Юлия Миндрова
Конспект семинара-практикума «Здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Новые условия, осознание важности и возрождение необходимости осуществления воспитания в системе образования, адекватного требованиям современной ситуации, диктует поиск новых путей психологической работы в образовательном учреждении. Одним из таких направлений является создание психологически безопасной образовательной среды ОУ с применением здоровьесберегающих технологий. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Публикация «Конспект семинара-практикума „Здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Создание психологической безопасности образовательной среды является одной из основных задач службы практической психологии в образовании. Ее создание возможно через реализацию технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка в ДОУ.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка - технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
Самая знакомая и распространенная технология – это :
Игротерапия – метод, который базируется на применении ролевой игры, как средства воздействия на личностное развитие.
Игротерапия включает: игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, режиссерские игры, народные игры.
Занятия игротерапией позволяют установить контакт с ребенком, снижают эмоциональное и мышечное напряжение, обеспечивают эмоциональную разрядку, решают проблемы эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, влияют на развитие речи и познавательных процессов. Область применения – повседневная, форма организации игротерапии – может быть и индивидуальной и групповой.
Изотерапия – метод воздействия с использованием изобразительных средств.
Традиционное рисование красками, карандашами, фломастерами совершенствует координацию движений, развивает образное мышление, является способом выражения различного рода эмоций. В процессе творческой работы дети создают различные образы, таким образом, выражают свои впечатления. Рисование снимает нервное напряжение, страхи, отвлекает от грустных мыслей.
При нетрадиционном рисовании – могут использоваться поролоновые губки, ватные диски, ватные палочки, пенопласт, пластиковые пробки, нитки. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово “Нельзя”, можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Песочная терапия – игра на песке представляет собой один из видов естественной деятельности малыша. Этот метод очень интересен и глубок. Применяется при различных формах нарушений поведения, сложностях во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, повышенной тревожности, страхах, неврозах.
В песочнице ребенок проигрывает волнующую его ситуацию с помощью игрушечных персонажей, создает картину собственного мира из песка, тем самым освобождаясь от напряжения. Играя в песке с различными фигурками, ребенок имеет возможность изменить некомфортную для него ситуацию или состояние в игровой форме, таким образом, приобретая опыт самостоятельного решения проблем как внутренних, так и внешних. Полученный опыт постепенно малыш переносит в реальность.
Сказкотерапия - способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! И потом этот выход можно использовать для себя.
Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы).
Технология музыкального воздействия (музыкотерапия) - техника, применяемая в работе, использующая музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах.
Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.