Виктория Волгина
Конспект совместного занятия по логоритмике с детьми с ТНР старшей группы «История о том, как гном построил дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместного открытого занятия музыкального руководителя и учителя-логопеда по логоритмике с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет
«История о том, как гном построил дом»
Цель: коррекция и профилактика речевых нарушений через совершенствование двигательных навыков.
Задачи:
Публикация «Конспект совместного занятия по логоритмике с детьми с ТНР старшей группы „История о том, как гном построил дом“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-образовательные: продолжать знакомить детей с различными видами интонации (тихо-громко, низко-высоко); закреплять знания детей по лексической теме «Насекомые»; продолжать учить выполнять движения под музыку в сочетании с речью; учить дифференцировать звуки Ж-Ш.
Коррекционно-развивающие: развивать функциональную взаимосвязь между дыханием, артикуляцией и голосом, внимание, координацию, чувство ритма.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать любовь и интерес к природе. Способствовать проявлению положительного эмоционального отклика у детей на занятиях.
Оборудование: иллюстрации – гном, муравей, кузнечик, жук, паук, бабочка, домик гнома; обручи; дидактическая игра «Посади цветы на клумбу»; фонограмма песни «Маляры» В. Шаинского, «Утро» Э. Грига, колыбельной «Наступил час ночной» Й. Брамса.
Ход занятия
Дети входят в зал под звучание пьесы «Утро» Э. Грига, строятся на полукруг
Музыкальный руководитель: (читает стихотворение на фоне музыки)
Ночь уходит на покой
И уводит за собой
И сверчка, и светлячка,
И ночного мотылька.
Проснулся лес, проснулся луг,
Зашумело все вокруг.
Фонопедическое упражнение «Утро»
Цель: развивать функциональную взаимосвязь между дыханием, артикуляцией и голосом.
Солнышко сказало:
-Мне пора взойти! Дети пропевают «а-а-а…» на легато, поднимаясь от нижнего звука к верхнему.
Травка зашептала:
-Мне пора расти! Произносят «ш-ш-ш…» на длительном выдохе.
Пчелы загудели:
-Мед пора собрать! Пропевают «ж-ж-ж…», делая glissando в пределах терции в среднем регистре.
Птицы загалдели:
-Летать, летать, летать. Пропевают «ж-ж-ж…», делая glissando в пределах терции в среднем регистре.
Песня «Лесная песенка» (сл. П. Кагановой, муз. В. Витлина)
Цель: координация речи с движениями. Развитие исполнительских способностей.
Учитель-логопед: Проснулось солнышко, село на крылечко своего домика, пьет чай, радуется новому дню. В солнечном домике жило не простое солнышко, а солнышко-зайчиха. У солнечной зайчихи были озорные дети – солнечные зайчики, которые любили играть и шалить. Каждый день солнечные зайчики отправлялись в путешествие по свету.
Двигательные упражнения «Солнечные зайчики»
Садятся на пол лицом к экрану
Учитель-логопед: Вечером солнечные зайчики рассказывали маме солнечной зайчихе о том, где они побывали днем. Один солнечный зайчик поведал, как помогал гному строить дом.
Однажды теплым вечерком,
Задумал гном построить дом
(В. Князев)
Солнечный зайчик подумал, что маленькому гному трудно будет построить дом одному и позвал на помощь друзей. Кого он позвал, отгадайте!
Согнувшись под ношей тяжелой своей,
Тащит травинку в дом…. (муравей)
Соответствующая картинка на экране
Муравьи принесли сучки и веточки, из которых гном строил домик. Тяжело пришлось муравьям, несколько раз они ходили в лес за строительным материалом, останавливаясь, отдыхали, уж очень ноша была тяжелая.
Артикуляционная гимнастика (с использованием схем-картинок)
1. «Муравьи спят» (на активизацию мышц мягкого неба). Храпеть на вдохе и выдохе (подражание спящему).
2. «Муравьи проснулись» (переключение артикуляционных поз «Улыбка»-«Трубочка»)
3. «Муравьи играют язычком» (упражнение «Качели»).
4. «Пришло время обеда, муравьишки смотрят на часы» (упражнение «Часики»)
5. «Муравьишки угощаются ягодами» («Вкусное варенье»).
6. «Муравьишки чистят зубки» (упражнение «Чистим зубки»)
Учитель-логопед: Ну вот, благодаря муравьишкам, материал для дома у нас есть. Теперь нам надо дом построить. Кто же нам поможет, попробуйте догадаться. Для этого нужно сыграть мелодию.
Вызываются два ребенка, которые по цветной схеме играют мелодию «В траве сидел кузнечик» на диатонических колокольчиках-звоночках
Муз. рук-ль: Угадали, что это за помощник? (Кузнечик). Взял он в руки молоток. Давайте и мы возьмем в руки инструменты.
Дети садятся на стулья возле фортепиано, на стульчиках лежат клавесы
Музыкальная игра «Эхо» (Фуга-Алафия)
Учитель-логопед: Ну вот, дом построен, нужно его покрасить. Надо звать маляров. Красить дом пришли вот такие насекомые:
Слышим мы гудящий звук –
То летит к нам майский … (ЖУК)
А мы с вами и песенку про него знаем.
Песня «Веселый жук»
Берут кисточки и встают в круг.
Ритмический танец под песню «Маляры» В. Шаинского
Учитель-логопед: Дом покрасили. Шторы для окон соткал лучший лесной ткач.
Сам плетет он мухам сети,
А за ним плетут и дети,
И сидит в углу. Молчок –
Ждет добычу… (паучок)
Садятся полукругом лицом к экрану.
Учитель-логопед: Жук увидел паука, испугался и спрятался. Давайте попробуем его найти.
Учитель-логопед: А потом, жук вылез из-под листочка, и вот какой у них состоялся разговор с пауком.
Игра на переключение с движениями (дифференциация Ж-Ш)
Чередование букв, слогов. Каждый имеет свое движение.
Учитель-логопед: Жук пожаловался на свою усталость, и паучок предложил жуку сделать массаж. Мы тоже умеем делать массаж.
Дети, сидя на коврике, поворачиваются все к окну, делают друг другу массаж, а затем разворачиваются к зеркалу и повторяют движения.
Самомассаж «Паучок ползет по ветке»
Учитель-логопед: А пчелка Майя решила посадить цветы на клумбе возле дома Гномика. Но, как и какие цветы она посадила, вам предстоит выяснить самим. Пчелка, как и жук, любит жужжать, поэтому цветы она сажала только на кружочки с картинками со звуком Ж.
Игра «Посади цветы на клумбу»
Цель: дифференциация звуков Ж-Ш, учить определять наличие данных звуков в словах.
Учитель-логопед: Только гусеница не торопилась помочь гному. Она мирно спала в своем коконе.
Пальчиковая гимнастика «Гусеница»
Учитель-логопед: Как только гусеница превратилась в бабочку, она полетела созывать гостей на новоселье к Гному.
Муз. Рук-ль: И вот наш гном в своем дому
Справляет новоселье.
Сквозь темный лес, сквозь ночи тьму,
Со всех сторон спешат к нему
Любители веселья.
А какое новоселье без танцев.
Игра с обручами (развитие чувства ритма, внимания, переключение движений)
Учитель-логопед: Вот такую историю рассказал солнечный зайчик своей маме и вместе со своими братишками, лег спать до утра. Давайте и мы приляжем, отдохнем, а вот как мы ляжем, это нам расскажет схема.
Упражнение на развитие кинестетических ощущений, пространственной ориентации «Солнышко»
Дети по схеме располагаются на ковре в виде солнышка. Закрывают глаза и отдыхают под колыбельную песню «Наступил час ночной» Й. Брамса
Рефлексия:
1. Кто рассказал историю про Гнома? (солнечный зайчик)
2. Кто помогал Гному строить дом? (муравьи, кузнечик, паук, жук, пчела, бабочка)
3. Как можно их назвать одним словом? (насекомые) Кроме кого? Почему?
4. Кто что сделал? (Муравьи принесли дощечки, кузнечик их сколотил, жук покрасил, паук сшил шторы на окна, пчела посадила цветы на клумбу, бабочка позвала гостей)
5. Кто не хотел помогать Гному и почему? (Гусеница, потому что она готовилась стать бабочкой)
6. Понравилось вам занятие? Что понравилось больше всего?
7. Рефлексия «Дерево». Если занятие понравилось, прикрепите на веточку цветочек, а если не понравилось, то листочек. Вот мы и посмотрим, как зацветет наше дерево.