Марина Грицкова
Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей «Экспериментирование детей в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Экспериментирование детей в семье»
(средняя группа).
Цель:
Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.
Задачи:
Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребёнком-дошкольником.
Ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста.
Публикация «Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей „Экспериментирование детей в семье“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
Совершенствовать умение общаться с детьми.
Предшествующая работа:
1. Оформить консультацию для родителей «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях».
2. Провести анкетирование родителей «Детское экспериментирование дома».
3. В ходе совместной деятельности с детьми изготовить приглашения для родителей.
4. Оформить консультацию для родителей «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях».
Материал и оборудование:
Презентация, шаблоны бумажных цветов, карандаши, ножницы, тарелки с водой; бутылки с минеральной водой, виноградинки, прозрачные стаканы; вода в стаканчике, стаканчик пустой, соломинка для коктейля; тарелка с молоком, пипетки, бутылочки с пищевым красителем, жидкость для мытья посуды, ватные палочки; альбомные листы, памятки, ручки.
Ход СОБРАНИЯ
В. : Здравствуйте дорогие родители! Мы всегда рады видеть вас здесь. Спасибо за то, что вы пришли на нашу встречу. Это родительское собрание я хочу открыть словами В. А. Сухомлинского:
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Прогресс развития человечества не стоит на месте и в связи с этим с каждым годом к нашим деткам предъявляются все новые требования к полученным ими знаниями. Поэтому гораздо важнее получить любознательного ребенка-первооткрывателя, исследователя того мира, который его окружает. А средством познания дошкольником окружающего мира является - экспериментальная деятельность.
Воспитатель:
- Я бы хотела спросить вас, родители, что такое экспериментирование?
(родители высказывают свои предположения)
Воспитатель:
Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата.
Воспитатель:
Кто может сказать, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?
(ответы родителей).
Воспитатель:
Вы правильно сказали, что экспериментирование имеет большое значение в умственном развитии ребенка. Перед ним стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Также экспериментирование способствует развитию любознательности и познавательного интереса, мелкой моторики, воображения.
Воспитатель:
Что на ваш взгляд необходимо сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?
(ответы родителей)
Воспитатель:
Вы правильно подметили, что необходимо родителям :
- самим быть любознательными.
- давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок чем-то заинтересовался
- предлагать новые интересные объекты для исследований.
- не ругать ребенка за сломанные вещи, если они разбираются с целью изучения.
- стараться отвечать на все вопросы ребенка.
Если вы захотели сами предложить ребенку тему для экспериментирования, то нужно придерживаться некоторых правил при выборе темы.
Правила при выборе темы
1. Тема должна быть интересна ребенку, быть с элементами неожиданности и необычности, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен получить новые знания, умения, навыки, раскрыть лучшие стороны своего интеллекта).
3. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, учитывая особенность детей средней группы. Они еще не способны концентрировать свое внимание на одном объекте долговременно.
В нашем детском саду оборудован уголок опытно – экспериментальной деятельности. Он состоит из мини лаборатории. Хозяйка уголка - обезьянка Всезнайка. В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путё м познают тайны живой и неживой природы:
Природный материал
Специальная посуда
Утилизированный материал
Прочие материалы: это приборы – помощники
Технический материал
Медицинский материал
Коллекция семян
При проведении экспериментально-исследовательской деятельности обязательно соблюдаются все правила безопасности.
Воспитатель:
Уважаемые родители,скажите, пожалуйста, какие правила безопасности необходимо учитывать проводя эксперимент?
(ответы родителей)
Воспитатель:
При организации работы с живым объектом следует соблюдать следующие правила:
1. Выбирая живой объект, нужно убедиться, что данный экземпляр обладает спокойным характером и не является агрессивным.
2. Никогда нельзя проводить эксперименты с незнакомым объектом.
3. Во время эксперимента надо создать спокойную обстановку, не нервировать животное и не позволять этого делать детям.
4. Категорически запрещаются эксперименты с больными животными.
5. При переноске животного из одного места в другое необходимо дать ему время освоиться на новом месте.
6. Если во время проведения эксперимента животное начало нервничать, эксперимент следует прекратить, а животное изолировать от детей.
7. От взрослого требуется умение прогнозировать поведение животных, а в случае какой-либо опасности принять удар на себя и защитить детей.
С детьми 5 лет экспериментирование ведется в нескольких направлениях:
-неживая природа;
-живая природа
-человек;
-физические явления;
-рукотворный мир.
Воспитатель:
Уважаемые родители, подумайте и предложите эксперименты, которые вы можете провести с детьми в домашних условиях. Первая подгруппа расскажет нам про эксперименты с неживой природой, вторая - с живой природой, а третья - «Я человек».
(родители совещаются и отвечают)
Воспитатель:
Молодцы! Вы подобрали много правильных и интересных экспериментов.
Воспитатель:
А сейчас предлагаю вам превратиться в детей и немного поэкспериментировать.
(Родители по подгруппам выполняют задание)
«Волшебные краски» (Смешивание цветов)
Воспитатель:
У вас на столах стоят несколько стаканов, наполненных чистой водой, три баночки с концентрированным раствором красок разного цвета – красной, желтой, синей.
Воспитатель:
Ложкой добавьте в каждый стакан немного разной краски. Обратите внимание на то, какой цвет приобрела вода: в одном стакане стала розовой, в другом – желтой, в третьем – синей. Добавляем еще той же краски так, чтобы убедится: вода стала ярче и темнее.
Воспитатель:
А теперь я предлагаю вам смешать две краски. Как вы думаете: «Если к синей добавить желтую, то какая краска получится (зеленая) А если вы в красную воду добавите синей краски, то какой цвет получите в результате? (фиолетовая)
Рисование на мокром листе
Воспитатель:
Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку, пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски - вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.
Воспитатель:
Как известно, ни одну воспитательную, или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Признавайте за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Свое выступление хочется закончить китайским изречением:
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я делал, я знаю!»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста:-СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
2. Мартынова Е. А. ,Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : -Волгоград: Учитель, 2011.
3. Гризик Т. И. Познаю мир. – М. : Просвещение, 2000.
4. Дыбина О. В. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для детей дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2004.
5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. :ТЦ Сфер