Светлана Овсяникова
Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Как помочь ребенку стать внимательным»
▼ Скачать + Заказать документы
Место проведения: помещение группы № 9
Форма проведения: собрание-студия
Участники: родители, воспитатели, педагог-психолог
Цели:- познакомить с определением понятия внимания и его основными свойствами;
- показать основные упражнения и игры на развитие внимания ребенка.
Предварительная работа:
- изготовление приглашений на собрание для родителей;
- анкетирование родителей;
- подбор слайдов «Внимание как познавательный процесс»;
- подбор литературы о методах развития внимания ребенка и о психологии познавательных процессов его личности;
Публикация «Конспект родительского собрания в подготовительной группе „Как помочь ребенку стать внимательным“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- подбор материалов с описанием игр и упражнений.
Ход мероприятия:
1. Вводная часть.
Родители под музыку занимают места за тремя столами - образуют рабочие группы.
Воспитатель (В.) Добрый день, уважаемые родители! Представим себе ситуацию, что вы просите ребенка принести книгу, стоящую слева на второй полке книжного шкафа в вашей комнате. Сомневаюсь, что ребенок сразу правильно выполнит вашу просьбу, или, как правило, начнет задавать массу уточняющих вопросов. Подобная ситуация может прояснить степень развития внимания и готовности ребенка к школе. Итак, тема нашего собрания - «Как помочь стать ребенку внимательным».
Сегодня будет собрание-студия, поэтому мы разделили вас на три группы. Предлагаю каждой группе участников продолжить фразу: «Внимательный ребенок – это….»
Представитель каждой группы читает вслух коллективно продолженную фразу, а воспитатель обобщает мнение участников собрания.
В. «Внимательный ребенок – это умеющий сосредоточиться, усидчивый. Доводит до конца любое дело, которым занимается. С другой стороны, может быть внимательным и к окружающим, проявлять заботу».
Затем воспитатель рассказывает о результатах заранее проведенного анкетирования родителей (приложение № 1)
В. В ходе собрания предлагаю более глубоко и детально разобраться в том, что такое внимание и как его развивать. Поможет нам в этом педагог-психолог.
2. Основная часть:Педагог-психолог (П.) демонстрирует слайды «Внимание как познавательный процесс».
П. Успехи вашего ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированной у него способности быть внимательным. Давайте вспомним стихотворение С. Маршака «Человек рассеянный» (слайд – отрывок из стихотворения). Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе.
Внимание (следующий слайд) – важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Попробуйте объяснить ребенку, что значит слово «внимание». Что именно он должен сделать, услышав это слово от вас или от воспитателя? Опишите состояние, когда вы внимательны, а потом расскажите ребенку, что это значит. Например: «Когда я прошу тебя быть внимательным, это означает, что нужно убрать из рук все лишнее, сесть прямо, смотреть на рисунок и сосредоточиться на том, что нарисовано».
А если вы попросите ребенка одной рукой нарисовать круг, а второй – треугольник, состояние, которое потребуется для качественного выполнения этого задания, и есть состояние внимания.
Распределение внимания (следующий слайд) – внимание двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Очень важно, чтобы ребенок понимал, чего от него требует взрослый. Удивительно, но когда воспитатель на занятии перестает говорить: «Не отвлекайтесь! Не вертитесь! Вы такие невнимательные», а вместо этого произносит: «Когда я говорю «внимание», я жду, чтобы вы положили руки на стол, сели прямо и стали смотреть на меня», - дети тут же начинают его понимать.
Переключение внимания (следующий слайд) – перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
Внимание – не раз и навсегда данное качество, его можно и нужно развивать. Дошкольнику это сделать очень трудно. Ему надо помочь научиться управлять своим вниманием, и главными помощниками ребенку могут стать мама и папа. Вот условия, при соблюдении которых можно развить у ребенка необходимое качество:
- занятия по тренировке внимания должны быть регулярными и продолжаться в течение сколь угодно долгого времени, пока не появятся нужные результаты;
- родителю самому должны быть интересны задания, которые он предла-гает ребенку, чтобы можно было выполнять упражнения вместе;
- во время занятий родитель должен быть спокойным и доброжелательным.
Возьмите памятки, в них вы найдете простые рекомендации, как развить внимание дошкольника (приложение № 2)
П. (следующий слайд) К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных качеств личности дошкольника относятся игры и игровые упражнения.
Если ребенок уже знает, что такое внимание, с ним можно организовать простую игру. Кстати, лучше, если все упражнения, которые, вы собираетесь выполнять, были бы преподнесены как игра. Тогда появляются положительные эмоции, интерес.
Воспитатель и педагог-психолог предлагают родителям побывать в роли детей и выполнить упражнение, направленное на развитие внимания (для каждой группы свое). Время выполнения – не более пяти минут. (приложение № 3).
Далее воспитатель предлагает участникам игры и упражнения на тренировку основных свойств внимания – игровой калейдоскоп (приложение № 4)
3. Рефлексия. В. Итак, прежде чем начать решать проблему со вниманием у малыша, определитесь, какого результата вы хотите достичь? Остерегайтесь ставить слишком высокие цели, если ребенок еще не умеет малого. Например, мама хочет, чтобы сын самостоятельно умел сосредоточиться при выполнении любого задания. Если он на данном этапе жизни плохо концентрирует внимание даже тога, когда ему об этом напоминают, то для начала имеет смысл сформулировать задачу: научить мальчика направлять и удерживать внимание на нужном предмете или действии в течение хотя бы пяти минут.
Поддерживайте своих детей, создавайте хорошее настроение им и себе, выполняйте упражнения, и вы обязательно добьетесь результата.
Подводя итоги, предлагаю вам закончить одну из фраз:
- сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание….
- для развития внимания ребенка нужно….
- предлагаю…
Приложение № 1
Анкета для родителей1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения какого-либо задания?
Да Иногда Нет Очень часто
2. Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?
Да Трудно сказать Нет
3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?
Приложение № 2
Как развить внимание
(памятка для родителей)
- Приобретайте и читайте книги с играми и упражнениями на развитие внимания, многие из них заинтересуют ребенка.
- Играйте вместе с ребенком в игры, развивающие все свойства внимания.
- Учите малыша играть в шахматы и шашки, ведь их называют «школой внимания».
- Развивайте у дошкольника наблюдательность – умения замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, а незнакомое – в знакомом.
Приложение № 3
Упражнения направленные на развитие внимания.
Первая группа – «Нарисуй бусинки»
У каждого участники лист бумаги и цветные карандаши. Упражнение родители могут выполнять без сопровождения педагогов, задание проводится на карточке, например: «Нарисовать пять бусинок разных цветов и размеров так, чтобы средняя была желтая, а последняя самая маленькая».
Вторая группа – «Нарисуй узор» (графический диктант)У каждого участника лист бумаги с отмеченной точкой. Воспитатель диктует действия, а родители должны нарисовать узор до конца строки под диктовку, не отрывая карандаша от бумаги. Например: «Одна клетка вниз – одна клетка вправо - одна клетка вверх - одна клетка вправо - одна клетка вниз - одна клетка вправо - одна клетка вверх». (Как вариант – нарисовать под диктовку фигуру и раскрасить).
Третья группа – «Что изменилось?»Предварительно педагог-психолог раскладывает на столе 10-15 мелких предметов (ластик, карандаш, блокнот и др.) и накрывает газетой. Приглашает одного из участников группы проверить свою наблюдательность - в течение 30 секунд ознакомиться с расположением предметов, потом повернуться спиной к столу. В это время педагог-психолог перекладывает 3-4 предмета на другие мета, затем просит играющего повернуться, посмотреть на предметы и ответить на вопрос: «Что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?». Особенно интересно, если предметы просто не перекладывают и не убирают. Это в большинстве случаев вызывает замешательство.
Приложение № 4
Игровой калейдоскоп на развитие устойчивости
и переключения внимания«Пуговица»Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в любом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Можно усложнить игру, используя большее количество клеток и пуговиц. В нее же полезно играть для развития памяти, пространственного восприятия и мышления.
«Найди отличия»Все дети с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать приятное с полезным – предложить малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (котенка, рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить отличия.
Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием попросить ребенка найти несоответствия.
«Съедобное – несъедобное»Взрослый кидает ребенку мяч и при этом называет предметы – съедобные и несъедобные. Если предмет съедобный, малыш ловит мяч, если нет – отбрасывает.
«Летает – не летает»Взрослый называет предметы. Если предмет летает, малыш поднимает руки, если нет – руки ребенка опущены. Взрослый может сознательно ошибаться, а ребенок, часто непроизвольно, в силу подражания, поднимает руки. Необходимо реагировать своевременно, быть внимательным.
«Найди лишнее»Взрослый называет четыре слова: три слова связаны между собой, а четвертое – лишнее (слива, яблоко, груша, ворона). Ребенок называет или рисует лишнее слово.
«Будь внимательным»Взрослый называет ребенку любые слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если сбивается, необходимо повторить игру с начала.
Еще можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем – объединить первое и второе задания: хлопать в ладоши на слова, обозначающие животных, и вставать при произнесении слов, обозначающих растения. Такие упражнения развивают внимание, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Интереснее проводить такие упражнения с несколькими детьми.
«Зеркало»Один из играющих – зеркало, а другой – дама или кавалер, собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). Зеркало должно в точности копировать движения своего партнера по игре. При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями.
Затем можно включить музыку и предложить ребенку нарисовать ее. Пока он рисует музыку, взрослый – зеркало воспроизводит движения художника. При этом руки художника, производящие линии мелодии, не соприкасаются с руками своего зеркального отражения, хотя и располагаются очень близко. Возникает эффект синхронного движения, требующий сосредоточенного внимания к партнеру. В процессе игры партнеры меняются ролями («Теперь ты – зеркало»).
«Маленький жук»Перед двумя игроками поле, расчерченное на клетки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх. Взрослый диктует малышу ходы, а тот передвигает по полю жука в нужном направлении, причем делает это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Например: «Одна клетка вверх, одна клетка влево, одна клетка вниз, одна клетка влево, одна клетка вниз. Покажи, где остановился жук».
Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться на клеточном поле.
Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено – перейти к движению по полю из 24, 36 клеток, усложнить задания ходами: две клетки наискосок вправо-вниз, три клетки влево и т. д.