Светлана Недилько
Конспект родительского собрания «Как развивать память с самого раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в 1 младшей группе.
Как развивать память с самого раннего возраста
Публикация «Конспект родительского собрания „Как развивать память с самого раннего возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Память. Развитие памяти у детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Все люди рождаются с разными способностями к запоминанию. Но существует много способов развивать память с самого раннего возраста с учетом личных возможностей малыша. Память - один из важнейших психических процессов. Она делает возможным обучение и развитие. Память помогает ребенку познавать мир и устанавливать связи между предметами, событиями, явлениями, людьми. Без нее невозможна ни одна целенаправленная деятельность. Развитие памяти взаимосвязано с развитием речи, мышления, восприятия, внимания и двигательной активности. «Помочь» этому процессу взрослые могут, разобравшись в возрастных нюансах формирования памяти.
САМЫЕ МАЛЕНЬКИЕ (1-2 года)
Годовалый ребенок живет сегодняшним днем. Он не помнит того, что было вчера, и не способен нарисовать в воображении «завтра». Все его внимание сконцентрировано на том, что его окружает в данный момент. Малыш способен различать знакомые предметы, звуки, запахи, вкусы, поверхности. Опираясь на знания, полученные от органов чувств, он учится быстрее распознавать предметы вокруг себя.
Советы родителям
• На прогулке и дома показывайте ребенку как можно больше разных предметов. Называйте их и рассказывайте о них (что это, какое оно, что делает). Обращайте внимание на свойства: приятно пахнет, мягкое, холодное, звенит, красное и т. д. Давайте малышу как следует «насладиться» исследуемым объектом. Многочисленное повторение приведет к запоминанию новых слов, обозначающих названия предметов, их свойств и действий.
• Реагируйте на все, что интересно самому крохе. Следуйте за его активным указующим пальчиком, называя все, что привлекает внимание малыша.
• Из игрушек для этого возраста подойдут разноцветные пирамидки (в 3-4 кольца, кубики, разные емкости, вкладывающиеся друг в друга.
Игры
«Угадайка»
С ребенком можно поиграть в игру «Что это?» или «Кто это?». Сначала сами показывайте на предмет и спрашивайте: «Что это?» Подождав несколько секунд, чтобы привлечь внимание малыша, назовите предмет. Как только ребенок поймет, что все имеет названия, он захочет узнать как можно больше. Поэтому скоро сам начнет показывать пальчиком и произносить какой-нибудь звук с вопросительной интонацией, а потом и задавать вопрос самостоятельно. Эта игра развивает словарный запас и тренирует память.
«Называлки»
Поскольку ребенок в этом возрасте активно изучает свое тело, родители помогут ему в этом, задавая вопросы: «А где у тебя носик (глазки, ручки, пальчики, пятки, коленки и т. д. ?» По мере освоения материала игру можно усложнить, спрашивая «где носик у папы?», «а у мамы?», «а у мальчика на картинке?». И уже к 1,5 годам малыш, как правило, будет хорошо знать части своего тела.
УПОРНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ (2-3 года)
В этот период ребенок осваивает связи между предметами, их свойствами, признаками и действиями. Например, если малыш заинтересовался предметом, теперь мало его назвать - нужно сказать, что он делает (плавает, летает, ездит, лает, чирикает и т. д.) С 2 лет малыш хорошо запоминает небольшие стишки; знает некоторые цифры, буквы, геометрические фигуры, животных, фрукты, овощи, ягоды. По пути на детскую площадку вы можете описывать все, что видите.
Советы родителям
• Продолжайте удовлетворять любопытство крохи. Называйте все, что его интересует.
• Отвечайте на его вопросы, можно более просто и точно.
• Учите стишки и песенки. Разглядывайте картинки и многократно перечитывайте любимые книжки.
• Чем больше видов деятельности освоит ребенок, тем больше ассоциативных связей, помогающих запоминанию, будет создаваться.
Игры
«Секретики»
Попробуйте зарыть секретик (это может быть вырезанная картинка из журнала, положенная под кусок прозрачного пластика, или пуговка). «Секретики» можно зарыть у приметного дерева и запомнить ориентиры. Через какое-то время предложите ребенку найти спрятанное. Помогайте только в случае большого затруднения. Так тренируется память. Малыш в состоянии выучить цифры до 10 и некоторые буквы. Для этого можно разровнять снег и, пользуясь палочкой, рисовать на нем числа или буквы и произносить их. А для лучшего запоминания обращать внимание малыша на особенности буквы (на что она похожа, а с цифрами проводить ассоциации - например, сколько ему лет. Это упражнение тренирует память и расширяет кругозор.
3-4 года. В этом возрасте ребенок учится четко различать основные цвета, знает основные геометрические формы, начинает сравнивать предметы по разным признакам: величине, форме, цвету, количеству. И учится подбирать пару по заданному признаку. Овладевает такими понятиями, как «маломного», «большой-маленький», «высоко-низко». Может соотнести цифры до 3 (иногда до 5) с количеством пальцев на руке.
Советы родителям
• Важно, чтобы ребенок как можно больше говорил. Для этого просите, чтобы он подробно описывал увиденное. Играйте в «Что делает?», проходя мимо кого-то/чего-то или рассматривая картинки, спрашивайте: «Этот дедушка что делает?» Ответом может быть: «Идет» или «Сидит и смотрит».
• Расширяйте кругозор ребенка. К 4 годам ему положено знать основные овощи, фрукты, ягоды, деревья, цветы, грибы, животных (причем выделять домашних и диких, птиц; одежду и обувь. Малыш должен ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь, знать времена года.
Игры
«Повторялки»
Взрослый показывает подряд 1-2 движения, и ребенок должен их повторить в той же последовательности. Игру можно усложнять, добавляя трудные движения. Так будет развиваться мышечная память тела.
«Запоминалки»
Приготовить 10 карточек с изображениями. Ребенок вытаскивает три и разглядывает их некоторое время. Потом ему даются все 10 карточек, и он должен выбрать из них те, которые вытаскивал.
«Найди пару»
Надо находить пару из предложенных картинок или предметов. Еще следует позаботиться о том, чтобы малыш умел классифицировать предметы по группам и давать им названия (яблоко, груша и персик - фрукты; майка, рубашка и штаны - одежда и т. д.).
МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ (4-5 лет)
В этом возрасте уже ясно, какими «талантами» обладает ребенок, что ему легче дается. Также видны слабые места - то, чего не знает или не может понять ребенок и что нужно постараться ему объяснить.
Советы родителям
• Постарайтесь определить, что малышу легче запомнить -картинку (образ) или слова на слух. Помогайте запоминать новую информацию с опорой на разные органы чувств. Уделяйте внимание тому, что вызывает затруднение.
• Учите с ребенком стишки, песенки, считалки. Обсуждайте разные профессии (название, кто и что делает).
• Обратите внимание на то, как ребенок запоминает правила игры. Можно разучивать их заранее, проговаривать возможные игровые ситуации. И тогда в нужный момент память малыша «не подкачает».
Игры
«Почемучка»
Противоположности
Ребенку предлагается запоминать пары слов-антонимов: девочка-мальчик, кошка-собака, холодно-горячо и т. д.
Времена года
Взрослый описывает время года, а малыш как можно быстрее должен догадаться и назвать его. Усложнить игру можно объяснением, что ему помогло догадаться и как еще можно описать данное время года. Если детей несколько, то играть можно на скорость.
«Отгадайка»
Загадываем слово. Затем, не называя слова, даем описание предмета, человека, животного, явления. Например, солнышко. Мы говорим: «Большое, теплое, светит». Сначала пусть малыш научится отгадывать, а со временем сможет сам подбирать нужные для описания слова.
Не за горами у малыша поступление в первый класс. И нагрузка его ожидает гораздо более значительная, чем в детсадовские годы. А хорошо развитая память сможет облегчить ему адаптацию к школьным правилам и освоение новых предметов. Дело родителей -помочь ребенку развить этот заложенный природой механизм вовремя.
От 1 до 3 лет ведущей является предметная деятельность, направленная на овладение традиционными способами употребления вещей (т. е. в игрушки надо играть, одежду - надевать, ложкой - есть и т. д.). Именно она оказывает наибольшее влияние на развитие памяти.
С 3 до 6 лет ведущая деятельность - ролевая игра. Происходит освоение социальных норм и взаимоотношений между людьми, формируется произвольность поведения. Восприятие, которое во многом развивает память, в этом возрасте становится более осмысленным. Ребенок начинает анализировать увиденное и услышанное.