оксана серженко
Конспект семинара «Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе систематической работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Выявить взаимосвязь речи и мелкой моторики;
2. Показать различные виды упражнений для развития мелкой моторики;
2 слайд
План:
1. Выступление старшего воспитателя «Теоретические аспекты развития мелкой моторики»;
Публикация «Конспект семинара „Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
2. Выступление учителей – логопедов «Коррекционно-развивающие игры, направленные на развитие речи и мелкой моторики детей с ТНР»;
3. Выступление музыкального руководителя «Развитие мелкой моторики дошкольника через игру на музыкальных инструментах»;
4. Мастер – класс педагога – психолога «Камешки «Марбсл» для развития мелкой моторики и мышления»
5. Итог;
1. Прежде чем начать наш семинар. Я попрошу взять лист плотной бумаги со стола и обеими руками, как будто лепим снежок, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям. Читается стихотворение:
Раз, два, три, четыре, пять
Мы бумажку будем мять!
Мы бумажку будем мять!
Свои ручки развивать! (Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок) .
В ручку правую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
Левой ручке отдаём. (Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .
В ручку левую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
И на стол быстрей кладём.
(Убираем смятую бумагу на край стола или перед собой)
На бумажку посмотри,
На что похоже говори!
(педагоги говорят на что похожа их смятая бумажка)
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхнём,
Заниматься мы начнём!
Вопросы воспитателям:
- Для чего мы делали это упражнение?
- Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?
3 слайд
ХОД
О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий – это кончено же не случайно. Многие ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается уже тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, если сказать другими словами – это когда формирование речи совершается под влиянием импульсов идущих от рук. Так же доказано, что мысль и глаза ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Отсюда вывод – что систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
4 слайд
Доказано, что у первобытных людей, у которых была жестикулярная речь, словесная речь, возникала из звукоподражательных криков - в процессе трудовой деятельности, где все более совершенствовались тонкие движения пальцев рук, а в связи с этим происходило усложнение строения мозга. И на смену первобытной речи с многозначными понятиями приходит более высокий по своему уровню строй языка с существительными, прилагательными, глаголами и другими частями речи.
5 слайд
Ребенок инстинктивно стремиться использовать фактор тренировки пальцев рук – от тянется ко всем предметам, пытается ими манипулировать и мы взрослые должны помочь ему в этом - организовать и направить двигательную деятельность детей, с тем чтобы обратить ее в пользу. Если переложить этапы формирования развития детской речи на историю человечества, то увидим что: сначала идет жестикуляция, затем жестикуляция в соединении с возгласами, потом появление отдельных слов, и, наконец словесная речь с очень незначительными остатками жестикуляции. А движущими силами оказывается – трудовая деятельность.
6 слайд
Л. Ф. Фоминой была проведена следующая исследовательская работа : в доме ребенка были взяты три группы детей в возрасте от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев, в каждой группе велись занятия по своему плану: 1 группа – ежедневно занятия по 2,5 мин. никаких дополнительных занятий; 2 группа – ежедневные занятия 2,5 мин. + ежедневное свободное передвижение по полу 20 минут; 3 группа - ежедневные занятия 2,5 мин. + тренировки пальцев в играх: нанизывание пуговиц на проволоку, складывание пирамидок и т. д. В 1-й группе голосовые реакции стали появляться в среднем на 20-й день, но они были слабы и стереотипны. Во 2-й группе попытки звукоподражания появились на 6-й день, а после 15-го дня в 10% случаев было отмечено довольно точное воспроизведение звуков. Результаты, полученные в 3-й группе, были неожиданны и для исследователей: голосовые реакции воз никли уже на 3-й день; с 7-го дня — в 41%, а с 15-го дня -в 67,3% случаев это было уже более правильное звукоподражание. Таким образом, звукоподражание при тренировке тонких движений пальцев рук не только удалось получить много раньше (в 7 раз быстрее, чем в 1-й группе, но оно оказалось еще и более совершенным. Интересно, что через несколько дней у детей 3-й группы стали наблюдаться тонкие движения пальцев рук и вне занятий: например, ребенок брал куклу и трогал ее нос, глаза, поднимал со стола крошку хлеба, вертел ее и т. п. Дети же 1-й и 2-й групп мелких деталей в предметах не различали, взяв игрушку, просто ею стучали или тянули в рот.
7 слайд
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Почему? Например: вспомним, что 20-30 лет назад и родителям и детям приходилось все делать руками: вязать, стирать, перебирать крупу, дети больше играли в игрушки, а не сидели за компьютерами и телефонами и т. д. Следующий пример – это ошибки педагогов, например: воспитатели просят приносить обувь в детский сад с липучками, чтобы не брать на себя лишний труд, используют только традиционные приемы для развития тонких движений рук (упражнения на сгибание, разгибание, сжимание кулачков и лишь изредка на растяжение и иногда на расслабление, способствующее дополнительному повышению тонуса пальцев рук, недостаточно используются разнотипные движения, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга, мало внимания уделяется элементам массажа и самомассажа кистей рук, способствующих оздоровлению организма.
На данном семинаре мои коллеги представят формы работы развития мелкой моторики у детей с ОВЗ, которые используют в своей практике.