Дилфуза Хаитова
Конспект СОД в подготовительной группе «Путешествие в математическое царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
1. Совершенствовать у детей умение прямого и обратного счета в пределах 10, счета предметов, нахождения «соседей» числа.
2. Закрепить у детей знание цифр от 1 до 10, знание детей о составе числа 10.
3. Совершенствовать умение детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров, самостоятельно выбирая нужный знак («плюс» или «минус).
4. Совершенствовать умение называть дни недели по – порядку и их «соседей», сопоставлять каждый день недели с определенным цветом;
Публикация «Конспект СОД в подготовительной группе „Путешествие в математическое царство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Развивающие: развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь.
Оборудование: 2 письма (и посылка) Царицы Математики; модель недели (цветные карточки); мольберт; на мольберте картинки солнышко и туча; числовые карточки от 1 до 10 (2 комплекта); наглядный материал для решения арифметических задач; раздаточный материал; буквенно-числовые карточки от 1 до 10 с одной стороны цифры (от 1 до 10, а с другой – буквы; шоколадные конфеты.
Ход СОД:
Мотивационный этап.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, как у нас сегодня много гостей… Вы уже с ними все поздоровались? А давайте чем – то вместе с ними интересным позанимаемся?»
В группу неожиданно входит воспитатель соседней группы с конвертом в руках и говорит: «Вам письмо почтальон принес, просил передать».
Воспитатель: «Большое спасибо. Интересно мне, от кого это письмо? А Вам интересно узнать от кого оно? Какие у Вас предположения?» Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, да это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо.
Этап целеполагания.
Письмо Царицы Математики : «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. На мое математическое царство пришла тьма и закрыла солнце тучами. Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь. Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, пожалуйста, поспешите к нам на помощь и помогите прогнать тьму. Математическое царство в опасности, но для того, чтобы попасть в страну надо отгадать пароль. Ваш друг Царица Математика» (письмо могут прочитать дети, которые умеют читать)
Воспитатель: Как вы считаете, сможем мы помочь?
Дети: «Да, да, поможем!»
Воспитатель: «Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»
Этап планирования и осуществления деятельности.
Попасть в царство Математики, можно только отгадав пароль. В письме лежит зашифрованный пароль. На обратной стороне листа написан вопрос, ответ на него и есть пароль. Дети по очереди отвечают на вопросы воспитателя:
• Сколько солнышек на небе? (1)
• Сколько в неделе выходных дней? (2)
• Сколько глаз у светофора? (3)
• Сколько ушей у двух кошек? (4)
• Сколько пальцев на одной руке? (5)
• Какое число больше 5, но меньше 7? (6)
• Сколько дней в неделе? (7)
• Какое число больше на 1 чем 7? (8)
• Какое число меньше на 1 чем 10? (9)
• Сколько пальцев на двух руках? (10)
Воспитатель: А теперь быстро встали по - порядку, чтобы восстановить пароль. Молодцы ребята!
Воспитатель: Вот мы и очутились в математическом царстве-государстве. Чтобы рассеять тучи, нам надо будет выполнить задания, которые написаны на обратной стороне каждой тучи. Как мы будем с Вами действовать?
А вот и первое задание: дни недели в темноте перепутались, нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности. Для этого вам понадобятся цветные карточки».
Туча 1. Дидактические игры: «Живая неделя», «Назови соседей».
Семь цветных карточек перевернуты цветной стороной вниз. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели:
понедельник – красный,
вторник – оранжевый,
среда – желтый,
четверг – зеленый,
пятница – голубой,
суббота – синий,
воскресенье – фиолетовый.
Дети берут по одной карточке.
Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!» Дети выстраиваются в указанном порядке.
Воспитатель: «Назовите свой день недели!» Дети называют свой день недели.
Дети, которым не хватило карточек, по очереди обращаются к «живой неделе», которая дает им разные задания: назови соседей вторника, пятницы, воскресенья и т. д. какой день недели будет после среды, субботы и т. д. какой день недели был перед понедельником, субботой и т. д.
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вот и рассеялась одна туча. А теперь берем другую тучу и читаем задание. Сейчас нам предстоит вспомнить, как мы составляем число 10 из двух чисел».
Туча 2. Дидактические игра «Ручеек».
Двое детей (ведущих) берутся за руки, образуя воротца, в руках у них число 10. Остальные дети разбегаются по комнате, у каждого цифры от 1 до 10. По сигналу воспитателя «Ручеек в воротца» дети встают парами так, чтобы образовать вместе заданное число, например: 5 и 5; 3 и 7; 6 и 4; 8 и 2; 1 и 9;
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вспомнили, из каких чисел состоит число 10, немного поиграли, а теперь пора за еще более сложное дело приниматься. На этот раз нам предстоит решить арифметические задачи».
Туча 3. Упражнение на составление и решение арифметических задач.
Воспитатель читает и задает тему: «Составьте задачу про фрукты» (рыбок, конфеты, грибы, чашки).
6+3 – в вазе было 6 яблок. Туда еще положили 3 груши. Сколько фруктов стало в вазе?
3+5 (рыбки) – в аквариуме плавало 3 рыбки, купили еще 5 рыбок. Сколько стало рыбок?
10-2 (конфеты) – у Светы было 10 конфет. 2 конфеты она съела. Сколько конфет осталось у Светы?
2+5 (грибы) – на полянке было 2 грибочка, после дождя выросло еще 5. Сколько стало грибов?
10-4 (чашки) – на столе стояли 10 чашек. Дети разбили 4 чашки. Сколько чашек осталось на столе?
Дети самостоятельно записывают решение задач и объясняют, почему поставили «плюс» или «минус».
Физминутка:
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем,
Лучи солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы отлично справились и с этим заданием. А теперь читаем другое задание. Сейчас нам предстоит сравнить количество предметов — больше их или меньше».
Туча 4. Игра «Больше - меньше».
1-задание. Дети на участке собрали кленовые листья. Из них 6 листьев было оранжевого цвета, а 4 - желтых. Каких листьев больше оранжевых или желтых?
2-задание. На столе лежало 5 столовых приборов. Среди них было 3 ложки и 2 вилки. Чего было меньше? На сколько?
3-задание. Маша сварила компот из ягод и фруктов, положив в него 5 ягод клубники и 4 яблока. Чего она положила больше? Сколько всего ягод и фруктов было положено в компот?
4-задание. Гномик нашел в лесу 7 грибов. Из них 4 грибы были съедобные, 3 - несъедобные. Каких грибов меньше съедобных или несъедобных? На сколько?
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями, тучи уже рассеялись, мы помогли царице Математике. Что – то её не видно, наверное, у нее много хлопот. Давайте не будем мешать жителям, наводить порядок в своем царстве, настоящие герои ведь не ждут благодарности.
Самое сложное задание, это найти пароль на выход из математического царства. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то узнаете пароль и сможете его прочесть».
Игра «Обратный счет».
Карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от 10 до 1, после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика»).
По просьбе воспитателя дети хором по слогам читают «пароль» и «возвращаются» домой по тропинке, считая много раз от 10 до 1.
Рефлексия.
Воспитатель: «Ну, вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?»
Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»
Воспитатель: А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
Входит воспитатель соседней группы и говорит : «Вам письмо с посылкой».
Воспитатель: «Большое спасибо. Кто бы это мог быть?»
Воспитатель зачитывает детям письмо, в котором Царица Математика благодарит детей за оказанную помощь и в качестве награды присылает им конфеты.
Письмо Царицы Математики : «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Извините меня, что не смогла сразу Вас проводить. Вы прекрасно справились со всеми заданиями и спасли наше математическое царство. Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моего царства и от меня лично, вручаются самые вкусные конфеты! Надеюсь, они вам понравятся. Приятного вам аппетита!».
Воспитатель вручает детям конфеты.