Ольга Рыжайкина
Конспект родительского собрания в средней группе «Уроки финансовой грамотности в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрание в средней группе
по теме: «Уроки финансовой грамотности в семье»
Цель: повышение компетентности родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Публикация «Конспект родительского собрания в средней группе „Уроки финансовой грамотности в семье“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
Задачи: познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями; расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.
Предварительная работа: анкетирование родителей, подготовка игровых и проблемных ситуаций для мероприятия.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Форма проведения: круглый стол, дискуссия
Место проведения: групповая комната
Продолжительность: 40 мин
Ход собрания:
1. Вступительное слово воспитателя по теме:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Листы бумаги и карандаши помогут вам без труда записать какую-то мысль или вопрос, с которым вы хотели бы обратиться к родителям или к нам.
Сегодня мы поговорим об уроках финансовой грамотности в семье.
Финансовая грамотность представляет собой определенный уровень знаний, умений и навыков, который позволяет семье объективно оценивать экономическую ситуацию, положение в стране и другие составляющие и на основе этого принимать рациональные и необходимые решения в области управления ресурсами семьи.
Вокруг детей достаточно примеров обеспеченных людей. В первую очередь в глаза бросаются атрибуты роскоши и респектабельной жизни, - иногда их ещё называют эталонами успешности. Дети хотят так же стильно одеваться, иметь машину, посещать дорогие заведения. Однако, наряду с примерами успешности, вокруг масса историй, когда неумение управлять своими финансами оборачивается для людей крахом, денежными потерями. Несколько месяцев вполне успешной жизни могут привести к долгам,
банкротству на долгие годы.
В большей степени от семьи зависит, когда ребёнок начнёт переходить от иллюзий о беззаботной самостоятельной жизни, «где всё само - собой как – нибудь устроится», к попыткам планировать своё будущее, учиться и постигать то, что пригодится после выпуска.
Непременным атрибутом взрослой жизни становится жизнь финансовая. Конечно, в семье ребёнок постигает важные истины (например, то, что за деньги не купишь ни здоровье, ни друзей, но жизнь довольно рано даёт понять, что многие вещи имеют определённую цену в денежном выражении.
Среди взрослых людей часто бытует мнение: специально учить ребёнка финансовой сметке нет необходимости. Однако, как показывает практика, многие молодые люди, начинающие самостоятельную жизнь, оказываются попросту не готовы к взрослой жизни.
По большому счёту, постижение финансовой грамотности – это своего рода школа принятия взрослых решений. Научиться делать взвешенный выбор лучше всего тогда, когда есть возможность экспериментировать, делать ошибки. Набив шишки в школьном возрасте, научившись планировать денежные расходы, получив свой первый заработок, будучи ещё подростком, на собственном опыте осознав цену и значение денег в современной жизни, будущий выпускник приёмной семьи будет лучше готов к конкурентным условиям рынка труда, будет уверенным и подготовленным к своей финансовой независимости.
Успешность ребёнка с финансовой точки зрения во многом определяется тем, как он относится к жизни.
На отношение детей к деньгам в немалой степени влияет и то, как к ним относятся его родители и ближайшее окружение; как, когда и в каком тоне обсуждаются финансовые проблемы. Если в вашей семье нередки ссоры по поводу денег, если взрослые при детях ссорятся, обвиняют друг друга в том, что в семье не хватает денег, с завистью заглядывают в карман к соседям, имейте ввиду: именно в это время у ребёнка формируется отношение к деньгам и способам их приобретения. Чем быстрее взрослые придут к согласию, смогут посвятить ребёнка в финансовые вопросы семьи, тем больше шанс, что ребёнок не будет относиться к деньгам как к проблеме, вызывающей конфликты и скандалы.
Для любого взрослеющего ребёнка, не важно, кровного или приёмного, имеет большое значение возможность чувствовать себя полноправным членом семьи. В этом смысле ребёнку важно чувствовать, что родители больше доверяют ему там, где раньше ограничивались словами: «Подрастёшь- тогда посмотрим…»
Принимая непосредственное участие в хозяйственной жизни семьи, отвечая за свой блок вопросов (помощь в заготовке солений на зиму, очистка от снега двора, ребёнок на практике учится нести ответственность за свою работу, получает свою долю признания и уважения от всех членов семьи за свой вклад в решение её важнейших вопросов.
Финансовая грамотность – это эффективное управление личными финансами, краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, учет доходов и расходов, оптимизация соотношения между сбережениями и потреблением.
Среди взрослых людей часто бытует мнение: специально учить ребёнка финансовой сметке нет необходимости. Однако, как показывает практика, многие молодые люди, начинающие самостоятельную жизнь, оказываются попросту не готовы к взрослой жизни.
Провести анализ анкетирования (приложение)
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Прежде чем ответить на наши вопросы, просим Вас заполнить анкеты.
Анкетирование родителей
Анкета для родителей
«Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»
1. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
2. Надо ли проводить работу с детьми проводить работу по финансовой грамотности?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
3. Как вы относитесь с желанием детей иметь копилку?
- положительно
- отрицательно
- затрудняюсь ответить
4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
5. Умеет ли ребенок сам расплачиваться в магазине наличными?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
6. Как ребенок относится к труду?
- охотно принимается за дело
- неохотно принимается за дело
- затрудняюсь ответить
7. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
8. Знают ли дети профессии родителей?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
9. Знает ли ребенок на что тратятся деньги?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
10. Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
11. Имеет ли ребенок постоянные обязанности по дому?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
Задачи экономического воспитания дошкольников
– развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;
– формировать экономический кругозор (компетентность, первоначальные знания и умения, предпосылки экономического мышления;
– помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем предметном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в экономических отношениях;
– воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.);
– развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.
Первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это, естественно, не самоцель, а необходимое условие жизни и развития семейных отношений.
Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев.
В нашем дошкольном учреждении используем разнообразные формы и методы формирования у детей финансовой грамотности.
Формы и методы по экономике
Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности проходит через взаимосвязь со всеми образовательными областями ФГОС дошкольного образования, что способствует всестороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогут сюжетно- ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
Ведущий: Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться.
Сегодня мы вам предлагаем, отправиться в увлекательное путешествие в «игровой мир экономики».
Ведущий читает стихотворение Ш. Галлиева «Три копейки на покупку»
«Маму в магазин провожает сын,
Три копейки ей даё т: Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть!
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить…»
Ведущий: Финансовой грамотности, то есть представлению, откуда берутся деньги и как их правильно тратить, стоит учить с детства. Если малыш будет чётко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, он быстрее осознает устройство взрослого мира.
1. «Знатоки экономики»
Разминка: Экономические загадки:
• Люди ходят на базар: там дешевле весь…. (товар)
• На товаре быть должна обязательно (цена)
• Как ребенка нет без мамы, сбыта нету без (рекламы)
• Чуть оплошаешь - так в тот же момент рынок захватит весь твой (конкурент)
• Коль трудился круглый год, будет кругленьким (доход)
• Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить (налоги)
• Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой (вклад)
• Приносить доходы стал в банке папин …. (капитал)
• На рубль-копейки, на доллары-центы, бегут, набегают в банке (проценты)
• Мебель купили, одежду, посуду, брали для этого в банке мы (ссуду)
• Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)
• И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)
• В банке для всех вас висит прокламация: «деньги в кубышках съедает…» (инфляция)
• Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)
Ведущий: Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?
Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить кредит, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.
Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами
Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
• Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
• Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
• Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.
Ведущий: Уважаемые родители, дети думают, можно купить всё, что хочешь? Иметь всё, что хочешь? Так ли это. Давайте проверим. Возьмите лист бумаги. На одной стороне нарисуйте яблоко. Теперь переверните листок, и на обратной стороне нарисуйте грушу. Хорошо. А сейчас возьмите ножницы и вырежьте, и яблоко, и грушу.
А что вы так растерялись? Можно вырезать сразу оба фрукта? Конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: любую покупку нужно планировать заранее.
Ведущий: Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
2.«Экономика в сказках»
1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).
3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).
4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)
5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).
6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).
7. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)
Ведущий: Уважаемые родители! Знакомя детей с тем, что такое услуги и товары, мы показываем детям, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Тем самым воспитываем уважение к любой работе.
Скажите, пожалуйста, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).
Ведущий: Предлагаю рассмотреть несколько ситуаций.
• Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 10 рублей. Мама дала ей 15 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?
Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 5рублей, т. к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 15 рублей, что 5рублей. Ребенок не принесет сдачу с 15, не принесет и со 100 рублей.
• Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?
Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.
• Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?
Нет, за оценки платить ребенку нельзя. Потом скажет, что мало платишь, будете платить все больше и больше.
3. «Все в наших руках»
Ведущий: Чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.
Кто хочет свой товар продать,
Тот с нею должен подружиться
И будут так товар хвалить,
Что долго он не залежится.
Ведущий: Вы, конечно, догадались, что речь идет о РЕКЛАМЕ.
Ведущий: Уважаемые родители! Скажите, пожалуйста «Для чего нужна реклама?»
(Она помогает купить самые лучшие товары. Помогает узнать, где можно купить дешёвые товары.)
Ведущий: Какие виды рекламы вы знаете?
(Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама, движущаяся реклама, щитовая реклама, крутящиеся рекламные щиты).
Ведущий: Сейчас вам предстоит возможность попробовать себя в роли рекламного агента.
4. Игра: «Рекламный агент»
Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К лету они планируют начать выпуск двух новых сортов мороженого МОЛОЧНОЕ и ШОКОЛАДНОЕ. Придумайте слоган к рекламе мороженого.
Что характерно для хорошей рекламы: КРАТКОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ.
5. «Конечная»
Заключение
В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.
Полезные советы родителям
1. Рассказывайте детям о своей работе
Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы должны быть довольны своей работой и зарплатой! Поделитесь этой радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом малышу. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде; помогут вашим детям стать самостоятельными.
2. Не скрывайте от детей свое материальное положение
Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери «можем ли мы себе это позволить?», «не очень ли это дорого?».
З. Не приучайте детей к излишествам
Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.
4. Формируйте у детей разумные потребности
Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», чаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети должны стремиться делать покупки, вместе с тем, им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить желание.
5. Учите детей бережливости
Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.
6. Помогите детям осознать стоимость вещей
С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т. д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т. е. купили на заработанные деньги.
7. Привлекайте детей к работе по дому
Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите ленивого ребенка, не способного даже к самообслуживанию.
8. Дети должны знать цену деньгам
Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами, и понимали, чего стоит заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети знают цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Дайте возможность ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньгами, которые выдаются родителям за их труд.