Елена Решетова
Конспект семинара-практикума «Развитие мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования»
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей с использованием нестандартного оборудования»
Цель:
Создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями с последующим применением в совместной деятельности с детьми.
Задачи:
• Способствовать установлению партнерских отношений между родителями и педагогами;
• Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми через использование нетрадиционных техник рисования;
Публикация «Конспект семинара-практикума „Развитие мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
• Апробировать новые нетрадиционные техники работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.
• Повышать компетентность и знания родителей о значении работы по развитию мелкой моторики рук и воображения;
• Вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики дома.
Оборудование :
пряжа разных цветов; ножницы; готовые шаблоны;
основа - плотный цветной картон;
салфетки;
клей ПВА;
кисточка
Участники: дети и их родители
Ход семинара-практикума
1. Приветствие (родители встают в круг)
Сейчас мы поприветствуем друг с другом, передавая по кругу свечу. Сначала давайте посмотрим на нее. Видите, как свеча меняет цвет пламя, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Я рад тебя видеть» и добавьте комплимент.
- Какие ощущения испытывали, когда вам говорили комплименты?
- Легко или трудно для вас говорить комплименты?
2. Теоретическая часть (родители сидят за столами)
Упражнение «Напишите левой рукой»
Психолог предлагает родителям выполнить задание: написать левой рукой, если ведущая правая, фразу: «Мы любим своего ребенка».
Затем предлагается проанализировать:
- Какие ощущения возникли во время выполнения упражнения?
анализируется трудность выполнения упражнения и сравнивается с несформированными навыками ребенка, как трудно учиться новому.
Вывод: Ребенок испытывает трудности, если у него несформирована мелкая моторика.
Психолог задает вопрос:
- Как вы считаете, что такое мелкая моторика? (ответы родителей)
Мелкая ручная моторика – это способность пальцев рук к точным и скоординированным движениям. На точность и ловкость пальцев влияет нервная, костная и мышечная системы в сочетании со зрительной координацией.
- Почему важно развивать мелкую моторику? (ответы родителей)
Вывод психолога словами выдающихся людей, которые научно обоснованы и доказаны:
1. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальце. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. И чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский
2. При любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг…» Н. А. Бернштейн
3. «…. Простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка» В. М. Бехтерев.
Влияние развития мелкой моторики в раннем и дошкольном возрасте.
1. Детские психологи, педагоги бьют тревогу - в последние десятилетие (примерно 5-10 лет) во всем мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Это связывают с тем, что раньше не использовали детскую обувь и одежду на липучках. Дети ежедневно тренировали свои пальчики, завязывая шнурки, застегивая пуговицы, т. е. мелкая моторика развивалась за счет самых обыденных действий. В настоящее время производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Мамы обрадовались и перестали учить малышей с года завязывать шнурочки. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически!
2. Установлена тесная связь между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация (согласованность) движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности (без интонаций) речи, нормализовать ее темп, учит соблюдать речевые паузы, снижает психическое напряжение.
3. Считают уровень развития мелкой моторики одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память, внимание, воображение и связная речь.
4. Нарушение мелкой моторики создают трудности в овладении письмом, приводит к возникновению негативного отношения к учебе, снижению самооценки.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, легко выполнял любую, самую тонкую работу - с раннего возраста начинайте развивать его руки : пальцы и кисти. Состояние эмоционально-положительного настроя пробуждает чувства радости общения с другими детьми, способствует укреплению психофизического здоровья и творческому развитию.
Поэтому в дошкольном возрасте важно создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие ручной умелости.
Как проверить на сколько сформирована мелкая моторика у ребенка4-5 лет?
1. Колечко. Нужно соединить указательный и большой пальцы в виде кружочка, а остальные поднять вверх. Ребёнку предлагают удержать пальцы в таком положении в течение 10 секунд.
2. Проверяют, как ребёнок умеет рисовать прямые, изогнутые линии, волны.
3. Вырезание ножницами: ребёнок должен уметь вырезать по контуру простые геометрические фигуры.
4. Согнуть лист пополам: малыш должен как можно ровнее сложить лист бумаги А4.
Таким образом, темой сегодняшней встречи будет развитие мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования.
Выделяют два вида средств стимулирования моторного центра :
1. Традиционные – пальчиковая гимнастика, лепка, конструктор, мозаика, плетение и т. д.
2. Нетрадиционные (с использованием нестандартного оборудования) :
- Назовите, какие вы знаете, можете уже используете на занятиях с детьми (ответы родителей)
Сегодня я хочу познакомить вас с техникой «рисование веревочкой», или ее называют ниткография. Такая техника рисования доступна даже маленьким детям, так как она проста в выполнении и вызывает большой интерес у детей. Яркие и приятные на ощупь нитки действуют успокаивающе на ребенка.
Актуальность:
- является замечательным способом совершенствования пальчиковой моторики детей.
- способствует развитию у детей зрительного восприятия, воображения, зрительно-моторной координации;
- формирует плавность, ритмичность и точность движений;
- подготавливает руку ребенка к письму;
- получает много положительных эмоций.
Дети любят изготавливать такие подделки благодаря их необычности и мягкости.
Этапы освоения техники:
1. Выкладывание простых узоров на столе
2. Выкладывание воздушных петелек
2. Выкладывание легких рисунков
(образцы - контурные фигуры фруктов, овощей, грибов)
4. Выкладывание изображения сложных предметов, животных (изображение начинается с головы, затем туловище).
5. Наклеивание веревочки на картон
(на контур рисунка наносится клей ПВА, на него накладывается веревочка таким образом, чтобы получился ровный контур рисунка.
6. Раскрашивание получившегося рисунка.
Как гласит китайская пословица: «Расскажи мне - и я забуду; покажи мне – и я запомню, дай мне попробовать- и я научусь»
Теоретического опыта вы набрали, а теперь приглашаем ваших малышей и вместе с ними попробуем создать картины из ниток.
2. Часть. Практическая совместная деятельность детей и их родителей
3 часть: Рефлексия