Юлия Миндрова
Конспект семинара с элементами игр «Развитие мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – рассмотреть процесс развития мелкой моторики как средства речевого развития детей.
Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей не теряет своей актуальности.
Что такое мелкая моторика?
Публикация «Конспект семинара с элементами игр „Развитие мелкой моторики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Мелкая моторика - это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук.
Как связанна мелкая моторика с речью?
В настоящее время нейропсихологическими исследованиями различных учёных доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики в норме и патологии.
Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.
Задачи сенсомоторного развития :
• Развитие мелкой моторики рук;
• Развитие координации движения кистей рук;
• Формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
• Активизация сенсорного восприятия, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания.
Как же всё происходит?
сначала развиваются тонкие движения пальцев рук :затем появляется артикуляция слогов всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев
Таким образом, "есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга".
Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, является стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи.
Методика работы по развитию мелкой моторики.
Массаж рук
В последнее время в среде педагогов и родителей возрастает интерес к массажу пальцев рук. Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев годовалого малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью.
Делая массаж, мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Очень полезен массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей.
Массаж пальцев ребенка традиционно использовала этнопедагогика.
Лепка из глины, пластилина и теста
В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук.
Бумажная пластика
Вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики, способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка
Конструирование
В конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение.
Игры с песком
Дети в игре с песком прилагают силу рук, ловкость пальцев, воображение. Происходит релаксация, гармонизация эмоционально – волевой сферы дошкольника, балансировка психических процессов.
Теневой театр
Теневой театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым, активным.
Рисование, штриховка раскрашивание картинок
Способствуют лучшей ориентации в условиях двухмерного пространства листа бумаги, готовят руку ребёнка к обучению письму, развивают глазомер, аккуратность.
Нанизывание на леску
Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур, создание картин с помощью этих материалов. Делайте вместе с детьми бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов, скрепок и т. д.
Различная игровая деятельность
Игры в мяч, с кубиками, с счетными палочками, мозаикой, приносят пользу ребё нку: развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, формируют у него художественный вкус.
Подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, которая с каждым годом становится все актуальнее. Поэтому следует уже в дошкольном возрасте развивать механизмы, необходимые для овладения письмом создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.