МААМ-картинки

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи детей 6-го года жизни»

Юлия Асташонкова
Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи детей 6-го года жизни»

Конспект родительского собрания в старшей группе

Тема: «Развитие речи детей 6-го года жизни»

Задачи:

1. Познакомить родителей с речевыми особенностями детей 6-го года жизни.

2. Расширить знания родителей о значении формирования правильной речи детей.

3. Ориентировать родителей на ценность домашнего чтения.

Предварительная работа:

• Подготовить пословицы о языке.

• Подготовить памятку для родителей «Как читать детям».

• Оформить выставку литературы по развитию речи детей.

План:

1. Организационный момент.

2. Сообщение воспитателя: «Развитие речи шестилетнего ребенка. Развитие интонационной выразительности. Художественное слово в воспитании дошкольника».

3. Практикум.

4. Памятка: «Как читать детям».

5. Итог. Обмен мнениями.

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы рады вас видеть! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Воспитатель предлагает родителям речевую игру- приветствие «Комплименты», которая поможет снять напряжение и создать обстановку раскованности среди присутствующих.

Сегодня нам предстоит разговор об одном из важнейших познавательных процессов человека – о речи.

(Родителям предлагается зачитать пословицы и поговорки о языке).

Язык до Киева доведет.

В добрый час молвить, а в худой промолчать.

Мал язык, да всем телом владеет.

Выстрелив, пулю не поймаешь, а слово сказав, не схватишь.

Кто говорит, тот сеет.

С тобою разговориться, что меду напиться.

Слово не стрела, а сердце сквозит.

Без языка и колокол нем.

Не пройми копьем, а пройми языком.

Язык без костей работает на хозяина и на гостей.

Язык впереди ног бежит.

Думаю, все согласятся с тем, что речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущем.

Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, в школе, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребенка затрудняет его общение и накладывает на характер ребенка комплексы, которые будут нуждаться во внимании специалистов (логопеда, дефектолога, психолога).

У ребенка с неразвитой речью падает любознательность, чем особенно важно в дошкольном возрасте.

К сожалению, не у всех детей речь развивается в соответствии с возрастными нормами, у многих имеются трудности в усвоении тех или иных категорий речи, нарушения в формировании речевых компонентов. Предлагаю вашему вниманию наиболее актуальные проблемы, характерные для многих детей старшего дошкольного возраста:

1. Бедный словарный запас.

2. Недостаточно сформированный фонематический слух и фонематическое восприятие. Фонематический слух – умение слышать и различать звуки в потоке речи в различном линейном порядке (вдох-вход, сон-нос, в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, башня-пашня Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Это способность определять наличие или отсутствие звука в слове; способность определять место положения звука в слове; способность определять последовательность звуков и их количество в слове.

3. Грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении.

4. Невыразительная, интонационно слабо окрашенная речь.

5. Несформированная связная речь (односложная, состоящая из одних простых предложений; неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на заданную тему, пересказать текст).

В детском саду уделяется большое внимание развитию речи, но без помощи родителей, без вашего тесного общения с ребенком, без вашего примера красивой, грамотной речи, нам не удастся справиться со всеми трудностями. Ведь именно у вас, в первую очередь, ребенок учится говорить, именно вам он подражает в своем общении.

И чтобы понять, чем же мы занимаемся с детьми и как мы можем заниматься развитием речи дома, мы предлагаем вам немного играть. Данные игры по развитию речи детей дошкольного возраста позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

Воспитатель: Итак, отправляемся в путешествие на поезде.

1. Первая станция называется «Станция слов». На этой станции дети обогащают свой словарный запас (узнают новые и интересные слова, упражняются в подборе прилагательных к существительным и наоборот.

Игра «Подбери прилагательные к существительным» (игра с мячом).

Я говорю существительное, вы прилагательное:

Яблоко – какое оно – вкусное, румяное, сладкое, кислое и т. д.

Снег – какой он – пушистый, белый, холодный и т. д.

Вода – какая она – прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т. д.

Солнце – какое оно – яркое, желтое, теплое, круглое и т. д.

А также на этой станции дети учатся подбирать слова с противоположными значениями.

Игра «Противоположности», «Антонимы».

Например: длинный – (короткий, высокий – (низкий, горячий – (холодный, сладкий – (кислый) и т. д. Молодцы!

2. Следующая станция, на которой мы побываем - «Станция звуков».

На этой станции дети учатся правильно и отчетливо произносить все звуки.

Давайте мы поучимся и поиграем в игру «Назови слово со звуком "М"» (родители называют). Очень хорошо!

Также дети учатся определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Игра «Определи звук [д] в слове».

Дом - [д]- в начале слова; дятел-[д]-в начале слова; дедушка -[д]-в начале и в середине слова; деревня -[д]- в начале слова; смородина -[д]- в середине слова.

3. Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется «Станция Грамматики».

На этой станции дети учатся связывать слова в предложения, закреплять правильное произношение слов. Знакомятся с разными способами образования слов. Давайте и мы с вами поиграем в такую игру.

Игра «Где живут продукты?»

(у каждого продукта есть свой домик, угадай название домика)

Сахар –(ница); хлеб – (ница); масло – (ница); соль – (онка); - перец, чай, кофе, салат, конфеты.

А теперь давайте попробуем образовывать однокоренные слова, т. е. похожие друг с другом. Например: медведь – медвежата и т. д.

Игра «Продолжи цепочку».

Чай – чайник – чайничек.

Кофе – кофейник – кофейничек.

Нож, ковш, таз, кувшин.

Дети упражняются в составлении сложные и простые предложений.

Игра «Составь предложения из набора слов».

Коля, рыба, мальчик, удочка, ловить.

Петя, щенок, Шарик, каша, кормить.

Катя, клумба, цветы, на, поливала.

С, играли, мы, мяч.

Растет, душистая, поляна, на, земляника.

4. Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется «Сказки –рассказки». На этой станции дети учатся беседовать, высказывать свое мнение, учатся пересказывать небольшие сказки, рассказы. И мы давайте с вами попробуем рассказать и обыграть сказки.

Игра «Расскажи и обыграй сказку».

(родители делятся на 2 команды, каждой команде выдается картинка сказки, они должны рассказать и обыграть сказку).

Молодцы! Как вы интересно рассказали и обыграли сказку. Вам понравилось? (ответы родителей)

Большую роль в развитии речи играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связанно с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по - разному: монотонно и с интонацией. Ребенок сразу поймет разницу. Поэтому так важно при чтении произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясните ребенку, что интонация помогает точно передать свои мысли и чувства, отношение к другим людям.

Интонация включает в себя:

• мелодику (повышение и понижение голоса)

• темп (ускорение или замедление скорости произнесения фразы)

• ритм (чередование ударных)

• тембр (эмоциональную окраску голоса)

• логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова)

И помните главное:

— чаще общайтесь с ребенком;

— разговаривая с ребенком, обращайте внимание на свою речь, говорите спокойным тоном;

— чаще читайте и обсуждайте прочитанные книги, задавайте ребенку подробные вопросы по тексту и просите отвечать полным ответом.

Все это играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух.

Художественное слово в воспитании дошкольников.

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом. Напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту – все это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребенка.

Мы предлагаем вам, уважаемые родители, познакомится с памяткой:

«Как читать детям»

1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребенка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи – все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.

2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребенка.

3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.

4. Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.

5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребенка.

6. Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.

7. Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

Подведение итогов собрания, обмен мнениями.

Спасибо за плодотворную встречу! Желаем вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье. Пусть дети радуют вас! Успехов вам!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

*Наша речь состоит из предложений.

*Предложение - это законченная мысль.

*Предложения состоят из слов.

*Слова состоят из звуков.

*Звук - это то, что мы слышим и произносим.

*Буква - это то, что мы видим и пишем.

*Звук на письме обозначается буквой.

*Звуки бывают гласные и согласные.

*Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

*В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

*Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.

*На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

*Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

*Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, т. е. обозначают два звука («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]): - в начале слова (яма, юла); - после гласного звука (маяк, заюшка); - после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).

*Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

*Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

*Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

*Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

*Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

*Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

*Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

*Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

*Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

*Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

*Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка). (Такие слова лучше не брать).

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания для средней группы «Развитие коммуникативных способностей или учим детей общению» Цели: —помочь родителям лучше понимать природу внутренних переживаний ребенка; —показать родителям роль полноценного общения детей в развитии.

Конспект родительского собрания «Семья на пороге школьной жизни ребёнка» (подготовительная к школе группа)Конспект родительского собрания «Семья на пороге школьной жизни ребёнка» (подготовительная к школе группа) Уважаемые коллеги,предлагаю Вам конспект проведённого родительского собрания с практическими заданиями и вопросами о предшкольной подготовке.

Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность»Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Родительское собрание во второй младшей группе №1 «Сказка» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Цель:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи детей 6-го года жизни»
Опубликовано: 12 сентября 2024 в 15:36
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи детей 6-го года жизни»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Асташонкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 сентября. Первые Осенины. Передвижка

Осенины — череда праздников, которые отмечают осенью. Осенняя пора, когда сбор урожая и работа в поле закончены, — благоприятное время для празднования и отдыха. В этот период принято собирать гостей,...

13 сентября. День пословицы и поговорки. Передвижка «Пословицы и поговорки»

13 сентября отмечается необычный праздник — День пословиц и поговорок. Кладезь народной мудрости — так называют пословицы и поговорки. Они учат уму-разуму, воспитывают и, конечно, пригодятся при работе с...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД