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши.
Воспитатель:
- Это матрешка из села Загорское. Загорская матрешка одета в сарафан, узоры в виде цветов, на голове платочек.
Второй ребенок читает стихотворение про семеновскую матрешку :
Из тихого зеленого городка Семенова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов, садовых роз,
Подарок принесла.
Воспитатель:
- Мастерят таких матрешек в городе Семенове, отсюда и название – Семеновская. В росписи этой матрешки главное место занимают букеты красивых цветов на фартучке.
Третий ребенок читает стихотворение про матрешку из Полхов-Майдана.
А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Воспитатель:
- Такую матрешку называют майданской, украшена она может быть не только цветами, но и ягодами. Сегодня мы будем мастерами и сделаем свою неповторимую матрешку. Я приглашаю вас занять места в нашей творческой мастерской (дети садятся за столы).
Воспитатель:
- Я вам принесла своих матрешек. Давайте их рассмотрим. У каждой из них свой наряд (рассматривание образца воспитателя). Они все украшены по- разному, но из одинаковых элементов: кругов, цветов, листьев. Сейчас я вам напомню как их можно сложить и вырезать из бумаги. Для того, чтобы вырезать цветок мы складываем квадрат уголок к уголку, по диагонали, прижали, прогладили, развернули. Снова складываем уголок к уголку, прижали, прогладили. И еще раз складываем уголок к уголку, прижали, прогладили. Беру ножницы и срезаю уголки. Вспомнили?
А листочки мы будем делать из полосок. У вас есть зеленые полоски. Полоску сложили пополам, прижали, пригладили. Верхнюю сторону загибаем вверх, приглаживаем, берем пальцами за линию сгиба и ножницами срезаем углы, разворачиваем – получаются листья.
Чтобы сделать круг мы складываем квадрат пополам, совмещая стороны, уголок к уголку, проглаживаем, разворачиваем и складываем еще раз пополам, уголок к уголку. Ножницами закругляем углы квадрата.
Обратите внимание, у вас в тарелочках есть трафареты цветов. Кто захочет сделать еще цветы, обведите простым карандашом трафарет цветка и приклейте на матрешку.
Ребята, посмотрите еще раз на наших матрешек. Посмотрели? А теперь закройте глаза и представьте каждый свою матрешку. Представили? Открывайте глазки и начнем украшать свою матрешку.
Перед тем как начать украшать матрешку, напоминаю, что сначала мы вырезаем все элементы из бумаги, выкладываем цветы на матрешку. Сначала нужно красиво расположить узор и только потом приклеивать (дети выкладывают узор на матрешку).
Воспитатель:
- Сейчас мы с вами отдохнем. Выходите все на коврик.
Физкультминутка
Носок-пятка, перетоп,
Носок-пятка, перетоп,
Вот какие молодцы-
Мы танцоры удальцы!
Приседаем, приседаем,
Русский танец начинаем.
Приседаем мы на ножку
И покружимся немножко.
Каблучками я стучу,
Пляску русскую учу.
Пляска русская моя-
Замечательная!
Дети садятся на места и украшают матрешку.
Воспитатель:
- Ребята, заканчиваем свою работу. Какие красивые матрешки получились. Давайте поставим ваших матрешек в хоровод (дети ставят свои матрешки в хоровод к образцу воспитателя).
Ой, сколько подружек получилось! Какая у нас веселая ярмарка! Давайте и мы вокруг наших матрешек поводим хоровод! (дети водят хоровод).
Как на ярмарку идет
Развеселый наш народ.
Ты купец не зевай
И матрешку выбирай!
Выбирайте подарок своему другу, какую матрешку вы подарите? Почему? Ребята, а на нашей ярмарке у нас гости, давайте подарим им красивые подарки (дети дарят матрешек гостям).