Марина Лосева
Конспект родительского собрания «Развитие монологической речи у детей 5–6 лет посредством использования кейс-технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
• создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;
• актуализация отношения родителей к проблеме развития монологической речи детей;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
• обучение родителей работе с кейс- иллюстрацией и фото кейсом, помогающей совершенствовать монологическую речь ребенка;
• активизация речевого общения в семье.
Оборудование: конспект для изучения теоретических моментов, составленный для родителей; фото-кейсы для составления рассказа (2 шт.); памятка для родителей
Актуальность выбранной темы обусловлена условиями развития современного общества, когда информационные технологии всё глубже проникают в жизнь людей и, к сожалению, это не всегда положительно отражается на наших детях.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в очередной раз, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.
Речь играет важную роль в жизни человека, а речь наших детей становится все более актуальной проблемой в нашем обществе- ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.
Одной из основных задач по развитию речи является развитие монологической речи у детей. Что такое монологическая речь? (ответы родителей).
Воспитатель: Спасибо, вы все верно сказали. Монологическая речь – это развернутое, последовательное изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, грамматически правильно и точно.
Воспитатель:
Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания. Самой новой формой эффективных технологий обучения и развития современных дошкольников, является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Монологическая речь - очень сложная форма речи для детей старшего дошкольного возраста. И сейчас, мы только учимся с помощью фото-кейсов, кейс-иллюстраций моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявляет свои способности, выражает эмоции и интересы.
Так что же такое это кейс- технология? Название кейс-технология произошло от латинского «casus» – запутанный, необычный случай; а также от английского «case» – портфель, чемоданчик. Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дети должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, развивая монологическую речь.
Монологическая речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, развитием мышления, умением полно, связно, последовательно передать содержание готового текста.
Уважаемые родители, как можно помочь пополнить словарный запас наших детей? Как вы думаете?
Чтобы продолжить работу по развитию монологической речи, начатую в детском саду и вырабатывать способность к связному рассказу, надо постоянно стимулировать речевую активность детей, пополнять и расширять словарь детей, чтобы дети излагали свои впечатления и т. д. Но для этого вовсе не обязательны специальные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.
Для этого используйте все, что ваш ребенок видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор. " - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья. " К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
-Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. - Развитие речи ваших детей происходит не только в детском саду в непосредственно образовательной деятельности или при чтении художественной литературе, но и в течение всего дня.
Поэтому, постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.
Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей, учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.
Дорогие родители, давайте не забывать, игра – основной вид деятельности детей. Поэтому, чаще играя с ребенком в игры дома, у детей будет развиваться речь, мышление, фантазию. Т. к. в игре часто, и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит вам интерес к владению бесценным даром слова. А сейчас я познакомлю вас как можно с помощью кейс технологии развивать у детей монологическую речь.
Кейс-иллюстрация. Это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение.
Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.
3) Фото-кейс. Схож с кейс-иллюстрацией, только вместо картинки детям демонстрируется фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
Сейчас мы с вами рассмотрим фото-кейсы, которые можно использовать дома, вы будите развивать речевые способности у ваших детей. В «фото – кейс» входит:
- Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
- Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
- Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Пришло время, обратить внимание на слайды, здесь представлены вашему вниманию кейсы.
Внимание на экран!
На первом этапе знакомимся с фотографией «Ребенок переходит дорогу».
Предлагаю сформулировать проблему исходя из данной фотографии: (желающий формулирует проблему)
- Ребенок переходит дорогу в неположенном месте, он нарушает правила дорожного движения. Какие последствия могут быть?
На втором этапе демонстрирую фото 2. «Ребенок переходит дорогу»
Задаю вопрос для проведения «мозгового штурма» : Что мальчик не учел, переходя дорогу в неположенном месте? Как найти выход из данной проблемной ситуации? Родители проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение в виде полных ответов на вопросы.
На третьем этапе родители примеряют поступок мальчика на себя, выбирают самое оптимальное правильное решение.
На четвертом этапе родители делают вывод, что переходить дорогу надо только по пешеходному переходу «зебре».
Таким образом, применение фото-кейс -технологии, оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности ребенка.
Предлагаю вашему вниманию кейс – иллюстрации
Внимание на экран!
Игра с использованием иллюстрации «Царевна-Лебедь. Какая она?»
Ход игры: В эту игру интереснее играть всей семьей, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм. Загадываем слово «Царевна-Лебедь». Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какая она?».
Например: спокойная, волшебная, ласковая, легкая, светлая, нежная, красивая, грациозная, сказочная, таинственная, гордая, нетороплива. Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
Этот метод можно применять регулярно. Однако эффективность развития монологической речи во многом зависит от умения организовать игру, направлять беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в игру всех членов семьи.
Таким образом, одним из эффективных технологий обучения деятельностного типа является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
Я благодарю за внимание и надеюсь на то, что представленные методы кейс технологии будут успешно вами успешно использоваться для развития монологической речи ваших детей.
А теперь подошла пора прощаться…
Уважаемые родители, поддерживая работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, рассматривайте с детьми фото, иллюстрации, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребё нок расскажет получившийся рассказ своим родным: сестрёнке, бабушке, папе, своей любимой игрушке. Это уже первые шаги в овладении монологической речью.
Для придумывания новых рассказов, сказок дома, вместе подберите несколько фотографий, картинок, позволяющих развивать у ребенка монологическую речь. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий ребенку. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания. Как другой вариант - можно попробовать составить сюжетный логический рассказ, если каждый играющий будет добавлять по предложению.
Вопросы родителей.
Вывод-Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей, т. е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших руках.
Желаю вам удачи!