Гульзифа Шакиртова
Конспект совместной деятельности по обучению грамоте на материалах календарно-тематической недели «Народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий совместной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительного возраста.
Цель: Закрепление знаний детей по грамоте на материале календарно-тематической недели о народной культуре, об изделиях народных умельцев.
Педагогические задачи:
1. Воспитательные задачи.
Воспитывать нравственные ценности: чувство патриотизма, уважения к труду народных мастеров.
Публикация «Конспект совместной деятельности по обучению грамоте на материалах календарно-тематической недели „Народное творчество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
2. Развивающие задачи.
Развивать интерес детей к русским народным промыслам – хохломской, городецкой росписи, гжели.
Способствовать развитию технических навыков при росписи и нанесении узоров, используя технологические карточки.
3. Дидактические задачи.
- Совершенствовать фонематическое восприятие детей, умение проводить звуковой анализ слов.
-Обогащать и активировать словарь детей существительными, глаголами, опираясь на предложенную схему «Что? - Для чего? - Что делать?» (ложка – суп – черпать, относительными прилагательными (дерево-деревянный); новыми словами: чарка, шкатулка, солонка, сахарница, рюмка, декоративный.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация.
Практическая задача для детей:
Помочь кукле Марусе приобрести на ярмарке игрушку - матрёшку с гжельской росписью.
Ход совместной деятельности:
1 часть. Звучит народная музыка : гармонь, балалайка.
-Ребята, вы слышите эту задорную музыку? Что она вам напоминает? Какой инструмент в ней звучит яре и громче? ( Ответы детей: она из прошлого, из деревни, из старины, громко играет гармонь)
-Ещё я слышу чей-то голос. А-а, это девочка. Какая она – как выглядит? Откуда она к нам пришла? (в старинном наряде, с шалью на плечах, девочка из деревни) Девочка что-то хочет сказать.
- Это Маруся. Маруся впервые собралась на ярмарку и хочет там купить себе игрушку матрёшку. Ребята, а мы поможем ей?
2 часть. Вот паровоз, на котором мы отвезём Марусю на ярмарку. Но он не двигается с места. Надо посмотреть – почему. Я поняла.
1 задание. Дидактическая игра «Рассели по вагонам». Здесь много пассажиров, им надо помочь сесть в свои вагоны – в синий, зелёный, красный. Пассажиры тоже непростые – из старины (фигуры человечков с изображением на них видов и элементов росписи). Содержание игры: надо рассадить пассажиров в вагоны по первому звуку в их названиях (по элементу росписи на одежде). Например, «это хохлома, первый звук Х, согласный твёрдый звук, поедет в синем вагоне» (Хохлома, городец, гжель, названия элементов росписи: усики, листик, кустик, завитушка, рябина, ягодка)
Вот теперь поезд готов к отправке.
2 задание. Посмотрите, какая красивая цветочная поляна, бабочки порхают. А это подул ветерок – озорник, бабочки разлетелись кто-куда и теперь не знают, куда сесть.
Дидактическая игра «Цветочная поляна». Содержание игры: на цветы прикреплены звуковые схемы слов, на крыльях бабочек – слова. Нужно найти слово, соответствующее звуковой схеме и посадить бабочку на этот цветок.
Разминка. Маруся любит поиграть и поплясать. Давайте и мы среди цветов поиграем вместе с ней.
Хороводная игра «1,2,3,4, я сейчас гулять пойду»
1,2,3,4, я сейчас гулять пойду.
Я сейчас гулять пойду, друга я себе найду.
Друга я себе найду, во кружок поставлю.
Во кружок поставлю, танцевать заставлю.
Танцевали, приустали, на колени встали.
На колени встали, друг друга обнимали.
Бабочек на цветы посадили, даже поиграли, теперь можно ехать дальше.
3 задание. Впереди преграда. Стоит на путях сундучок – он не маленький и не лёгкий. (Посмотреть вовнутрь).
Дидактическая игра «Разложи по корзинам». Содержание игры: в этом сундучке много декоративных изделий народного промысла. Надо их вынуть из сундука и разложить по своим корзинам – по количеству слогов (3 корзины). Задание:
1- отгадать предмет на ощупь;
2- разделить слово, обозначающее этот предмет, на слоги;
3- положить в соответствующую корзину (конь, лож-ка, мат-рёш-ка, чаш-ка, ло-шад-ка, под-нос, пе-ту-шок, фа-зан, шка-тул-ка, кув-шин, ба-рыш-ня)
4 задание. Лото «Соотнеси» (или игра «Что к чему») Содержание игры: карточки с изображением хохломской посуды и карточки с продуктами питания. Дети проговаривают название посуды, называют продукт, соответствующий данной посуде и образуют глагол. Например, чашка – чай - пить, солонка – соль – подсолить.
Разминка. Дети, Маруся говорит, что она очень любит играть:
Я девчонка удалая,
Поиграть люблю я.
А вы со мной хотите?
Скорее в круг вставайте.
Игра с мячом «Какой? Какая? Какое?» Содержание игры: ведущий называет ключевое словосочетание, а дети подбирают к нему прилагательное. Например, «ложка из дерева – деревянная ложка» (шляпа из соломы – соломенная шляпа, стакан из липы – липовый стакан, игрушка из глины – глиняная игрушка, узор из цветочков – цветочный узор, свистулька из камыша – камышовая свистулька, коромысло из черёмухи – черёмуховое коромысло, окно из стекла – стеклянное окно).
5 задание. Дети, на этой станции нужна кому-то наша помощь. Смотрите, это кто же таким неровным строем направляется? Да это матрёшки. Им завтра надо быть на прилавках Ярмарки, а они ещё не раскрашены. На передниках написано, как их расписать, но читать они ещё не умеют. Чтобы правильно прочитать это слово, надо матрёшек вначале построить по росту (гжель). Задание «Распиши матрёшку». Расписать их в этом стиле.
Дети объединяются в микрогруппы (по двое) и расписывают матрёшек.
Предложить технологические карточки для прорисовывания узоров.
3 часть. Вот наше путешествие – поездка и закончилась.
- Вам понравилось?
- Ребята, а получилось ли у вас помочь Марусе? Как мы ей помогли?
Получились такие чудесные игрушки. Хотя мы с вами ещё не самые настоящие мастера-художники. Эти игрушки добрые, греют душу, радуют глаз. Они очень понравились Марусе. Пусть это будет наш подарок ей.
А Маруся благодарит нас за такое весёлое и полезное для всех путешествие. В благодарность она вам оставляет альбом для изучения, рассматривания, обучения разным видам росписи.
И прощается с нами.