Жупар Куванышева
Конспект совместной деятельности «Бело-голубые кружева уральской зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать развитию художественно-творческих способностей ребенка, через приобщение к народному промыслу Гжель, через любовь к родному краю.
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать знания детей о родном крае.
- Уточнить знания детей о гжельской росписи \ название элементов, цветовая гамма, использовавшаяся гжельскими мастерами.
Развивающие:
- Обеспечить развитие умения планировать свою деятельность, выбирать нужные для своей работы материалы.
- Обеспечить развитие умения анализировать свою работу (какой материал использовал, почему, как называется техника)
Воспитательные:
Публикация «Конспект совместной деятельности „Бело-голубые кружева уральской зимы“» размещена в разделах
- Пробудить чувства любви к родному краю, помочь детям увидеть красоту Уральской зимы.
- создать условия, способствующие формированию чувства уважения к труду гжельских мастеров.
Материалы:
- Снимки художников-фотографов.
- Изделия гжельских мастеров.
- Кисточки, стаканчики для воды с подставками, гуашь синяя, белая и голубая, салфетки для просушивания кисточек, коробочки для росписи, разнообразный материал для нетрадиционных техник.
Музыкальный репертуар.
- П. И. Чайковский «Щелкунчик»
Предварительная работа:
- Беседа воспитателя с детьми о русских народных традициях, о промысле Гжель;
- Рассматривание изделий гжели, иллюстраций с элементами росписи;
-Рассматривание морозных узоров на окне;
-Чтение стихотворений о зиме, слушание пословиц, поговорок;
- Кручение гжельских элементов в технике «квилинг».
Ход:
Входят дети в зал под музыку П. И Чайковского «Щелкунчик». Их встречает педагог, одетый в гжельский костюм.
Педагог: Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Во время чтения стихотворения рассыпаю искусственный снег.
Педагог: Ребята, а сейчас я вас приглашаю окунуться в зимнюю сказку, увидеть красоту Уральской зимы (дети рассаживаются на стулья).
Дети рассматривают слайды с зимними пейзажами и узорами на стекле.
Вот так Зимушка зима
Наплела нам кружева.
Кружева летят с небес
Укрывают поле, лес.
На домаи на беседку
На зелёной ёлки ветку.
Ёлка в белых кружевах
В серебристых огоньках.
Кружевной платочек
Есть и уберёзы.
На сосёнке палантин
Кружевной такой один.
Кружева на шапке,
И на рукаве
На мохнатом тёплом воротнике.
Посмотри кругом, постой.
День то тожекружевной.
Даже на машинах
Кружево смотри.
Кружевные тени
Под ноги легли.
Вот так Зимушка зима
Наплеланам кружева
Педагог: Сколько красоты и волшебства у нашей уральской зимы. Ребята, а я знаю одно местечко в нашей стране, где больше всего любят красоту русской зимы.
Взял мастер в руки кисть
И в синь небес макнул,
Взамен холста взял белизну
Просторов зимних, русских…
И полились узоры, вензеля,
Вспорхнули птицы, зацвели сады…
Вдруг зазвенела синяя капель,
Явилось чудо русской нам зимы,
С таким, же звонким званием – гжель.
Сказ про промысел о гжели идёт под просмотр презентации «Народные мастера гжели»
Посмотрите ребята, какие элементы у гжельских мастеров: волнистые линии, круги, гжельские розы, сюжетные изображения, цветочные орнаменты и все они работают одним цветом. Каким? Ребята, а вы видели когда-нибудь голубую или синюю розу? Я предлагаю вам послушать сказку.
«В далекой-далекой стране, где царило вечное лето, в саду у очень богатого купца росло много-много розовых кустов. И розы на них цвели самые разные – и красные, и розовые, и белые. Эти розы посадила жена купца, ухаживала за ними, поливала их, спасала от сорняков, и розы от этого цвели еще пышнее, пахли еще душистее. Вот однажды купец собрался уехать в далекие края за разными товарами. Он решил съездить в Россию, потому что прослышал, что в самом центре России, недалеко от Москвы, в селе Гжель делают очень красивую посуду. Вот за ней-то и отправился купец. Когда жена провожала его в дорогу, она подарила ему розу и сказала: Эта роза никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя». Так и путешествовала роза вместе с купцом» а что же случилось с этой розой дальше?
Мы вместе с ребятами придумали продолжение этой сказки.
«Зимой в России купец встретил Снегурочку. Она увидела у него розу и попросила подарить ее. Но купец сказал: «Эту розу мне подарила жена, а подарки не передаривают!» заплакала Снегурочка. Стало жалко ее купцу, и он попросил гжельских мастеров нарисовать розу для Снегурочки. Нарисовал один мастер розу, да так красиво, что она казалась настоящей. Взяла ее Снегурочка в руки, а роза сразу же стала синей. Тогда мастер сказал, что теперь такие розы он будет рисовать на всей посуде. А купец эту посуду купил и привез в подарок жене».
Педагог: Ребята, а давайте мы с вами рассмотрим выставку гжельских умельцев, а пойдем мы свами по заснеженной дорожке. Послушайте, ребята, как хрустит снег под ногами. (Дети идут друг за другом по дорожке из крахмала).
-Посмотрите какая красота.
(Дети рассматривают мини-выставку гжельских изделий).
-Ребята, чем украшали свои изделия гжельские мастера?
-Ребята, а вы обратили внимание, какими узорами украшено моё платье?
-Правильно, гжельскими узорами.
-А можно гжельские узоры сравнить с кружевами Уральской зимы?
- гжельская роспись похожа с узорами на стекле, на кружева Уральской зимы, она напоминает нам о морозном солнечном деньке, о катании на санках, о больших сугробах.
Педагог: Ребята, посмотрите, вот и появился у нас первый сугроб. Давайте подойдем к нему, а проходить мы будем к нему снова по заснеженной дорожке. (дети проходят друг за другом по «хрустящей» дорожке).
Педагог: А давайте посмотрим, что же у нас под сугробом? (убираем «сугроб» на столах для каждого ребенка неукрашенная снежинка)
-Ребята, а давайте мы с вами украсим снежинки, чтобы они засверкали и заблестели. Снег так красиво искрится, работы у нас получились просто волшебные!
Совместно с детьми выполняю работу.
-Молодцы ребята, посмотрите, какие красивые снежинки у нас получились.
-Ну что отправимся к следующему сугробу, но не забывайте ребята, что мы проходим по заснеженной дорожке.
-Давайте посмотрим, что же у нас под этим сугробом.
Звучит музыка и происходит волшебство.
-Ой, ребята, а тут солнышко погрело, и появились сосульки. Давайте мы украсим наши сосульки.
На столах для каждого ребенка заготовлены шаблоны сосулек и необходимый материал для работы.
-На сосульке (вырезанная из цветного картона) клеем ПВА приклеиваем узоры на зимнюю тему. А узоры у нас будут тоже гжельскими, это и капельки, и бутоны, и завитки.
Дети выкладывают узор на сосульке из гжельских элементов выполненных в технике «квилинг» предварительно.
-Молодцы, у всех получились такие красивые сосульки, ой, а у нас ещё один сугроб.
Дети проходят по одному заснеженную дорожку и прислушиваются к хрусту снега.
-Давайте посмотрим, что же нам под этим сугробом приготовила Уральская Зима.
На столах для каждого ребенка шаблоны сугробов.
- Если смешать в равном объеме клей ПВА и пену для бритья, то получится замечательная воздушная снежная краска. Ей можно рисовать снежинки, снеговиков, белых медведей и зимние пейзажи. Для красоты можно добавить в краску блестки. Через какое-то время краска застынет, и получится объемная зимняя картина.
Дети самостоятельно замешивают «снежную краску».
- Посмотрите, ребята, какие зимние пейзажи у нас получились. Молодцы!
Дети выкладывают морфологическую дорожку гжельского промысла.
Гжельская керамика
1 карточка – белая глина
2 карточка – цвет росписи
3 карточка – элементы росписи
4 карточка – предметы промысла.
Из карточек, на которых изображены различные материалы (дерево, стекло, глина разная по цвету и т. д); цвета, используемые в разных росписях; элементы узоров разных росписей; изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.
-Ребята пока мы с вами играли, я вспомнила, что несла к вам подарочки. Достаю из сундучка коробочки.
- Но на пути мне встретился злой волшебник, он заколдовал мои коробочки. Они стали некрасивыми, а были расписаны сказочной росписью гжельскими мастерами.
-Ребята, а давайте я вас превращу в гжельских мастеров и мы с вами сами украсим наши коробочки.
Перед чудесным превращением в народных мастеров немножко разомнёмся: технология И. С. Лопухиной «Цветок»:
Наши синее цветы,
Распускают лепестки
(сжатые две ладошки спокойно раскрывают пальцы рук)
Головой качают,
С ветерком играют
(имитация звука ветра, пальцы медленно шевелятся)
Наши синие цветы,
Закрывают лепестки
Головой качают,
Тихо засыпают
(ладони встречаются, сжимаются, имитация засыпания;
Все движения выполняются медленно)
Дети садятся за столы и принимаются украшать свои коробочки той техникой, которая им больше всего понравилась. Самостоятельно подходят к столам и выбирают нужный им материал.
Звучит музыка П. И Чайковского «».
Дети расписывают заготовки, педагог комментирует, направляет, совместно выполняет работу.
- Мастера стараются
Узоры получаются!
Какие вы у меня молодцы! Самые настоящие мастера гжельского промысла! Идёт рассматривание детских узоров, беседа, что было сложного, интересного и т. д. Молодцы!
(Алексахин Н. Н. Художественные промыслы России).
Синие птицы, по синему небу
Море цветов голубых,
- Кувшины и кружки
Быль или небыль?
Изделия рук золотых.
Синяя сказка
Глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская звонкая Гжель!
- Ребята, откройте свои коробочки, дерните за веревочку.
Дети открывают, звучит торжественная музыка, там сюрприз для ребенка.