елена русакова
Конспект родительского собрания «Кувшин эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
педагог-психолог Русакова Е. В.
Цель: Познакомить с некоторыми позициями грамотного выстраивания отношений с детьми. Помочь родителям разобраться в особенностях эмоционального проявления у своего ребенка. Дать психологические рекомендации при выборе стиля поведения со своим ребенком, в зависимости от его эмоциональных особенностей.
Публикация «Конспект родительского собрания „Кувшин эмоций“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Родительские собрания в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Оборудование: "Кувшин эмоций", вопросы для родителей по изучению эмоционально-волевой сферы ребенка, Тест "какой вы родитель?".
Ход собрания.
Орг. момент: У меня, как у мамы, часто возникали вопросы: "Как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Как избегать конфликтов? сегодня мне хотелось бы познакомить вас с некоторыми позициями грамотного выстраивания отношений с детьми, которые, надеюсь, помогут вам в жизни.
Юлии Борисовны Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"
1. Работа с "кувшином эмоций".
Образ кувшина поможет нам разобраться в переживаниях родителей и ребенка. Представим его схематично на рисунке.
Комментарии к "кувшину эмоций"
Переживания детей и родителей можно сравнить с полным или даже переполненным стаканом или кувшином, когда эмоции выплескиваются через край. Попробуем разобраться в причинах.
Начнем с верхнего слоя с самых неприятных, (1) разрушительных эмоций - гнева, злобы, агрессии. Они разрушают и самого человека (его психику, здоровье, и его взаимоотношения с другими людьми.
Но это чувства вторичные, они возникают от переживаний совсем другого рода - таких, как боль, страх, обида (2). Чувства второго слоя можно назвать страдательными: них присутствует большая или меньшая доля страдания, поэтому их нелегко высказать, о них умалчивают, их скрывают из-за боязни унизиться, показаться слабым.
Причина их возникновения - в неудовлетворении потребностей. За любым негативным переживанием мы всегда найдем нереализованную потребность: в любви, внимании, ласке и т. д. (3)
4 слой "кувшина эмоций" отражает отношение к самому себе, самооценку. В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Положительное отношение к себе - основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Он ждет от нас подтверждения того, что он хороший, что его любят, что он может справиться,
Далее с опорой на схему обсуждаются ситуации.
Ситуации "Чей "кувшин эмоций" переполнен?"
Подходя к дому, вы встречаете собственного сына: лицо измазано, пуговица оторвана, рубашка вылезла из брюк. Прохожие оглядываются, улыбаются; вам же неприятен вид сына. А он замечает: он прекрасно провел время, и рад встречи с вами.
Малыш с энтузиазмом катает по полу свою машинку. Вы торопитесь на работу, сын мешает, пугается под ногами, одним словом, раздражает вас,
Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш и со
Слезами: "Он отнял мою машинку!"
Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает; она отказывается надевать "эту уродскую шапку".
Ситуации "Чувство ребенка"
(чувства нужно определить и назвать,
Ребенку сделали укол, он плачет: "Доктор плохой1. "
" Старшин сын маме: "Ты всегда ее защищаешь, говоришь "маленькая, маленькая", а меня никогда не жалеешь".
"Сегодня, когда мы ходили на прогулку. Петя выбил у меня корзинку для игрушек, и из нее все высыпалось".
Ситуации "Чувства родителей"
(нужно определить свои возможные переживания).
Ребенок шалил за столом, несмотря на предупреждение, пролил молоко.
Вы входите в комнату (9-й этаж) и видите вашего сына-дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна.
С работы должен прийти муж, вы просите дочь сбегать за хлебом, она отказывается, Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который бы приготовили к торжеству.
2. Вопросы для родителей по изучению эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста.
3. Тест "Какой вы родитель?"
4. Заключительная часть.
Секреты успешного взаимодействия с ребенком.
Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или "чувство само ценности"
1. Безусловно, принимать его.
2. Активно "слушать" его переживания и потребности.
В. Проводить время вместе (читать, играть, заниматься).
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами " (значит, доверять).
8. Конструктивно разрешать конфликту,
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например:
Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты. -
Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем.) вместе.
Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
10. Обнимать не менее 4, а лучше 8 раз в день.
Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка (разделенное горе уменьшается).
"Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
/ По материалам книги:
Юлии Борисовны Гиппенрейтер
"Общаться с ребенком. Как?" /