МААМ-картинки

Логопедическая гостиная «День за днем говорим и растем!» Конспект родительского собрания

Лариса Козионова
Логопедическая гостиная «День за днем говорим и растем!» Конспект родительского собрания
▼ Скачать + Заказать документы

Логопедическая гостинная «День за днем говорим и растем

Семинар – практикум «Артикуляционная гимнастика – основа постановки звуков»

Цель: Повышение логопедической компетентности родителей в преодолении нарушений звукопроизношения.

Задачи:

1. Рассказать родителям о специфике работы логопункта.

2. Ознакомить с результатами диагностики речи детей.

Публикация «Логопедическая гостиная „День за днем говорим и растем!“ Конспект родительского собрания» размещена в разделах

3. Уточнить знания родителями логопедических терминов (логопедических заключений).

4. Познакомить с этапами работы над звуками.

5. Ознакомить родителей с правилами выполнения домашних заданий.

6. Уточнить знания родителей об организации проведения артикуляционной гимнастики.

7. Закрепить практические навыки выполнения артикуляционных упражнений.

8. Заинтересовать родителей в оказании помощи своим детям по введении звуков в речь.

Организация: сидя за столами, родителям предлагается чашечка чая (по желанию).

Оборудование:

- листочки и ручки (по количеству человек);

- зеркала (по количеству человек);

- снежинки из салфеток;

- предметы для дыхательной гимнастики;

- буклеты «Занимаемся дома»;

- комплексы артикуляционных гимнастик;

- направления на консультацию к невропатологу.

Ход встречи:

Логопед :

Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня на нашей встрече я расскажу Вам об особенностях работы учителя-логопеда в условиях детского сада, о результатах диагностики Ваших детей. Так же мы разберемся в основных логопедических заключениях, более подробно узнаем, что такое дислалия и дизартрия. Поговорим о том, как наиболее эффективно выполнять домашние задания. Поучаствуем в семинаре-практикуме по проведению артикуляционной гимнастики. В конце нашей встречи я отвечу на все интересующие Вас вопросы.

На территории нашего города существует три формы организации логопедических занятий с детьми, это:

- частные логопедические занятия (принимаются все желающие);

- посещение детьми специализированных логопедических групп или садов (в Кунгуре есть логопедический сад № 9 и логопедические группы в ДОУ № 36, зачисляются дети со сложными речевыми диагнозами);

- посещение логопедических занятий в условиях логопункта при ДОУ.

Более подробно остановимся на последней форме. Работа логопункта регулируется «Положением», подписанным администрацией города. По положению на одну ставку приходится 20 рабочих часов в неделю, из них 16 часов – на работу с детьми и 4 часа на работу с документацией и заполнение тетрадей для домашних заданий. Дети на логопункт зачисляются по рекомендациям специалистов центра диагностики и консультирования. В сентябре учителя-логопеды Центра диагностики и консультирования выходят в детский сад, проводят диагностику речи детей старшей и подготовительной группы, выдают справку, на основании которой заведующая детским садом издает приказ о зачислении детей на логопункт.

Далее логопед рассказывает о результатах диагностики детей, оглашает список детей, зачисленных на логопунктдля занатий.

Логопед :

Развитие речи происходит в разных направлениях:

- Связная речь (умение ребенка говорить развернутыми предложениями, пересказывать сказки и рассказы, составлять рассказы из опыта, описательные рассказы, составлять рассказы по серии сюжетных картинок);

- Грамматический строй речи (словообразование (из стекла – стелянный, словоизменение по числам (стол – столы, родам (красный флаг, но красная юбка, по падежам, правильное употребление предлогов, при согласовании различных частей речи правильное употребление окончаний слов (один карандаш, два карандаша,, пять карандашей);

Словарный запас. В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) В предложении используются все части речи. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т. п., называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов.

Фонематический слух – это умение различать на слух звуки речи, впоследствии умение выделять по порядку звуки в словах для дальнейшего правильного письма в школе. К этому мы вернемся в подготовительной группе.

Звукопроизношение. К пяти годам в норме ребенок должен правильно произносить все звуки речи.

А сейчас я бы хотела познакомить вас с логопедическими заключениями, которые встречаются у детей вашей группы. Начнем с самых легких. Итак:

НПОЗ (неправильное произношение отдельного звука, остальные компоненты речи не нарушены)

ФНР (фонетическое недоразвитие речи) – нарушено произношение нескольких звуков;

Фонематическое недоразвитие речи – нарушение фонематического слуха при нормальном звукопроизношении;

ЛГНР (лексико – грамматическое недоразвитие речи);

ФФНР (фонетико – фонематическое недоразвитие речи) – нарушено звукопроизношение и снижен или не развит фонематический звук;

НОНР (не резко выраженное общее недоразвитие речи) – незначительные нарушения во всех речевых компонентах;

ОНР (общее недоразвитие речи) – значимые нарушения во всех компонентах развития речи. Подразделяется на три уровня: 1 уровень – речь отсутствует или в речи отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания; 2 уровень – речь малопонятная, сильно сокращенные слова, простая фраза; 3 уровень – речь довольно понятная, со множеством нарушений звукопроизношения, ограниченным словарным запасом и нарушениями в других компонентах речи.

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе, сохранном интеллекте и сохранной иннервации мышц речевого аппарата.

Проявления: расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лет.

Причины:

- недостаточное развитие движений органов артикуляции

- недостаточная сформированность фонематического слуха («как слышу, так и говорю»)

Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, возникающее в результате органического поражения центральной нервной системы (нервных тканей и клеток головного мозга, а также проводящих путей от центральной нервной системы к мышцам артикуляционного аппарата.

Проявления: ограничение движений органов артикуляции, невозможность удержания нужной артикуляционной позы, саливация (излишнее слюнотечение, постоянно приоткрытый рот, мокнущие уголки рта, речь не внятная, малопонятная, нарушена звуко-слоговая структура слов, трудность ввода звука в речь.

Причины:

- внутриутробная инфекция

- токсикоз во время вынашивания ребенка

- нарушения родовой деятельности у матери (скорые или затяжные роды)

- родовые травмы

- гипоксии (кислородное голодание, обвитие пуповины вокруг шеи)

- травмы головы

- инфекционные заболевания на первом году жизни.

Итак, перейдем к непосредственной работе логопеда :

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

I. Подготовительный этап.

Задачами данного этапа являются:

развитие умения узнавать и отличать нарушенный звук на слух; формирование артикуляторной базы (достаточной подвижности языка, губ). На данном этапе выполняется артикуляционная гимнастика. Гимнастику необходимо выполнять каждый день перед зеркалом.

II. Этап постановки звука.

III. Этап автоматизации (закрепления) звука.

После постановки изолированного звука, следует продолжительный этап включения звука в самостоятельную речь ребенка, причем в строго определенной последовательности: сначала в слогах, затем в словах, предложениях и в связных высказываниях. На этапе автоматизации звука занятия родителей с детьми по заданию логопеда необходимы. Их следует проводить ежедневно около 15 мин.

YI. Этап дифференциации.

Иногда в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук там, где не надо (ш – шобака, Шаша). Поэтому часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации записываются в индивидуальном порядке.

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

- весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

- задания должны быть прочитаны ребенку;

- все задания выполняются до конца;

- ежедневно выполняются дыхательная и артикуляционная гимнастики, различные упражнения по отработке звуков.

Для формирования правильного отношения к речевому нарушению у ребенка нужно:

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Из всего вышесказанного Вы, уважаемые родители, увидели, что самыми важными для постановки звуков являются два направления:

1. Дыхательная гимнастика

2. Артикуляционная гимнастика.

Начнем с дыхания. Кто может рассказать, какое же оно – правильное речевое дыхание? (выслушиваю ответы) Итак, правильное дыхание для речи

– это нижнереберное дыхание или диафрагмальное, так в легкие попадает больше кислорода;

- вдох через нос, плечи при этом не поднимаются, «надуваем шарик в животе»;

- выдох плавный, свободный через рот, щеки не надуваются, «сдуваем шарик».

Попробуем вместе. У вас на столах лежат снежинки, кладем снежинку на ладонь – Вдох! – Выдох! Молодцы! Таких подходов может быть до пяти.

(Выполнют 3-4 подхода.)

Логопед :

А теперь поиграем в «Футбол» (на столы ставятся «ворота» нужно «забить гол», задувая ватный шарик в ворота). Не забываем: вдох через нос, выдох через рот! У Вас здорово получилось!

Логопед :

Если у ребенка не получается «надувать шарик» сидя или стоя.

Начинаем с лежачего положения. На живот кладем игрушку и наблюдаем, как на вдохе игрушка поднимается, а на выдохе опускается.

Второе, самое важное направление – артикуляционная гимнастика.

По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.

Цель проведения артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

6. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

А сейчас я предлагаю взять в руки зеркала и вместе со мной поучиться выполнять артикуляционные упражнения, ведь от правильного выполнения их вами зависит правильность выполнения упражнений вашими детьми. Итак, готовы?

(родители берут в руки заранее приготовленные зеркала)

Упражнения для губ

1. Улыбка - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка) - вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик - губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор) - зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка – Хоботок - чередование положений губ.

Статические упражнения для языка

1. Окошечко - рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Чашечка - рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4. Иголочка - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится) - рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6. Желобок - язык просунуть через округленные губы. Боковые края языка загнуты вверх.

7. Грибок - рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

1. Часики (Маятник) - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2. Змейка - рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

3. Качели - рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. Футбол (Спрячь конфетку) - рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5. Чистка зубов - рот открыт. Языком водить по верхним и нижним резцам с внутренней стороны зубов.

6. Лошадка - присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

7. Гармошка - рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

8. Маляр - рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

9. Вкусное варенье - рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

10. Оближем губки - рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

11. Дятел - рот открыт. Я зык в форме «чашечки» поднят за верхние зубы. Кончик языка стучит: «Д, д, д, …»

12. Барабан - тоже, что и «Дятел», но произносим «Дын, дын, дын, …».

13. Балалайка - выполняем упражнение «Барабан». В это время чистым, прямым пальцем водим по языку вправо – влево. Слышим: «Дрын, дрын, дрын, …»

Логопед :

Молодцы! Я думаю, что ваши дети, глядя на вас, будут стремиться выполнять упражнения правильно!

Далее логопед раздает подготовленные рекомендации для детей, не попавших на занятия и для всех буклеты по проведению дыхательной и артикуляционной гимнастики. Выслушивает и отвечает на вопросы родителей. Благодарит за внимание.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителя в средней логопедической группе. Родительские собрания № Содержание работы Цель Сроки Участники 1 Организационное - Познакомить родителей с результатами логопедического.

Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ» 20 декабря 2012 года на базе нашего детского сада "Ягодка" прошел семинар-практикум для родителей на тему:"Многообразие способов развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая гостиная «День за днем говорим и растем!» Конспект родительского собрания
Опубликовано: 2 марта 2013 в 20:41
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическая гостиная «День за днем говорим и растем!» Конспект родительского собрания» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Козионова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД