Наталья Достовалова
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Развитие личности»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание «Возрастные особенности детей 4-5 лет.
Цели: Повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
• Познакомить родителей с задачами и особенностями развития детей.
• Формирование у родителей практических умений в области взаимодействия с детьми.
Публикация «Конспект родительского собрания „Возрастные особенности детей 4–5 лет, Развитие личности“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 4-5 лет
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
• Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.
1. Ход собрания :
Вступительная часть (приветствие родителей)
Упражнение «Знакомство»
Психолог: Для эффективной работы я предлагаю Вам закончить одно из следующих предложений.
1. Два слова, которыми можно описать моего ребенка –.
2. Если в мире животных, то мой ребенок – …
Психолог: Чтобы способствовать личностному развитию ребенка 4 — 5 лет, необходимо учитывать следующее.
Во-первых, в этом возрасте уже закладываются основы созидательного отношения к предметному миру. Для этой цели можно использовать те скромные поделки, которые ребенок создает своими руками для игры или в качестве подарка кому-либо.
Во-вторых, в этот период могут возникнуть и подлинно познавательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать. Для дальнейшего развития познавательного интереса важно не только давать ребенку новые знания в увлекательной форме, необходимо максимально уважительно относиться к его собственным умственным поискам и их результатам.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
2. Развитие познавательной сферы
Психолог: кратко проговорим по всем показателям развития познавательной сферы.
Восприятие.
В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т. п. Матрешка (размеры, предметы (звуки – «Угадай чье) и т. п.
Память.
В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания.
Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий ( например: игра «Чего не стало?», «Повтори фразу: маленькая девочка собрала в лесу красивый букет», «Определи на ощупь закрытыми глазами: расческа, пирамидка, кукла, кубик и кружка» и т. д.).
Зрительная образная: объем — 5-6 предметов.
Слуховая вербальная: объем — 5 слов.
Тактильная: объем — 4–5 предметов.
Внимание и произвольность поведения.
Увеличивается устойчивость внимания. Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух ( например: «Посмотри на картинку из двух сюжетов, что за чем следует?»)
Произвольность развивается посредством игр с правилами, с определенными условиями ( например: «Игра да – нет»).
Родители проигрывают вместе с психологом.
Психолог: На каждый правильный ответ хлопают в ладоши, на неправильный топают ногами.
1. Новый год зимой
2. Летом лепят снеговика
3. В реке плавает акула
4. На дереве растут яблоки
5. После зимы осень.
6. Гусеница летает.
7. На работу ходят родители.
8. Солнце светит ночью и т. д.
Объем — 5 предметов.
Устойчивость — 15–20 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки. 5 отличий между двумя картинками.
Воображение
Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.
Развитие воображения посредством игры «Картинки на воображение».
Предлагается несколько фигур, на которые нужно придумать на что похоже.
Образное мышление.
Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения (мяч скатится в какую сторону; если пнуть его ногой, то куда полетит)
Используются разные мыслительные операции такие, как анализ. Описание предмета по известным признакам.
Психолог: поиграем «Мешок с игрушками», по внешним признакам узнать спрятанный предмет: длинный, сладкий, желтого цвета, из жарких стран (ответ – банан); растет в лесу, маленькая, красная, сладкая, ароматная (ответ – земляника).
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 4 частей картинку без образца и из 6 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов по всем изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок.
Ребенок должен уметь самостоятельно называть по 5 сходств и 5 отличий.
Обобщение:
на основе изученных свойств (только круглые, что в комнате) ;
по материалу (только деревянные);
по эмоциональному состоянию (только с хорошим настроение).
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
Классификация. На основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний радость, грусть, гнев, удивление, испуг.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки.
Психолог: в процессе чтения необходимо проговаривать эмоции героев, кто радостный, кто грустный и почему? Чтоб ребенок учился анализировать ситуацию в прочитанном рассказе или сказке. Необходимо затрагивать и нравственные качества человека, как личности. Обсуждать, как поступил тот или иной герой сказки? Как бы ты поступил на его месте?
Коммуникативная сфера
Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого.
Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.
Психолог: важно самим взрослым соблюдать правила и нормы в общении между собой в семье. Учить договариваться со сверстниками, предлагать выходы из конфликтных ситуаций.
Психомоторика.
Психолог: Не маловажное значение имеет и развитие психомоторики, совокупности сознательно регулируемых двигательных актов. Психика и моторика находятся в неразрывном единстве, и поэтому в поведении, в деятельности, в речи человека раскрывается вся характеристика его и как индивида, и как личности, и как субъекта. Совершенствуя психомоторные способности, можно в той или иной степени успешности воздействовать на развитие детей.
Психолог предлагает поиграть родителям «Рисование на спине»,
Психолог: Вы должны догадаться какую фигуру нарисую на спине у вас? – круг, квадрат или линию.
Взрослый называет, какая фигура нарисована. Затем моно нарисовать друг у друга на спине
Психолог: использовать можно и кинезиологические упражнения, например игра «Кулак - ребро – ладонь» или «Подними пальцы от стола, не отрывая ладони» и т. п.
Итог.
Психолог: Развиваем своих детей в игре, повседневной жизни, ненавязчиво в обычной обстановке сравнивая предметы, вспоминая: «Что видели?», «Что было днем, а что вечером»
Цели и задачи для взрослых:
1. Создавать условия для развития творческого воображения.
2. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.
3. Создавать условия для проявления познавательной активности
4. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
5. Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.
Психолог: на этом наша встреча подходит к концу. Желаю вам творческих идей, желания развивать и играть со своим ребенком!