елена дербишева
Конспект русских посиделок у самовара для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект русских посиделок «В гости к самовару»
(для детей 4-5 лет)
Подготовила: Дербишева Е. С. – воспитатель 1-ой категории
Цель: Познакомить с историей возникновения чайника, его предшественником – самоваром.
Задачи:
- Учить проявлять интерес к истории возникновения чайника.
- Расширять словарный запас, используя малые формы фольклора.
- Воспитывать культуру поведения за столом.
Литература:
Публикация «Конспект русских посиделок у самовара для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- День самовара, 17 августа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Самовар
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
- С. В. Шапошникова, Групповая традиция детском саду: планирование, познавательные занятия, праздничные вечера для детей 4-7 лет.
- О. Р. Меремьянина, Вместе с куклой я расту, познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет.
- В. Н. Косарева, Народная культура и традиции, занятия с детьми 3-7 лет.
Материалы и оборудование:
- Русские народные костюмы для детей и взрослого.
-Самовар, чайные пары для каждого ребенка.
-Сладкие угощения для чаепития: печенье, сушки, пряники, варенье.
-Аудиозаписи народной музыки: Русская плясовая, «Мы матрешки», «Барыня», песня «Пы-пых-пых-самовар».
Ход мероприятия
Хозяюшка:
Мир вам, гости дорогие,
Что явились в добрый час.
Встречу теплую, желанную я приготовила для вас. Проходите, присаживайтесь за стол. Для каждого у меня ласковое слово найдется:
Наша Машенька в дому,
Что оладушек в меду!
Что оладушек в меду,
Сладко яблочко в саду!
У Вани руки в бок, глазки в потолок
Пошел за порог, упал поперек!
Дети рассаживаются за стол, накрытый для чаепития.
Хозяюшка: Я вас поджидала в гости и поставила самовар кипятить. Чай пить – не дрова рубить.
Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу,
Прибауточку пою.
Хозяюшка (выносит самовар и ставит его на стол) : А вы любите пить чай?
С кем из своих родных, друзей вы любите чаевничать? А из чего вам мама наливает чай?
Дети: Из чайника!
Хозяюшка: Что есть у чайника?
Дети: Носик, ручка, крышка.
Хозяюшка: А самовар похож на чайник?
Дети с Хозяюшкой рассматривают самовар и современный чайник, сравнивают, что у них есть общее.
Хозяюшка:
Самовар – птица-жар.
Кран открывается –
Чай наливается!
Разливает чай по чашкам и раздаем детям.
Хозяюшка: Вот посмотрите, чашку с чаем ставят на блюдце. Ручка чашки смотрит вправо. Справа на блюдце лежит чайная ложечка ручкой к краю стола. Слева от чашки – пирожковая тарелка. На чайный стол ставят различные сладости: в вазочке печенье, конфеты, торт в коробочке на тортнице. Сахар – в сахарнице. Рукой с общего стола можно брать хлеб, печенье, конфеты, фрукты.
Чаепитие: дети и взрослые пьют чай с угощением.
Хозяюшка показывает, как надо размешивать сахар в чайной чашке. Ложечку обязательно вынимают из чашки и кладут на блюдце. Пьют чай маленькими глотками, чтобы не обжечься.
Хозяюшка:
Хорошо чайку попить,
О том, о сем поговорить.
А теперь пора сплясать,
Нашу удаль показать.
Игра «Повтори движение»
Звучит «Барыня». Дети стоят в кругу, передают платочек. Музыка останавливается. Тот участник, у которого в руках платочек, показывает движение, а дети под музыку повторяют.
Хозяюшка: Предлагаю поиграть на музыкальных инструментах.
Музыкальная игра под русскую плясовую.
Хозяюшка раздает детям русские музыкальные инструменты. Звучит «Русская плясовая», дети танцуют и по сигналу взрослого играют на инструментах.
Хозяюшка: А теперь, попросим наших девочек станцевать танец «Мы – матрешки, вот такие крошки».
Танец «Мы – матрешки»
Хозяюшка: Мы играли?
Дети: Да!
Хозяюшка: Танцевали?
Дети: Да!
Хозяюшка: Не устали? Сядем за стол, попьем чай из самовара с бубликами да пряниками, с ватрушками и плюшками.
В конце чаепития Хозяюшка учит, как надо благодарить хозяев по русскому обычаю. Дети в ответ благодарят Хозяюшку и прощаются с ней.
Дети: Спасибо, Хозяюшка, за хлеб-соль! До свидания!