Татьяна Сафронова
Конспект совместной деятельности педагога и детей «Традиции и обычаи моей семьи. Новый год»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей
по теме «Традиции и обычаи моей семьи. Новый Год»
Возрастная группа: старшая группа.
Вид (разновидности) деятельности детей:
Коммуникативная (диалог-взаимодействие, познавательно-исследовательская, конструирование из бумаги, двигательная деятельность (физминутка, подвижная игра, игровая деятельность (дидактические словесные игры)
Образовательные задачи.
1) Задачи, ориентированные на получение результата в форме представлений и знаний детей (когнитивный опыт)
Публикация «Конспект совместной деятельности педагога и детей „Традиции и обычаи моей семьи, Новый год“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новый Год в детском саду
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
1. Способствовать пониманию важности традиций и обычаев семьи, значимости их сохранения;
2. Расширить представления о празднике Новый год, традиции украшать елку и дарить подарки;
2) Задачи, ориентированные на получение результата в форме отношений, интересов, мотивов детей (опыт эмоционально-ценностного отношения к миру)
1. Способствовать проявлению чувства любви и уважения к членам своей семьи;
2. Стимулировать эмоционально-содержательное общение детей с взрослым;
3. Развивать потребность в поддержании семейных традиций;
4. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
3) Задачи, ориентированные на получение результата в форме умений, навыков, способов деятельности детей (опыт практической деятельности)
1. Совершенствовать умение различать членов семьи, их родственную связь;
2. Закреплять умение использовать различные элементы украшения для ёлочных игрушек; формировать чувство формы, пропорций, композиции;
3. Способствовать развитию осознанного отношения к порядку выполнения работы: сначала выложить узор, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь;
4. Закреплять навыки речевого общения, речевой коммуникации
5. Способствовать проявлению умения построения связных монологических высказываний.
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
- искусственная ёлочка
2. Материалы для деятельности детей:
Материалы для представления результатов деятельности:
– магнитная доска
Материальные средства для деятельности детей:
– цветной картон с нарисованными контурами шариков, шишек, сосулек; ножницы; клей; обрезки мишуры; полу-бусины; стразы; разноцветные ленточки; аудиозаписи новогодней музыки, боя курантов;
3. Дидактический материал:
- серии картинок «Праздники в семье – Новый Год»;
- иллюстративный материал (предметные и сюжетные картинки с изображением елочных игрушек, украшенных елок)
- атрибуты для дидактической игры «Мои домашние обязанности» (цветок из разноцветного картона, лепестки съемные);
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– магнитофон.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап Деятельность педагога Деятельность детей
Мотивационно-целевой
1. Педагог находит за шторой елочку,
обращает на нее внимание детей
(приложение 1)
Подходят к елочке, рассматривают
Содержательно-деятельностный 2. Педагог разъясняет понятие слова «традиции» (приложение 2)
3. Предлагает подумать, какие традиции есть в детском саду? (приложение 3)
4. Напоминает, что самое главное в жизни человека – это его семья.
Предлагает поиграть и вспомнить: кто есть кто в семье? Проводит игру «Вместе дружная семья»
(приложение 4)
5. Предлагает подумать: какими могут быть семейные традиции? Какие традиции поддерживаются в ваших семьях?
(приложение 5)
6. Предлагает поиграть в игру «Кто что делает в семье?» (приложение 6)
7. Проводит физминутку «Зимой» (приложение 7)
8. Педагог проводит беседу о традиционном семейном празднике – Новый Год – и о новогодних традициях.
Предлагает рассмотреть иллюстрации, сюжетные картинки на тему «Праздники в семье»
Задает вопрос: как ваша семья готовится к встрече Нового года?
(приложение 8)
9. Рассказывает об основной новогодней традиции - наряжать ёлку и готовить подарки к новому году.
Предлагает посмотреть, какими красивыми могут быть новогодние игрушки, какой нарядной может стать обычная лесная ёлочка.
(приложение 9)
10. Рассаживает детей за столом.
Предлагает заняться изготовлением ёлочных игрушек.
Раздает детям заранее вырезанные из разноцветного картона шаблоны шариков; клей; обрезки мишуры; полу-бусины; стразы; разноцветные ленточки)
Объясняет последовательность действий своим примером.
(приложение 10)
11. Включает аудиозапись песни «Новогодние игрушки».
Предлагает развесить изготовленные руками детей игрушки на ёлочку.
12. Проводит подвижную игру "Елочки бывают разные"
(приложение 12)
13. Раздает каждому ребенку по снежинке и предлагает под бой курантов загадать желания.
(приложение 13)
Слушают рассказ воспитателя
Отвечают на вопросы
Слушают беседу воспитателя
Играют в игру
Отвечают на вопросы
Играют в игру
Выполняют физминутку
Слушают рассказ педагога
Разглядывают картинки.
Отвечают на вопрос.
Слушают беседу воспитателя
Рассматривают иллюстрации, сюжетные картинки с изображением елочных игрушек, украшенных елок и обсуждают подготовку к празднованию Нового Года
Садятся за большой стол.
Слушают объяснения воспитателя и наблюдают за его работой.
Занимаются изготовлением елочных игрушек: приклеивают украшения, ленточки.
Украшают елку игрушками
Играют, следуя словам воспитателя.
Бросают вверх снежинки
Загадывают желания
Оценочно-рефлексивный
Предлагает детям рассмотреть украшенную игрушками елочку, рассмотреть игрушки.
Хвалит детей за выполненные задания
Рассматривают игрушки
Любуются украшенной игрушками елочкой.
Методы и приемы:
1. Методы стимулирования и мотивация интереса к деятельности:
Методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция)
- беседы, наблюдения (Познав. реч. разв. ч. 2 стр. 90)
2. Методы организации и осуществления деятельности:
- рассказ взрослого; дидактические игры (Познав. реч. разв. стр. 86-87)
- составление рассказов детьми (Познав. реч. разв. стр. 86-87)
- обобщающая беседа; рассказывание без опоры на наглядный материал
(Познав. реч. разв. стр. 133)
- создание игрового мотива; показ и объяснение техники приемов и способов действия
(Худож. эстетич. разв. стр. 115-116)
- рассматривание и анализ готового образца (Худож. эстетич. разв. стр. 116)
- создание собственных связных высказываний (Познав. реч. разв. ч. 2 стр. 134)
3. Методы контроля и самоконтроля:
– вербальная оценка результатов выполнения заданий
– коллективный смотр всех работ
– рефлексия деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ к конспекту совместной деятельности педагога и детей «Традиции и обычаи моей семьи. Новый Год»
1. Ребята, посмотрите, что я нашла! Это же лесная гостья к нам пришла – ёлочка-красавица! И пришла она к нам неспроста….
2. Сначала мы с вами поговорим о традициях.
Слово «традиция» обозначает то, что переходит от одного поколения к другому, что-то постоянно повторяющееся. Традиции - это установившийся порядок в поведении, в быту. Это обычаи, нормы, манеры поведения, которые передаются из поколения в поколение.
Какими могут быть традиции? Традиции могут быть: воинские, национальные, семейные.
3. Традиции есть даже в нашем детском саду! Давайте вместе вспомним, какие они:
- делать утреннюю зарядку
- отмечать дни рождения детей
- отмечать календарные праздники (Осенний праздник, День Матери, Новый год, День Защитника Отечества, 8 Марта, День защиты детей)
- организовывать выставки детского творчества, конкурс кормушек для птиц
- выносить корм для птиц на участке
4. Есть традиции, которые мы называем «семейные».
Что такое семья – вы все, конечно, знаете. И то, что члены семьи – это самые близкие и дорогие нам люди, которых мы любим и жалеем – тоже. А помните ли вы, кто есть кто в семье?
Дидактическая игра «Кто кем приходится в семье?»
• Мальчик для папы и мамы кто?
• Мальчик для дедушки и бабушки?
• Девочка для папы и мамы?
• Девочка для дедушки и бабушки?
•
• Папа для дедушки и бабушки?
• Мама для дедушки и бабушки?
• Мальчик для девочки в семье кто?
• Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
•
• Все семьи разные. А чем же они отличаются? Конечно же, своими привычками, обычаями, традициями. Семейные традиции есть в каждой семье, нужно только хорошенько подумать…
• Вам кажется, в вашей семье нет ничего подобного? Вы ошибаетесь! Утром, просыпаясь, мы произносим: «Доброе утро», перед сном говорим: «Спокойной ночи». Вы привыкли к этому, это – ваш обычай, это – традиция вашей семьи! Собираться за столом всей семьей, сервировать стол красиво, отмечать праздники и дарить подарки – это тоже семейные традиции!
•
• 5. Давайте подумаем: какими еще могут быть семейные традиции?
• - приезжать на лето к бабушке с дедушкой;
• - отмечать дни рождения в семейном кругу;
• - читать на ночь сказки;
• - семейные обеды;
• - совместные прогулки, путешествия, походы в кино, театры, зоопарки, музеи;
• - собирать и хранить семейные фотографии.
•
• 6. Вам может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят своим делом – мама моет пол, папа ремонтирует кран, брат вытирает пыль, сестра моет посуду и выносит мусор. Любая работа сладится быстрее, если мы будем делать все вместе, дружно, с заботой и поддержкой.
• Игра «Кто что делает в семье?» (дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье: поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.). Можно разнообразить игру - дети перечисляют обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.
•
• 7. Наступило замечательное время года - зима! Снежная, морозная…
• Но даже в такие холодные дни можно интересно провести время! Например, пойти гулять….
•
• Физминутка "Зимой".
• Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
•
• На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
•
• Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
•
• Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
•
• Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
•
• Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
•
• 8. Мы уже говорили с вами, что отмечать праздники - это тоже семейная традиция!
• А какой праздник мы все с нетерпением ждем зимой? Ну конечно – это Новый Год!
• Новый год наступает в ночь с 31 декабря на 1 января. Новый год — веселый, интересный, яркий праздник, которому уделяют много внимания во всех странах мира. У каждого народа свои особенности и традиции во встрече и проведении праздника Нового года. Считается, что Новый Год – это семейный праздник. Недаром в новогодний вечер мы собираемся всей семьей!
• Посмотрите на картинки! (показ сюжетных картинок на тему «Праздники в семье – Новый Год»)
•
• Есть замечательные новогодние традиции:
• - писать письма Деду Морозу;
• - готовить костюмы к новогоднему карнавалу;
• - мастерить поделки и подарки;
• - украшать квартиру, рисовать на окнах;
• - помогать накрывать стол;
• - придумывать сценарий праздника.
•
• Расскажите, а как ваша семья готовится к встрече Нового года?
•
• 9. Какая основная новогодняя традиция в каждой семье? Ну, конечно же, наряжать ёлку и готовить подарки к новому году!
• Посмотрите, какими красивыми могут быть новогодние игрушки, какой нарядной может стать обычная лесная ёлочка! (просмотр иллюстраций с изображением елочных игрушек, украшенных елок)
•
• 10. Мы совсем забыли про нашу гостью! Лесная елочка совсем загрустила. Давайте развеселим ее, изготовим своими руками елочные игрушки и развесим их на елочку! И подарим нашей красавице новогоднее радостное настроение!
• Я предлагаю всем перейти за большой стол и заняться изготовлением ёлочных игрушек!
• Раздает детям заранее вырезанные из разноцветного картона шаблоны шариков; клей; обрезки мишуры; полу-бусины; стразы; разноцветные ленточки)
• Объясняет последовательность действий своим примером.
• Предлагает готовые работы разместить на магнитной доске.
• 11. Под аудиозапись песни «Новогодние игрушки» дети развешивают свои поделки на елочку.
•
• 12. Подвижная игра "Елочки бывают разные"
• Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут, и широкие, и низкие, высокие, тонкие. Вот если я скажу "высокие" - поднимайте руки вверх. "Низкие" - приседайте и руки опускайте. "Широкие" - делайте круг шире. "Тонкие" - делайте круг уже. А теперь поиграем! (Воспитатель играет, стараясь запутать. Говорит одно, а показывает другое).
•
• 13. Есть еще одна, очень интересная, на мой взгляд, традиция – под бой курантов загадывать желания! Давайте-ка немного поиграем и представим себе, что Новый год вот-вот наступит! Продумайте про себя, что вы хотите, что желаете? Может быть не для себя, а для кого-то из родных?. Не торопитесь! Хорошенько подумайте!
• Загадать можно только одно желание! Я сейчас каждому из вас дам по одной волшебной снежинке… Возьму и себе)
• Итак, внимание! Пока будут бить часы, мы бросаем вверх свои снежинки и быстро загадываем свои самые сокровенные желания! (звучит бой курантов, дети бросают снежинки и загадывают желания)
•
•